Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
презентация к уроку на тему

Крылепова Татьяна Владимировна

ИГРОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИГРОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Слайд 2

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Слайд 3

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ (ФОНЕМЫ). ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ (ЗВУКОВОЙ )АНАЛИЗ – ОПЕРАЦИЯ МЫСЛЕННОГО РАСЧЛЕНЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕМЫ) РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ: СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ, СЛОГОВ, СЛОВ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ (ЗВУКОВОЙ ) СИНТЕЗ – ОПЕРАЦИЯ МЫСЛЕННОГО СОСТАВЛЕНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ (ФОНЕМ) В РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – СПОСОБНОСТЬ ПРИДУМЫВАТЬ СЛОВА С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ (В НАЧАЛЕ, В КОНЦЕ, В СЕРЕДИНЕ СЛОВА).

Слайд 4

Фонематический анализ Элементарный: - выделение (узнавание) звука на фоне слова -вычленение звука в начале, в конце слова, определение места звука в слове . Сложный: - определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове

Слайд 5

I ЭТАП Выделение звука на фоне слова Знакомство с гласными звуками : Выделение гласного звука на основе звукоподражаний

Слайд 6

Уточнение артикуляции гласных звуков

Слайд 7

СИМВОЛЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У А И Э О Ы

Слайд 8

СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (по Т.А. Ткаченко)

Слайд 9

СИМВОЛЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Слайд 10

Звуковые будильники

Слайд 11

Звуковые будильники

Слайд 12

Схема для характеристики звуков

Слайд 13

Задания по выделению звука на фоне слова Поднять руку или хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой, если в слове имеется звук. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук.

Слайд 14

Игра «Кто больше?

Слайд 15

Деление слов на слоги

Слайд 16

Игра «Слоговой домик»

Слайд 17

Угадай слово по первым звукам

Слайд 18

II ЭТАП Выделение ударного гласного звука из слова

Слайд 20

Игра «Звуковой кубик»

Слайд 21

Вычленение первого согласного из слова Дидактические игры: «Назови первый звук в слове» «Выдели звук» «Найди сбежавший звук» «Загадки»

Слайд 22

Дидактическая игра «Светофор»

Слайд 23

Игра «Разноцветные машины»

Слайд 24

Игра «Звуковая дорожка»

Слайд 25

Определение места звука в слове

Слайд 26

Определение конечного согласного в слове Дидактическая игра «Доскажи звук» Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере… Голосок твой так хорош, Очень сладко ты пое … Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал зая …

Слайд 27

Определение места звука в слове

Слайд 28

Игра «Ромашки»

Слайд 29

Дидактическая игра « Волшебные бусы»

Слайд 30

III ЭТАП Развитие сложных форм фонематического анализа

Слайд 31

Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель Чтение – процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме.

Слайд 32

1 этап Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства

Слайд 33

2 этап Формирование действия фонематического анализа в речевом плане Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без нее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Слайд 34

Виды упражнений по закреплению функции фонематического анализа, синтеза, представлений. Дидактические игры: «Добавь звуки» «Подбери слова» «Цепочка изменений» «Слово - загадка» «Живые звуки» «Волшебный домик»

Слайд 35

3 этап Формирование действия фонематического анализа в умственном плане Дидактическая игра « Подбери картинку к схеме»

Слайд 36

Алфавит телодвижений С. И. Веневцева

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

«Методика формирования навыков слогового анализа и синтеза»

Для усвоения навыков чтения и письма большое значе­ние имеет умение разделять слово на составляющие его сло­ги. При овладении чтением зна...

Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".

Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».

Дети с общим недоразвитием речи  значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...

тЕХНОЛОГИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Система работы по формированию  фонематических процессов у дошкольников...