Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"
план-конспект занятия на тему

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_shch.doc958 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук щ.

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.  

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний».
- Назовите лишний звук:

А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь

2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.

Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище.
(Щетка. В слове щетка первый звук щ.) 

- Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)

- Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)

3. Анализ артикуляции звука [щ].

- Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)

- Дайте характеристику звуку щ. (Согласный,  мягкий, глухой.)

4. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

 Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

 - Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».

-Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].

Это не кот, а огромный …(котище),

У него не усы, а …(усищи).

У него не когти, а … (когтищи),

У него не глаза, а…   (глазищи),

У него не хвост, а…(хвостище),

У него не зубы, а…(зубищи),

в) Игра «Повтори - не ошибись»

Произношение ряда слов со звуком щ.

- Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:

усищи  когтищи  глазищи  хвостище;

когтищи  глазищи  усищи  хвостище;

хвостище  усищи  когтищи  глазищи.

 

5. Выделение звука [щ] из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

 Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .

Уборщица, столяр, дрессировщик,

шахтер, носильщик, слесарь,

сварщик, овощевод, регулировщик,

точильщик, космонавт, шофер,

чистильщик, штукатур, стекольщик,

танцовщица, выдумщик.

- Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)

б) Игра «Где слышится звук?».

- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.

  (Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)

 

6.. Физминутка.

- Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»

 

7. Звуко-слоговой анализ слов.

Игра «Зашифруй слова»

Составление звуковой схемы слова «пильщик».

– Сколько  слогов в слове  пильщик? (Два слога)

– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и)

– Сколько  звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)

– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)

– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?

8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.

Игра «Произнеси четко».

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

  Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)

9.. Итог деятельности.

Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.

 


Тема: Буквы Щ, щ.

Цель: познакомить детей с графическим обозначением звука [щ]; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.

Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Замени звук»

Замените первый звук в слове на звук [щ].
кепка -.....,  толк -......

мука -...... ,   река -......

кит -…… ,    венок -......

мель-......,    детина -......

тучка-......,   полка -……

тётка - …..,   виток - ......

2. Повторение характеристики звука [щ].

– Расскажите о звуке [щ]. Вспомните  чистоговорки со звуком [щ].

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока и др.

3. Знакомство с буквой Щщ.

Логопед демонстрирует картинку осьминога.

Кто это? Где живут осьминоги? (На морском дне.) Тело у осьми-нога, как…мешок. Глаза большие, как у…совы, восемь...щупалец. Осьминога можно приручить. Если человек кормит его, осьминог становится ручным.  Наш осьминог ученый. На щупальцах осьминога задания. Выполним первое задание.

 – Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обозначает звук [щ]. Рассмотрите буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы?

 

  1. Чтение слогов и слов.

 Логопед берет карточку со второго щупальца.

1) –Подружите букву щ с гласными буквами.

Слог ща пишется с буквой а. Слог щу пишется с буквой у.  

2) Задание с третьего щупальца осьминога.

–Прочтите слова.

3) Задание с четвёртого щупальца осьминога.

–Что обозначают эти слова? (Предметы, признаки предметов, действия.)  

5. Физминутка.

Логопед берет карточку с пятого щупальца.

Подвижная игра «Море волнуется».

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

6. Звуко-буквенный анализ слов.

1) Логопед берет карточку с шестого щупальца.

  • Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – пещера. (Звуко-слоговой анализ слова без опоры на схему.) Составьте в кассе слово «пещера».

Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Назовите второй слог в слове «ищу». Какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? (В слоге «щу» всегда пишется гласная буква «у».) Составьте в кассе слово «ищу». Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя  пища. Разделите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему? Составьте слово в кассе. Придумайте другие слова со слогом «ща» («щу»).

2) Игра «Наборщики».

Задание с седьмого щупальца осьминога.

Осьминог просит вас составить слова из букв слова щекотка (щека, кот, ток .)

3) Игра «Буква потерялась»

Задание с восьмого щупальца осьминога.

…епка

пла…

кле…и

ча…а

…авель

Дети объясняют значение слов.

8. Итог деятельности.

– С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Какое правило вы запомнили?

– С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой портрет (раскраску).

 


щекотка


…епка

пла…

кле…и

ча…а

…авель

плю…


 Тема: звуки [щ]–[ч]; буквы Щ–Ч.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ]–[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.

Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись музыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Ход занятия.

1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».

Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.

ща        щи        ще

ча        чи        че

щу        ще        ще

чу        че        че

2.        Сравнение звуков [щ]–[ч].

  • Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
  • Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Сравните звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].

3.        Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.

–        Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если услышите в словах звук [щ] «просыпаются» дети 1–го ряда. Если услышите в словах звук [ч] «просыпаются» дети 2–го ряда.

«Это был замечательный человечек, с плотным туловищем, в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка, а на спине узкий плащ. На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика».

  • Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мышиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
  • Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите слова со звуком [щ] ([ч]).

4.        Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.

–        Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.

Ща – ща – ча – ча.

Чи – щи – щи – чи.

Ещ – еч – ещ – еч.

5.        Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.

–        Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].

челка–...        плач–...

мочь–...        размечать –

печать –

6.        Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.

–        Щелкунчик объявил общее наступление:

Лечу, скачу, ищу, верчу.

Щелк, щелк – разобью мышиный полк!

Дети упражняются в отчетливом произношении фразы

7.        Физмйнутка.

Повторить позу под музыку (под бубен). Позы на карточках (10x12 см).

8.        Дифференциация букв щ–ч при чтении и на письме.

а)        «Соотнеси слова и картинки».

–        Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.

б)        «Слоги потерялись».

–        Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.

в)        Чтение слов.

–        Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанные на мече.

–        Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.

9. Итог занятия.

–        Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.

ЗАДАНИЕ №125

Тема: –звуки [щ]–[сь]; буквы Щ–С.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

–        Измените слова по образцу: лечит – лечащий
журчит – ...        стучит – ...        читает – ...
кричит – ...             скучает – ...        звучит – ...
ворчит–...             мычит–...        качает–...
молчит – ...             мечтает – ...        начинает – ...

2.        Сравнение звуков [щ]–[съ] (с. 25).

Тики–тики–тики–так!

Сделаем сейчас вот так.

Слово громко называем,

Звук последний выделяем.

Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].

–        Расскажите о звуке [щ].

Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].        

–        Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.

–        Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:

–        Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].

3. Выделение звуков из состава слова.

–        Доскажите словечко:

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (Светлячок.)

Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.

–        В роще среди густой травы жил–был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.

Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда – если услышат звук [сь].

веселый        настоящий друг

летающий        смелый

товарищ        защитник

красивый        изящный

светлый        серебристый

– От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.

Стало скучно в роще мне. Полечу–ка я к реке.

–        Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).

5.        Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.

–        Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»

Я – ящерица, как змейка,

В траве мелькаю,

Хвостом виляю.

Хвост оборву –

Другой наживу.

–        А почему ты глаза прикрыла? – спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:

Я щурюсь от сильного освещения.        Мы...

Ты...        Вы...

Он...        Они...

6.        Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».

Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек – «ящерицы». Первый ребенок – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.

7.        Дифференциация букв щ–с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.

–Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук – черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.

–        Кто ты такой? – Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:

«Я – малютка жучок,

Полевой сверчок.

Местный я талант,

Скрипач – музыкант. –

Послушай мои песни.

–        Пропойте песенки сверчка.

Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.

б) «Математическая грамота».

–        Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто–то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.

–        К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.

Аналогично решаются остальные примеры.

–        Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.

8. Итог занятия.

Хоть я побывал везде –

На лугу и на реке.

Нет, считаю, ничего

Лучше дома моего.

–        Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....


 

Комментарии

Муковнина Юлия Александровна

Очень хорошее занятие.