Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация
план-конспект урока (6 класс) по теме

Визгалова Вера Владимировна

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_padezhnye_okonchaniya_sushchestvitelnykh.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по письму и развитию речи

«Безударные падежные окончания существительных 3 склонения»

в 6 коррекционном (специальном) классе

8 вида обучения

Подготовила

учитель-дефектолог

Визгалова В.В.

        

2014 год

Цели: 

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить знания учащихся о  правописании падежных окончаний имён  существительных единственного числа;
  • вспомнить правописание безударных падежных окончаний существительных 3 склонения единственного числа. 
  • формировать  умения  склонять имена существительные 3 склонения;
  •  отрабатывать  навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 3 склонения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать самоконтроль (умение планировать деятельность, умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму);
  •  развивать и корректировать память, мышление, внимание;
  • развивать речь (словарная работа, активизация словаря, монологическая речь).

Коррекционно-воспитательные:

  • создать доброжелательную атмосферы на уроке;
  • воспитывать интерес  к уроку русского языка через использование ИКТ, постоянную смену деятельности, создания ситуации успеха.
  • воспитывать ответственность учащихся за результат своей деятельности и деятельности учащихся всего класса;
  • развивать взаимоуважение в ходе групповой работы;

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, коллективная. 

    Оборудование:

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 6 класс». Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Москва,   «Просвещение», 2010 год, компьютер, мультимедийная установка, классная доска, раздаточный материал по теме урока.

Ход учебного занятия.

1. Организационный момент. Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Откройте тетради. Запишите, пожалуйста, число.

  1. Сообщение темы урока и его задач.

- Прочитайте тему урока «про себя». Прочитайте вслух.

Сегодня мы вспомним правописание безударных падежных окончаний существительных 3 склонения единственного числа 

и будем учиться их писать.

3. Мотивация и актуализация знаний (Подготовка к восприятию нового материала). Повторение ранее изученного.

Слайды (3-6)

1) Беседа по вопросам:

- Какую часть речи мы изучаем?

- Что обозначает имя существительное?  

- На какие вопросы отвечают  существительные?  

- Какими бывают имена существительные?

- Как изменяются?

- Сколько склонений у существительного?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко  2-ому? К 3-ему?

2) Зрительный диктант: Вам нужно назвать одним словом то, что вы увидите, но только если это слово относится к 3 склонению, записать в тетрадь.

На слайдах (7-16) изображены: черепаха, медведь, заяц, дерево, печь, яблоко, кукла, морковь, мышь, медаль.

- Проверяем. Правильно, ребята.

3) Заполнить таблицы падежных окончаний существительных 1-ого и 2-ого склонений. Проверка. Слайды (17-18)

4. Словарная работа.

1)  Игра «Расшифруй» (Слайд 19)

(На доске таблица):

 

а

б

в

г

1

хо

смо

ин

даль

2

ро

зя

ме

ра

3

сол

не

ди

мор

4

фа

ковь

дат

на

Отгадайте, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

  1. 1а2б1в      (хозяин)
  2. 1б2а3в4г  (смородина)
  3. 4а3б2г      (фанера)
  4. 3а4в          (солдат)
  5. 2в1г          (медаль)

Запись слов в тетрадь с определением склонения.

 2) Работа с текстом: Слайд (20)

  Прочитай текст. Вставь пропущеное слово.  (Ученик читает отрывок. Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел. А Суворов раз — и …. ему на рубаху. Вечером солдаты расселись  у палаток и  стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды).

- Из какого произведения отрывок? («Медаль»).

- Вспомните, при каких обстоятельствах Шапкин получил медаль от Суворова?

- Какое слово пропущенно? (Пропущено слово «медаль»).

- Что такое «медаль»? Найдите подсказку в тексте. (Награда).

Вот как определяется значение этого слова в словаре Ожегова: Слайд (21)

 Знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком-нибудь событии.

3) Звуко-буквенный анализ слова.(Один ученик работает у доски).

медаль – ме- даль -6 б., 5 зв., 2 глас., 3 соглас..

4) Составить и записать предложение со словарным словом.

5. Гимнастика для глаз. Презентация

  1. Знакомство с новым материалом.

- Вспомните, какие существительные относятся к 3 склонению?

- Изменим существительное 3 склонения степь по падежам, выделим окончания, поставим ударение. Проверка Слайд (23)

- Теперь просклоняем существительное медаль. Слайды (24-28)

-Сделаем вывод о правописании безударных  и ударных окончаний существительных 3 склонения: Слайд (29)

Безударные и ударные   окончания  существительных 3 склонения  пишутся одинаково. Безударные окончания  существительных можно проверить  ударными окончаниями.

- Сделаем вывод: какие окончания пишутся у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.? (У существитльных 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п. пишется окончание –и).

Оценивание работы учащихся.

6. Физкультминутка. Слайд (30)

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. 

Конь, лошадь, олень, морковь, картофель, рожь, жизнь, пень, день, тишь, радость, дождь, медаль.

7. Закрепление материала.

 1) Задание на доске: Слайд (31)

 (словосочетания из презентации), один учащийся выполняет на доске.

Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

   Говорить о жизн., подойти к сирен., связать из шерст.,

ехал верхом на лошад.

Проверка.

2) Работа с учебниками стр. 90 упр. 144. Слайд (32)

- Спиши, раскрывая скобки.

Проверка выполнения задания, оценивание (Взаимопроверка).
- Что нового вы узнали о медали из текста упражнения?

8. Итог урока.

- Что вспомнили?

- Что узнали?

- Чему научились?

Оценивание работы учащихся.

9. Домашнее задание: таблицы, стр. 91 упр.145 Слайд (30)

10. Рефлексия.

- Какую картинку выберете?
Я работал с ___ настроением.
Я ___ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ___ .

http://deriva.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B8%CC%86-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/image3.jpeg http://deriva.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B8%CC%86-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/image1.jpeg http://deriva.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B8%CC%86-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/image2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...

Урок письма и развития речи в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Имя собственное"

Тема урока: Имена собственные. Имя на карте.Цели урока:-познакомить с именами собственными, с их написанием;-узнать новое о населенных  пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа;-закрепить знани...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...