«Организация учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида»
статья на тему

В статье говорится об учебно-воспитательной работе в школе VIII вида, о коррекционной работе с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrishena_svetlana_nikolaevna_-.docx69.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Статья на тему:

«Организация учебно-воспитательной работы

 в коррекционной школе VIII вида»

                                                  Подготовила учитель класса «Особый ребенок»:

                                                                    Петришена Светлана Николаевна

                                                                                 Пушкинский район

                                                                                 г. Санкт-Петербург

                                               2014/2015 уч. год

                                     

    Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).

         Образование, полученное в начальной школе, служит основой, фундаментом для последующего обучения. Определение современных требований к начальной школе и обеспечение качества начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

         Результаты мониторинга выпускников начальной школы показали, что учителя дают хорошие знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, но этого недостаточно. Так как при переходе в среднее звено многие испытывают трудности в способности самостоятельно работать, вступать в разговор, уважать чувства и мысли собеседника выражать свои мысли, слушать и слышать и т.д. Стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности и духовно-нравственное воспитание учащихся.

         Новый Федеральный государственный образовательный стандарт соответствует современным требованиям к образованию. Возможности, заложенные в стандарте, позволят развить лучшие качества в ребёнке, начиная с начальной школы. И федеральный компонент начального образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающей модели начальной школы. Основные приоритеты – это формирование обще-учебных умений, навыков и способов деятельности, предопределяющие в значительной мере успешность обучения в последующем звене.

      В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989)  и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с нарушением интеллекта. Отмечается тенденция к увеличению их количества.

          В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школе VIII вида направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы начального общего образования), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.

Предусматривается создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Рассматриваются как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной    формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

  Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школе VIII вида направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы начального общего образования), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.

Предусматривается создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Рассматриваются как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной    формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Коррекционная работа обеспечивает:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

   - определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

   -   определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

-  создание условий, способствующих освоению этими учащимися основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-  разработку и реализацию индивидуальных учебных планов;  

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям этих учащихся по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка (решение проблемы ребёнка с максимальной пользой и в его интересах).

- Системность (единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у этих детей, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса).

- Непрерывность (непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению).

- Вариативность (создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии).

- Рекомендательный характер оказания помощи (соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения).

Теоретико-методологической основой коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

-  нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

-   комплексного, обеспечивающего учет медика–психолого-педагогических знаний об ученике;

-  междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

 Коррекционная работа на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

    -  диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях школы;

  - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии у этих детей в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий.

  -   консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

  - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, с обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

        В соответствии с этим в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида активизировалась инициатива и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых организационных форм воспитания и обучения.

       Для реализации познавательной и творческой активности учащихся начальных классов в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, вариативность образовательного процесса.      

        Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволит учителю отработать знания, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность; воспитывать привычки четко следовать дисциплине в организации учебных занятий.

          Использование широкого списка педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться положительных результатов у учащихся.

         Наиболее широко используются нижеприведенные технологии.

        Разноуровневое обучение: У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в своих знаниях. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения.

       Технология использования в обучении игровых методов: Это способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию обще-учебных умений и навыков.

       Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

        Исследовательские методы в обучении: Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Это важно для определения индивидуального  развития каждого школьника.

       Обучение в сотрудничестве: Под сотрудничеством понимается идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

       Здоровье сберегающие технологии: Является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что большинство детей в школу приходят с плохим здоровьем. Основная цель этой технологии – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Детям нужно прививать здоровый образ жизни: проведение специальных уроков, привлечение к поддержанию санитарного состояния класса, проведение профилактики травматизма, организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни и т.д.   Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты в обучении.

       Система инновационной оценки «портфолио»: Формирование персонифицированного учета достижений ученика, определение направления индивидуального развития личности.

        Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Учителю, который стремится к творческому и профессиональному росту не составит труда обогатить свой урок, используя различные педагогические технологии. Их нельзя строго разграничивать. Они чаще всего используются комплексно. Современный учитель должен умело пользоваться ими. Этого требует современный уклад нашей жизни.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с тяжелой умствненной отсталостью...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Биология,9 класс. Система дыхания.( проверочная работа) Коррекционная школа VIII вида.

Проверочная работа по биологии для учеников 9 класса коррекционной школы VIII вида. Два варианта. Провожу двумя способами. Первый способ - индивидуальное выполнение работы. Второй способ - групповая р...

«Работа коррекционной школы VIII вида в рамках модернизации образования»

Одним из основных принципов содержания школьного образования является  жизненная необходимость и практическая значимость....