Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».
статья по теме
Из опыта работы по адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psikhol._pedag._osnovy_prof._adaptatsii_detey_s_ovz.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».
Учитель : Дешевых И.Н.
- Коррекционная работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей. Коррекционная работа является основой процесса обучения умственно отсталых детей.
Во вспомогательной школе в коррекционных целях предусматривается значительный по срокам период работы с начинающими обучение умственно отсталыми детьми. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире вещей и явлений; воспитываются простые навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений. Все это осуществляется в системе учебных занятий и организации элементарного труда детей по самообслуживанию.
Большое значение для коррекционной работы имеет трудовое обучение, в содержание которого входит не только формирование у учащихся производственных навыков, но и воспитание умения планировать свою работу, пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умения оценивать качество работы по определенным показателям, производить счетно-измерительные операции и решать ряд других мыслительных задач, связанных с выполнением трудового задания.
Особое место в коррекционной работе занимает формирование нравственных качеств у учащихся и исправление характера недостатков, воспитание положительного отношения к труду.
Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения центральной нервной системы. Поэтому коррекционная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей: для одних используется охранительный режим (Родимов В.), для других более активные, стимулирующие педагогические мероприятия (Егоров Д., Долгов Ю.), при этом варьируется степень учебной нагрузки, ее объем, сложность и т.д. (Зайцев А., Самойлов Л.).
Правильность исследования педагогических основ коррекционной направленности и правильность построения коррекционной работы помогает подготовить учащихся вспомогательных школ к самостоятельной трудовой деятельности.
- Умственно отсталый ребенок в силу особенностей своего развития не может учиться в общеобразовательной школе. Более того в ряде случаев, когда умственно отсталый ребенок по каким-либо причинам задерживался в общеобразовательной школе, то оказалось, что в этих условиях он не развивался, отставал не только от нормальных детей, но и от своих сверстников, обучающихся в специальной школе. Следовательно для того, чтобы аномальный ребенок мог в какой-то мере развиваться, его необходимо поместить в особые педагогические условия. ( примеры из СОШ).
Прежде всего задачей специальной школы является создание таких условий, при которых можно активизировать умственное развитие ее учеников.
Каковы же эти условия?
- Специальная школа в течение длительного периода времени готовит учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессиональных знаний и трудовых навыков ( 3 профиля трудового обучения: столярное дело, слесарное дело и швейное дело).
- Обучение школьным знаниям и приобретение навыков в специальной школе также подчинено задаче коррекции умственного развития учащихся. Каждый новый шаг в усвоении знаний и навыков должен быть и новым шагом в умственном развитии и коррекции личности аномального ребенка.
- Трудовое обучение в специальной школе есть также мощное средство в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие ребенка. Ручная предметная деятельность, как более конкретная и более понятная для ребенка, является исходной для включения умственно отсталого в процесс обучения.
Труд в специальной школе есть одно из обязательных коррекционно-воспитательных средств умственного развития ребенка.
Таким образом принцип всестороннего развития личности ребенка в условиях специальной школы надо понимать как принцип активной коррекции недостатков умственного и физического развития аномального ребенка.
- В специальных школах нашей страны задачи трудового обучения рассматриваются как наиболее важные. Они изменяются в соответствии с ростом трудовой подготовленности школьников и их возрастными особенностями. Однако все этапы обучения имеют общую задачу, которая заключается в коррекции наиболее значимых для трудового процесса сторон деятельности школьника и свойств его личности.
Основная цель коррекционной работы при обучении труду состоит в повышении уровня развития трудовой деятельности учащихся путем возможно полного исправления ее нарушенных компонентов. К последним прежде всего относится процесс ориентировки в трудовом задании, включающий как главный момент формирования образа результата труда, а также процессы планирования и контроля работы.
Коррекционное педагогическое воздействие одновременно играет роль дидактического средства, способствующего усвоению конкретного учебного материала. Следовательно, такое воздействие имеет как ближайшую цель, так и перспективную, собственно коррекционную.
Продуктивность коррекционной работы в трудовом обучении зависит от ряда обстоятельств, среди них два имеют принципиальное значение.
Первое условие - необходимость длительного воздействия, поскольку коррекция дефекта- процесс трудоемкий и требует целенаправленных, настойчивых и длительных усилий учителя. Обучение, которое ставит своей целью только знакомство учащихся с учебным материалом, малоэффективно в отношении коррекции.
Второе условие – профессиональный характер трудового обучения, начиная со средних классов 9-летней специальной школы (профили обучения).
Профессионально-трудовое обучение решает не только коррекционные задачи, оно существенно облегчает процесс адаптации воспитанников школы на производстве (прошлое время). Однако здесь мы рассматриваем профессиональный характер трудового обучения как условие коррекционной работы с учащимися (80-е годы).
Профессиональный характер трудового обучения позволяет, начиная с пятого класса проводить коллективную работу учащихся с разделением труда по операциям, когда каждый ученик ответственен за выполнение отдельной операции (работа по звеньям: Егоров Д.. Долгов Ю.; Зайцев А., Самойлов Л.. на опыте работы общеобразовательной школы). Появляется возможность не только формировать у школьников необходимые для того или иного вида труда умения, навыки, но и корригировать взаимоотношения учащихся в коллективном труде (начиная постепенно с 6 класс), воспитывать у них качества коллективизма.
Профессиональное обучение способствует коррекции познавательных умений умственно отсталых учащихся и в первую очередь умения применять знания на практике.
Среди других наиболее важных условий, определяющих эффективность коррекционной работы, следует выделить необходимость специальной подготовки учителей трудового обучения (курсы) и материально-техническую базу учебных мастерских.
Коррекционное обучение включает общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции.
Педагогические меры индивидуальной коррекции основываются на трех группах свойств школьников: интегральных (темперамент, характер, патология нейродинамики), типологических в данном виде деятельности и свойствах, отражающих сугубо индивидуальное (единичное) в ребенке.
Основной формой решения задач индивидуальной коррекции является дифференцированный подход к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, осуществляемый с помощью специальных методов и приемов. Большинство из них направлено на исправление определенных недостатков учащихся.
- Решение коррекционных задач далеко не исчерпывает всех проблем трудовой подготовки учащихся специальных школ. Однако исправление недостатков трудовой деятельности школьников и повышение на этой основе ее общего уровня является специфической для специальной школы задачей. От ее решения во многом зависит уровень продуктивности труда выпускников специальных школ.
- Из опыта работы
- Литература:
- Дульнев Г.М. «Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе»
- Журналы «Дефектология»: №3 1981 г., №5 1985 г., №1 1986 г.
- Дефектологический словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»
Условия создаваемые для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях....
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями
Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....
Публикация на тему"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями."
Актуальность статьи в том, что важной задачей чему должны научиться педагоги в работе с детьми с ОВЗ - это учитывать многообразие в своем педагогическом подходе к каждому ребенку....