Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».
статья по теме

Из опыта работы по  адаптации учащихся с ограниченными умственными  возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными  возможностями».

 Учитель  : Дешевых И.Н.

  1. Коррекционная работа – это  система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей. Коррекционная работа является основой  процесса обучения умственно отсталых детей.

Во вспомогательной школе в коррекционных целях предусматривается  значительный по срокам период работы с начинающими обучение умственно отсталыми детьми. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире вещей и явлений; воспитываются простые навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений. Все это осуществляется в системе учебных занятий и организации элементарного труда детей по самообслуживанию.

        Большое значение для коррекционной работы имеет трудовое обучение, в содержание которого входит не только формирование у учащихся производственных навыков, но и воспитание умения планировать свою работу, пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умения оценивать качество работы по определенным показателям, производить счетно-измерительные операции и решать ряд других мыслительных задач, связанных с выполнением трудового задания.

        Особое место в коррекционной работе занимает формирование нравственных качеств у учащихся и исправление характера недостатков, воспитание положительного отношения к труду.

        Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения центральной нервной системы. Поэтому коррекционная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей: для одних используется охранительный режим (Родимов В.), для других более активные, стимулирующие педагогические мероприятия (Егоров Д., Долгов Ю.), при этом варьируется степень учебной нагрузки, ее объем, сложность и т.д. (Зайцев А., Самойлов Л.).

        Правильность исследования педагогических основ коррекционной направленности и правильность построения коррекционной работы помогает подготовить учащихся вспомогательных школ к самостоятельной трудовой деятельности.

  1. Умственно отсталый ребенок в силу  особенностей своего развития не может учиться в общеобразовательной школе. Более того в ряде случаев, когда умственно отсталый ребенок по каким-либо причинам задерживался в общеобразовательной школе, то оказалось, что в этих условиях он не развивался, отставал не только от нормальных детей, но и от своих сверстников, обучающихся в специальной школе. Следовательно для того, чтобы аномальный ребенок мог в какой-то мере развиваться, его необходимо поместить в особые педагогические условия.  ( примеры из СОШ).

Прежде всего задачей специальной школы является создание таких условий, при которых можно активизировать умственное развитие  ее учеников.

 Каковы же эти условия?

  1. Специальная школа в течение длительного периода  времени готовит учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессиональных знаний и трудовых навыков ( 3 профиля трудового обучения: столярное дело, слесарное дело и швейное дело).
  2. Обучение школьным знаниям и приобретение навыков в специальной школе  также подчинено задаче коррекции умственного развития учащихся. Каждый новый шаг в усвоении знаний и навыков должен быть и новым шагом в умственном развитии и коррекции личности аномального ребенка.
  3. Трудовое обучение в специальной школе есть также мощное средство в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие ребенка. Ручная предметная деятельность, как более конкретная и более понятная для ребенка, является исходной для включения умственно отсталого в процесс обучения.

Труд в специальной школе  есть одно из обязательных коррекционно-воспитательных средств умственного развития ребенка.

Таким образом принцип всестороннего развития личности ребенка в условиях специальной школы надо понимать как принцип активной коррекции недостатков умственного и физического развития аномального ребенка.

  1. В специальных школах нашей страны задачи трудового обучения рассматриваются как наиболее важные. Они изменяются в соответствии с ростом трудовой подготовленности школьников и их возрастными особенностями. Однако все этапы обучения имеют общую задачу, которая заключается в коррекции наиболее значимых для трудового процесса сторон деятельности  школьника и свойств его личности.

Основная цель коррекционной работы при обучении труду состоит в повышении уровня развития трудовой деятельности учащихся путем возможно полного исправления ее нарушенных компонентов. К последним прежде всего относится процесс ориентировки в трудовом задании, включающий как главный момент формирования образа результата труда, а также процессы планирования и контроля работы.

Коррекционное педагогическое воздействие одновременно играет роль дидактического средства, способствующего усвоению конкретного учебного материала. Следовательно, такое воздействие имеет как ближайшую цель, так и перспективную, собственно коррекционную.

        Продуктивность коррекционной работы в трудовом обучении  зависит от ряда обстоятельств, среди них два имеют принципиальное значение.

Первое условие -  необходимость длительного воздействия, поскольку коррекция дефекта- процесс трудоемкий и требует  целенаправленных, настойчивых и длительных усилий учителя. Обучение, которое ставит своей целью только знакомство учащихся с учебным материалом, малоэффективно в отношении коррекции.

Второе условие – профессиональный характер трудового обучения, начиная со средних классов  9-летней специальной школы (профили обучения).

        Профессионально-трудовое обучение решает не только коррекционные задачи, оно существенно облегчает процесс адаптации воспитанников школы на производстве (прошлое время). Однако здесь мы рассматриваем профессиональный характер трудового обучения как условие коррекционной работы с учащимися (80-е годы).

        Профессиональный характер трудового обучения позволяет, начиная с пятого класса проводить коллективную работу учащихся с разделением труда по операциям, когда каждый ученик ответственен за выполнение отдельной операции (работа по звеньям: Егоров Д.. Долгов Ю.;  Зайцев А., Самойлов Л.. на опыте работы общеобразовательной школы). Появляется возможность не только формировать у школьников необходимые для того или иного вида труда умения, навыки, но и корригировать взаимоотношения  учащихся в коллективном труде (начиная постепенно с 6 класс), воспитывать у них качества коллективизма.

        Профессиональное обучение способствует коррекции познавательных умений умственно отсталых учащихся и в первую очередь умения применять знания на практике.

        Среди других наиболее важных условий, определяющих эффективность коррекционной работы, следует выделить необходимость  специальной подготовки учителей трудового обучения (курсы)  и материально-техническую базу учебных мастерских.

        Коррекционное обучение включает общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции.

Педагогические меры индивидуальной коррекции основываются на  трех группах  свойств  школьников: интегральных (темперамент, характер, патология нейродинамики), типологических  в данном виде деятельности  и свойствах, отражающих  сугубо индивидуальное (единичное) в ребенке.

        Основной формой решения задач индивидуальной коррекции является дифференцированный подход к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, осуществляемый с помощью специальных методов и приемов.  Большинство из них направлено на исправление определенных  недостатков учащихся.

  1. Решение коррекционных задач далеко не исчерпывает всех проблем трудовой подготовки учащихся специальных школ. Однако исправление недостатков трудовой деятельности школьников  и повышение на этой основе ее общего уровня  является специфической для специальной школы задачей. От ее решения во многом зависит  уровень продуктивности труда  выпускников специальных школ.
  2. Из опыта работы
  3. Литература:
  1. Дульнев Г.М. «Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе»
  2. Журналы «Дефектология»: №3 1981 г., №5 1985 г., №1 1986 г.
  3. Дефектологический словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»

Условия создаваемые  для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях....

психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"

В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями

Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....

Публикация на тему"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями."

Актуальность статьи в том, что важной задачей чему должны научиться педагоги в работе с детьми с ОВЗ - это учитывать многообразие в своем педагогическом подходе к каждому ребенку....