Здоровьесберегающие технологии в логопедии
статья на тему

Шевцова Оксана Николаевна

   В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Данный доклад представляет собой обзор здоровьесберегающих технологии в логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Доклад  учителя – логопеда Шевцовой О.Н. на тему:

«Здоровьесберегающие  технологии

в  логопедии».

г.Ершов

2014 г.

   В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

В силу этих причин, я столкнулась с необходимостью изучения новых методов и технологий, которые бы способствовали более успешному коррекционному процессу.

Одной из главных задач моей  логопедической работы стала -  создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

     В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.

         Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья;

 - технологии обучения здоровому образу жизни;

 - коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

К ним относятся:

 Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС

         Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине детям с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На занятиях я широко использую дыхательную  гимнастику А.Н. Стрельниковой. Эти упражнения полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий правильной речи.

Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

 Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

 Прежде всего, это обучение детей различным видам массажей и самомассажей.

 Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж я использую в логопедической работе с детьми с дизартрией. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу.

Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Коррекционные технологии

Логоритмика – также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

 Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения провожу с детьми под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

          Кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. 

         И в заключении хотелось бы отметить, что здоровьесберегающие технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.