Коррекционное развивающее занятие "Память жива"
учебно-методический материал на тему
Формирование у воспитанников чувства долга перед народом, воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения, преклонение перед мужеством и стойкостью героев, воспитание уважения к своей истории, повышение интереса к литературе, музыке, скульптуре, живописи, продолжать работу над развитием речи, памяти, мышления, пополнение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_razvivayushchee_zanyatie_pamyat_zhiva.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Колычевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционное развивающее занятие
"ПАМЯТЬ ЖИВА!"
Воспитатель: Оленева Ирина Петровна
Предварительная работа к занятию.
- Поиск необходимой литературы по теме.
- Конкурс рисунков «Они сражались за Родину».
- Экскурсия в Мемориальный парк, к памятнику защитников Отечества с. Большое Колычево.
- Чтение произведений и стихов о Великой Отечественной войне.
А.А. Фадеев «Ленинград в дни блокады».
А.Т. Твардовский «Дом у дороги».
М.А. Шолохов «Судьба человека».
В.П. Катаев «Сын полка».
А.Т. Твардовский «Книга про бойца».
А. Дементьев «Как мало лет он прожил…».
К. Симонов «Стихи о войне».
- Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне: «А зори здесь тихие…», «Они сражались за Родину» и другие.
- Беседы.
«Герои и полководцы Великой Отечественной войны».
«Песни наших отцов».
«Пионеры-герои».
«Подвиг, застывший в камне».
«Война – печальней нету слова…».
«Военные художники студии М.В. Грекова».
- Викторина о войне.
Цель:воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.
Задачи:
- формирование у воспитанников чувства долга перед народом, Отчизной, осознание необходимости увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне;
- воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения;
- преклонение перед мужеством и стойкостью героев;
- воспитание уважения к своей истории;
- повысить интерес к литературе, музыке, скульптуре, живописи;
- продолжать работу над развитием речи, памяти, мышления, пополнением словарного запаса.
Оформление: плакаты, рисунки детей, выставка книг, кроссворд, аудиозаписи песен, фрагменты из документальных фильмов.
Вот уже почти 70 лет минуло с той войны. Для мировой истории это краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели тяжелые бои. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но память хранит былое.
Навсегда останется в народной памяти 22 июня 1941 года.
Звучит голос диктора. "22 июня в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.."
После этого сообщения миллионы людей – на фронте, в тылу, на оккупированной территории – повели священную войну за спасение Отечества. Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Вспомним же тех, кто отдал свои жизни за светлый День Победы! (фрагменты из документального фильма)
Чтец (1)
Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слез.
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
А выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
Чтец (2)
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И в нашем сердце, что порою
Рвется как осколки.
В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки наши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.
(Чтецы по очереди встают, показывая портреты)
Чтец (1)
Зина Портнова – подпольщик. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.
Чтец (2)
Валя Котик – юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.
Чтец (3)
Марат Казей – партизан-разведчик, не мало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.
Чтец (4)
Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.
Чтец (5)
Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.
Чтец (6)
Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».
Чтец (7)
«Это счастье –умереть за свой народ» - такие слова произнесла Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Они прозвучали 29 ноября 1941 года у подмосковного села Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Зоя умерла во вражеском плену, на виселице, не выдав своих товарищей и не показав своих страданий.
Светлая память пионерам-героям.
А сейчас мы совершим экскурсию по галерее памяти. Нам предстоит пройти четыре этапа.
Этап I
Перед вами портреты известных писателей.
- Александр Трифонович Твардовский.
- Михаил Александрович Шолохов.
- Валентин Петрович Катаев.
- Александр Александрович Фадеев.
Поднимите табличку с цифрой правильного ответа.
- Кто является автором повести «Сын полка» (2 - В.П. Катаев).
- Он автор трех поэм. Одна из них называется «Книга про бойца» Но большинству она известна под другим названием. Кто же ее автор?
- Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто это? (3 – А.А. Фадеев).
- Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего небольшого по объему рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ? (4 – М.А. Шолохов).
- По одноименному роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»? (4 – М.А, Шолохов).
Первый этап игры завершился. Мы только что вспомнили о некоторых литературных произведениях и их авторах. Это литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма для всего человечества.
Мы продолжаем экскурсию.
(Звучит фрагмент аудиозаписи Я. Френкеля сл. Р. Гамзатова)). Замечательная песня. Вот о песнях мы сейчас поговорим с вами.
Этап II «Песни наших отцов».
Итак, перед вами названия четырех песен, поднимите таблички с правильными ответами.
- «Соловьи».
- «Синий платочек».
- «Случайный вальс».
- «Журавли».
- Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? (3. «Журавли»).
- Без какой песни не обходилось на фронте ни одно выступление К. Шульженко (4 – «Синий платочек»).
- В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят?» (1. «Соловьи»).
- Эта песня ранее называлась «Танцы до утра», позже «Офицерский вальс». А теперь как мы ее знаем? (2. «Случайный вальс»).
(Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» муз. М, Фрадкина, сл. Е. Долматовского).
Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.
Этап III
Каждый из вас получает открытку с изображением памятника и несколько табличек со словами-подсказками: это может быть название памятника, место его нахождения, событие, в честь которого он воздвигнут, и так деле. Необходимо подобрать к памятнику верную табличку с подсказкой.
1. Памятник «Скорбь матери».
15 октября 1967 г. в Волгограде на мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля - площади Скорби стоит главная скульптурная композиция – фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином.
2. Памятник-мемориал «Хатынь».
22 марта 1943 г. отряд фашистских карателей ворвался в село «Хатынь» в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли.
3. Обелиск Славы.
Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г. Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г.
4. Монумент «Слава героям».
Интересным дополнением мемориала воинского подвига оничей стал созданный к 40-летию Победы монумент «Слава героям» (1985 г.).
Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле – по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
Этап IV
«Я кистью к памяти взываю».
Перед вами фамилии художников и название их картин. По описанию вы должны назвать одну из этих картин.
- П. Кривоногов «На Курской дуге».
- А. Дейнека «Оборона Севастополя».
- В. Памфилов «Подвиг героев-панфиловцев».
- П. Кривоногов «Победа».
- Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идет их лавина. "Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва", — произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, но к сердцу России фашистов они не пропустили. На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев. (3 — В. Панфилов "Подвиг героев-панфиловцев ".)
- Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 "тигров", обрушились на наши окопы, сдержали наши удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. "Пропускай немцев!" — командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам. На какой из этих картин изображена эта битва? (4 — П. Кривоногов "На Курской дуге".)
- В июне 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка "Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны". Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Эти картины написаны позже.)
- 1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. "Черная туча", "Черная смерть", "Черные дьяволы" — так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано художником? (2 — А. Дейнека "Оборона Севастополя ".)
- Тяжелораненый политрук вывез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (3 — В. Памфилов "Подвиг героев-панфиловцев ".)
Наша экскурсия подошла к концу.
А теперь вспомним героев и полководцев Великой Отечественной войны. Разгадаем кроссворд.
По горизонтали (Жуков, Кошевой, Баграмян, Куников, Рокоссовский, Гастелло).
По вертикали (Павлов, Матросов, Черняховский, Сталин).
Наше занятие завершилось. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только малую часть того, что создано народом в память об ушедшей войне. Вам предстоит сделать еще много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.
Прошу почтить минутой молчания всех погибших и умерших от ран.
Звучит «Реквием» Моцарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере ...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Коррекционно-развивающая программа "Живой песок"
цель данной программы является снятие психоэмоционального напряжения пятиклассников посредством песочной терапииЗадачи:1. выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации2. коррекция эм...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...
Адаптированнаярабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий "Мир, в котором я живу" для обучающихся 0-4 классл
Программа направлена на развитие и коррекцию физических отклонений и развитие познавательных процессов учащихся школы, на повышение возможностей детей в обучении, в усвоении программы. Разработка имее...