Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Степанова Наталья Валерьевна

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать текст, помочь детям раскрыть внутренний мир героев произведения, научить сопереживать, понимать точку зрения автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Степанова Наталья Валерьевна, учитель

Место работы, должность: ГБОУ Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, олигофренопедагог, учитель русского языка и чтения.

Регион: Башкортостан

Уровень образования: специальное (коррекционное) образование школы-интернат VIII вида.

Класс: 6

Предмет:  литературное чтение  

Тема урока:  С.Я.Маршак  Сказка – пьеса  «Двенадцать месяцев»

 Цели:

Коррекционно- образовательные:

        -формировать   знания о   творчестве писателя;            

        -формировать знания  о  построении  литературного произведения.

         -познакомить с литературным жанром – пьеса,

        - дать представление о художественном своеобразии                            драматического произведения;

       - ставить вопросы к данному тексту.

Коррекционно- развивающие:

          - развивать технику  чтения по ролям;

          -способствовать  развитию  творческого  мышления, памяти;

          -развивать и обогащать  словарный запас;

           -формирование умения рассуждать, обобщать.

           -развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и    зрителям радость.

Коррекционно-воспитательные:

          -воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

          -воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению;

           -воспитывать бережное отношение к книгам.

          -воспитание  положительной  мотивации к процессу обучения.

Форма урока: Урок изучения новой темы

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный,  наглядный, самостоятельная работа

Учеников в классе: 12

Используемые учебники и учебные пособия: план работы, конспект, портрет С.Я.Маршака, выставка его книг для  детей, А.К. Аксенов «Чтение» учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М:- Просвещение, компьютер, презентация к уроку.

Словарные слова: пьеса, мачеха

Краткое описание урока: представляю вашему вниманию конспект урока  литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать текст, помочь детям раскрыть внутренний мир героев произведения, научить сопереживать, понимать точку зрения автора.

План урока:   (Слайд 1)

  1. Организационный момент.
  2.  Введение в тему урока. Актуализация знаний.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Словарная работа.
  5. Изучение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Закрепление нового материала.
  8. Домашнее задание.
  9. Анализ урока воспитанниками и учителем.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте дорогие ребята

Чтоб сегодня наш урок

Всем прошел ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Слушать, думать и вникать.

 (Звучит музыка)

- У каждого на парте лежит солнышко. Оно  желает  вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте  левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.

 Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое  же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов.

  1. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

 -Итак, начинаем   урок…...какой урок?

 - Не просто урок чтения, а урок литературного чтения,

-Чем на уроке мы занимаемся?

- На уроке  мы не просто читаем, а изучаем художественные произведения.

      III. Артикуляционная гимнастика.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством С.Я. Маршака, мы изучали его ранее.

-Нам нужно вспомнить, какие произведения Маршака мы изучали?

 («Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж») 

(Слайд 2)DSC03861.JPG

-А сейчас мне хотелось бы  подробнее вспомнить  стихотворение Маршака «Багаж», мы не просто вспомним, а подготовим свой языковой аппарат, свой язычок к уроку, потому что на уроке будем много красиво говорить и конечно читать.

-Будьте внимательны, я напомню начало этого шуточного стихотворения,                  

(Слайд  3)

DSC03859.JPG

Дама сдавала багаж…… 

Чемодан
Саквояж
Картину
Корзину
Картонку
и маленькую собачонку

-Читает учитель

-Прочитайте глазками

-Прочитаем  хором

-Прочитаем скороговоркой

IV. Работа над текстом.

-Широк и многообразен мир художественной литературы.

Все произведения, которые мы с вами изучаем, строго делятся по определенным  направлениям.

-Посмотрите на эту таблицу и давайте вспомним ее.

Роды литературы

Эпос                                                        Лирика                              Драма

Сказки                                                     Сатира                              Комедия

Былины                                                   Басни      

- Мы  с вами знаем, что сказки бывают  народные и авторские. Что значит народные? Назовите русские народные сказки -    («Колобок», «Репка», «Морозко» )

-А что значит авторские?

Ее написал автор т.е конкретный человек. (Слайд 1)

DSC03860.JPG

- Сегодня на уроке мы познакомимся   с авторской сказкой, которую написал    С.Я. Маршак. Но данная сказка автором написана в виде пьесы.

Тема нашего урока звучит так: С.Я.Маршак «Пьеса – сказка двенадцать месяцев».

-Мы познакомимся с новым литературным жанром  пьесой как с художественным произведением.

Словарная работа.

 (Слайд 3)   Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его прочитать, с ударным слогом на гласную е.

Пьеса

 

-Читаем слово  хором

Звуко - буквенный анализ слова:

1. Поставь ударение

2. Сколько в слове слогов

3.На какой слог падает ударение

4. Назови гласные буквы  

Что означает данное  слово?  (спектакль - где можем смотреть театрализованное  представление).

 А где можем видеть? (в театре)

 (Слайд  5)

               Пьеса - это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами.

 V. Работа  в тетрадях.

Массаж рук.

Запишите тему урока в тетрадях, значение слова ПЬЕСА.

-Открой учебники на стр.118

-Ребята, я думаю, что эта прекрасная новогодняя сказка о любви и доброте знакома многим из вас?

-Поднимите руки кто знаком с этим произведением.  

-Посмотрите, ребята  я принесла сказку Маршака в полном варианте, а в ваших учебниках  пьеса – сказка дана,  к сожалению, только  в сокращении.

     (Учитель демонстрирует книгу).

В любой пьесе сначала идет перечисление     действующих лиц

-Кто  исполняет роли действующих лиц?  (Актеры ) (Учитель открывает книгу и демонстрирует) 

Действующие лица:                 (Слайд  6)

-Королева, девочка лет 14

-Учитель королевы, профессор

-Придворные и слуги королевы

-Старуха-мачеха

-Родная дочь мачехи

-Падчерица

-Волк, лиса, заяц

  -Двенадцать месяцев

-Давайте изучим, какие действующие лица задействованы в  нашей пьесе.

(Учитель перечисляет и доходит до мачехи – повесить слово, учитель читает это слово)

МАЧЕХА

(Сайд 7)858529160[1].jpg

-Ребята, скажите,  вы знаете  кто такая мачеха? (Не родная мать)

- У вас у всех есть родители - это мама и папа, они вам родные, но иногда в жизни случается так, что у ребенка нет родной матери,   женщина, которая живет  в их  семье она то и  является для ребенка  мачехой.  

-Кто же тогда падчерица? ( Не родной  ребенок мачехи)

 (Слайд 6)  

ПАДЧЕРИЦА

-Молодцы идем дальше. (Учитель комментирует действующих лиц)

- Вы знаете, написать любое литературное  произведение, так же как и сказку,  очень сложно, автору нужно строго соблюдать определенные правила и писать по определенному плану.

 (Учитель демонстрирует план)

-Все произведения начинаются с завязки.

1. Завязка

     (с чего все начиналось)

2.Развитие действий

     (содержание)

3.Развязка

     (чем все закончилось)

Этот план поможет нам на уроке.

-Я вам помогу с чего все началось. (Учитель показывает на план)

 (В одной горной стране Богелии в огромном государстве жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.)

(Слайд 6)

- Помогай те и вы мне

-Кто управлял этим государством?  

(Слайд  8) dr3[1].jpg

(Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста)

-Как дальше развивались события?

(И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников) -Разве такое бывает? (Нет)  

-А вот королеве захотелось

-И все же что она сделала? (Издала глупый указ)

-Вспоминайте какой? (Сходить зимой  в лес за подснежниками, а кто принесет  того наградит королева  целой корзиной  золота)

А сейчас вопрос на засыпку.

-Сколько месяцев в году?

-Год  делится на времена года, назовите зимние месяцы

(Таблица времен года)

-Ребята, у меня к вам очень сложный вопрос, может ли лето наступить сразу после зимы?

-Почему? (Это закон природы)

- Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы

-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.

 -А почему мы считаем указ глупым? (невозможно зимой найти подснежники)

-Что же дальше произошло?

(Слайд 9)

(Мачеха послала невинную  падчерицу в лес по морозу  за подснежниками) _preview[1].jpg

- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? (ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы, получить целую корзину золота,  получить шубки)

-Я предлагаю посмотреть фрагмент мультипликационного варианта.

(Слайд  7)

А там воет вьюга, метет метель.

-Собрала  девочка  подснежники? (Да)

- Действительно ребята, этот глупый не обдуманный  указ, а так же  жадность мачехи чуть не погубили  девочку, не привели  к трагедии. В этом зимнем лесу могла погибнуть беззащитная  девочка, с ней могло случится, все что угодно, и волк мог ее съесть, и могла она заблудиться, но произошло чудо.

-Кто ей помог? (Слайд 10)    47f54e58e8187c459b8d8a64111ad5b6[1].jpg

-Сейчас мне хочется, чтобы мы оказались в том самом лесу, где падчерица встретила 12 месяцев.

Чтение по ролям:

  -Мы прочитаем по ролям фрагмент из  сказки, тем самым будем в роли актеров

-Откройте учебники на стр.125 (распределение ролей)

-Итак, мы с вами в зимнем лесу у костра…….(слабые красят подснежники)

-Начинаем читать с последнего абзаца. (Чтение учеников по ролям)

-Как вы думаете,  почему они помогли ей?

   -Давайте посмотрим фрагмент мультипликационного варианта,  что о ней говорят братцы-месяцы.

(Слайд 9)

(Девочка была доброй и трудолюбивой, смелой и  каждый месяц узнал ее по доброте и трудолюбию)

VI. Физкультминутка.

(Слайд    )

-Я вижу,  вы немного устали, давайте проведем упражнение на релаксацию. Сели поудобнее, отдыхаем  и  слушаем прекрасную музыкальную композицию, а так же любуемся красотой первого весеннего цветка – подснежника.

VII. Работа по теме

-Согласно плану мы дошли до развязки.

-Чем все закончилось?  (12 месяцев справедливо наказали глупых и жадных героев сказки, они по заслугам обрели собачий облик).

(Фрагмент из сказки) если останется время

-Справедливо ли  по вашему мнению они  наказаны?

-А почему?

-Какими они были? (злые, жадные, глупые, жестокие)

 Слабые красят подснежники.

  3. Работа над анализом произведения.

-Ребята, а теперь давайте попробуем  вспомнить  черты характера   героев пьесы-сказки и вписать вот в эту таблицу, в ней 3 колонки:

В 1 колонку  мы впишем  действующих лиц, - это главные герои пьесы

 Во 2 колонку мы подумаем и  впишем  положительные качества героя, это значит только хорошее в человеке

В 3 колонке  - отрицательные качества героя, это  плохое

-Начнем давать характеристику с первого главного героя – это королева.

-Какой вы ее увидели? (Глупая,  гордая, невоспитанная, высокомерная, хотела, чтобы все было по ее велению)

-Это какие качества?

-Какую характеристику мы дадим мачехе по ее поведению и отношению к падчерице? (Злая, жадная) в какую графу?

 -И наконец, охарактеризуем нашу девочку – падчерицу. Какая она? (добрая, чистая душой, нежная, трудолюбивая, воспитанная, отзывчивая)

-Эти черты характера отнесем куда?

-С каким цветком можно сравнить душу девочки? (подснежником)

- Внимательно посмотрите на таблицу, что у нас получилось?

- О ком мы можем сказать, что они отрицательные герои сказки?

-А  кто  положительный герой?

VII. Итог урока. Выводы.

-Если мы замечаем в себе такие отрицательные  черты характера, значит, мы должны  стать добрее, себя воспитывать, работать над собой.

-Скажите, для чего великий писатель С.Я.Маршак написал эту сказку? Чему она нас учит? Добро побеждает зло.

- Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым)

-Я хочу, чтобы вы были  добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего не возможного (в том числе и подснежники под Новый год). Главное – это чистота души и помыслов, к которым разными путями приходят все герои этой замечательной сказки.

- С какими новыми словами мы познакомились?

VIII. Оценивание.

Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Возьмите снова в руки маленькое солнышко добра, я вижу у всех настроение осталось хорошим, значит все у нас замечательно. Я всех благодарю   за урок.

IX. Домашнее задание.

Творческое задание.

Нарисовать рисунки к эпизодам сказки. И мы с вами создадим по рисункам

свой    диафильма к  этой сказки.

-А сейчас я предлагаю просмотр этой сказки в полном мультипликационном представлении. Приятного просмотра.