Речевой материал по развитию речевого слуха для 4 класса
календарно-тематическое планирование на тему

Чевела Маргарита Олеговна

Речевой материал включает в себя: тексты, речевой материал организации учебной деятельности, речевой материал обиходно- разговорного характера. Этот материал относится к календарно-тематическому планированию 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №5

Развитие речевого слуха  4 «В» класс

1 полугодие

Умения: воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова;

               различать и опознавать на слух речевой материал, связанный:

 Школьная жизнь

В восемь часов пятнадцать минут в нашей школе звенит звонок и начинается первый урок. Ребята все готовы к уроку. На уроке ребята узнают много нового и интересного. Урок продолжается 40 минут. После урока наступает перемена. На перемене можно отдохнуть, поиграть.

Задания к тексту:

   Когда начинается первый урок? Сколько минут продолжается урок? Когда ребята отдыхают? А как ты отдыхаешь? Что делают ребята на перемене? Что делают ребята на уроке? Сколько уроков у вас в понедельник (вторник, сегодня и т.д.)?

Фразы разговорно-обиходного характера

1.Какие завтра (сегодня) уроки? 2. Какие уроки были вчера (сегодня)?3. Спроси у …, какие уроки будут завтра?4. Скажи, пожалуйста, какие уроки будут завтра?5. Звенит звонок. 6. Когда начинаются занятия в школе?7. В восемь часов пятнадцать минут начинается первый урок (начинаются занятия в школе).8. Сколько сегодня уроков?9. Сегодня 5 (6) уроков?10.Что интересного (нового) ты узнал на уроке чтения (развития речи и т.д.)?11. Далеко ли твоя школа от дома?12. Сколько времени ты тратишь на дорогу от школы до дома?13. На дорогу от школы до дома я трачу два часа (полчаса и т.д.).14. Попроси … помочь (написать, нарисовать и т.д.).15. Зачем тебе нужна бумага (ножницы и т.д.)?16. Скажи, что задано по русскому языку (математике, чтению) на завтра?17. Как ты провел(-а) выходной день (каникулы, праздник)?18. Расскажи новости спорта.19. Какой вид спорта ты любишь?20. Каким видом спорта ты занимаешься?

     Словарь:  учитель – учительница – ученик – учить, урок, перемена, звонок, время, звенит звонок, начинается урок, первый (второй и т.д.)  урок, урок окончен, готов (не готов) к уроку, урок чтения (развития речи и т.д.), тратить время, не тратить времени, дорога от школы до дома, дорога от дома до школы, попроси помочь (написать, прочитать, решить, нарисовать, дать, убрать), вид спорта, заниматься спортом.   

 Сезонные изменения природы

Текст № 1

Наступила ранняя осень. Дни осенью стали короче, а ночи длиннее. Солнце греет слабее. Иногда идёт дождь. Начинается листопад. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают на землю. Птицы улетают в дальние тёплые страны. В садах и огородах созрели овощи и фрукты. Колхозники убирают урожай.

Текст № 2

Осень. Сухие листья опадают. Ребята сгребают листья в кучи. Взрослые окапывают деревья.

Текст № 3

Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. На полях убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили крестьяне.

Задания к тексту:

Прочитай, какая осенью природа (погода). Подбери к слову багровый (листопад, обнажился, …) слова, близкие по значению. Куда осенью улетают птицы? Какие птицы улетают? Почему осенью птицы улетают на юг? Что делают осенью крестьяне? Тебе нравится осень? Прочитай рассказ.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.2.  Когда бывает ранняя (поздняя) осень?3.  Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.4.  Осенью солнце греет слабее.5.  Осенью часто идёт дождь.6.  Осенью дует холодный ветер.7.  Тебе нравится осень?8.  Мне нравится (не нравится) осень.9.  Чем занимаются крестьяне ранней осенью?10.  Осенью в садах и огородах поспевают (созревают) овощи и фрукты.11.  Какие знаменательные даты в октябре (ноябре) ты знаешь?12.  Посмотри на градусник и скажи, какая температура воздуха на улице (в комнате).13.  Какие листья на деревьях осенью (летом)?

     Словарь: ночь, день, солнце, дождь, оранжевый, багровый, листопад, листья, падать, тихо, птицы, страна – страны, сад, огород, урожай, крестьянин  - крестьянка  -  крестьяне, убирать, лук, морковь, груши, виноград, короткий – короче, длинный – длиннее, ранняя (поздняя) осень, наступила осень, наступила золотая осень, ночи длиннее, дни короче, греет слабее, солнце греет слабее (слабо), идет дождь, оранжевые (желтые, сухие и т.д.) листья, листья падают, сухие листья опадают, листья падают на землю, дальние страны, теплые страны, уборка урожая, богатый урожай, вырастить богатый урожай.

 Математический материал

     1.Отмерь полоску бумаги длиной … см, шириной … см.2. Начерти окружность (квадрат и т.д.).3. Начерти три такие же окружности (квадрата и т.д.).4. Найди сумму сторон квадрата (прямоугольника и т.д.).5. Измерь расстояние между двумя точками(линиями).6. Найди однозначное(двузначное, многозначное) число.7. Найди произведение (сумму, частное, разность) чисел … .8. Во сколько раз … больше(меньше, короче, длиннее), чем … ?9. Какие ты знаешь меры веса (длины, стоимости, времени)?10. Назови меры веса (времени и т.д.).11. В минуте 60 секунд. 12. В часе 60 минут. 13. В тонне 100 килограммов.14. Сколько дней в году (неделе, месяце)?15. Сейчас двадцать минут второго (половина первого, без пятнадцати минут три и т.д.).

     Словарь: отмерь – измерь, окружность, точка, сумма, разность, произведение, год, месяц, неделя, час, минута, секунда, килограмм, тонна, центнер, больше, меньше, длиннее, короче, высота – высокий – выше, ширина – широкий – шире, длина – длинный – длиннее, две тысячи (пять тысяч и т.д.), двадцать (пять, десять и т.д.) минут второго (первого и т.д.), половина первого (второго и т.д.), без четверти (десяти и т.д.) минут два (три и т.д.), сорок (пятьдесят и т.д.) минут.

     Класс.

Текст № 1

Сегодня ребята убирали класс. Коля и Галя вытирали парты и стол. Марина, Олег и Саша мыли доску, стены и дверь. Оля и Андрей поливали цветы. Таня и Лена аккуратно сложили в шкафу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и вытерла пол. Потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто.

Текст № 2

Саша взял цветные карандаши и стал рисовать. Он нарисовал чистое голубое небо. На небе солнышко. На первом плане Саша нарисовал синим карандашом реку. Два мальчика ловят рыбу. Ребята плавают и загорают. А на втором плане, за рекой, Саша нарисовал лес.

Задания к тексту:

Расскажи о главном в рассказе. Кто вытирал парты? Кто мыл стены? Кто поливал цветы? Кто сложил  книги и тетради? Кто вытер пол? Кто проветрил класс?

Что нарисовано на первом (втором) плане? Какого цвета небо (река, солнышко, лес)? Какое время на картинке (нарисовал Саша)?

Фразы разговорно-обиходного характера.

     1.Проветри класс (комнату).2. Открой форточку (окно, дверь и т.д.)3. Что будешь делать?4. Зачем открыл форточку?5. Открой … , чтобы проветрить класс (комнату).6. Нужно проветрить … .7. Ты открыл … ? 8. Для чего ты взял … ? 9. Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс, (вытер доску, открыл форточку и т.д.).10. Посмотри на термометр. Скажи, какая температура воздуха?11. Отметь в календаре погоду.12. Возьми цветные карандаши (простой карандаш) и нарисуй картинку.13. Зачем ты взял(-а) цветные карандаши?        14. Тебе нужны цветные карандаши?15. Для чего тебе нужны цветные карандаши?16. Попроси у … цветные карандаши (простой карандаш, линейку, бумагу, тетрадь, альбом и т.д.) для Марины (Саши и т.д.)

17. Когда будет воскресенье (понедельник и т.д.)?18. Через два дня (три дня и т.д.) будет воскресенье (понедельник и т.д.).19. Что ты будешь делать в воскресенье? 20. Когда было воскресенье (понедельник и т.д.)?21. Воскресенье  (понедельник и т.д.) было три (два) дня назад.22. Вспомни, что ты делал(-а) … .

     Словарь: проветрить, открыть, закрыть, вымыть, вытереть; картинка, нарисовать – рисовать – рисунок, цветные карандаши, простой карандаш, на переднем (первом, втором) плане, нужно – не нужно, попроси для Оли (Марины и т.д.), попроси у … , в классе (комнате) чисто (грязно); форточка открыта – закрыта, класс проветрен – не проветрен.

Семья.

Текст № 1

Света решала  задачу, но задача не выходила.

-  Давай, я решу тебе задачу,  -  сказал старший брат.

-  Нет, я сама решу,  -  ответила Света.

-  Дай, я тебе помогу,  -  предложила мама.

-  Нет, я сама справлюсь,  -  ответила Света.

Девочка думала, считала, писала и решила задачу сама.

Задания к тексту:

Что делала Света? Что сказал старший брат? Что ответила Света? Что предложила мама? Как ответила Света маме? Девочка решила задачу? Какая девочка? Настойчивая. Почему ты так думаешь? Ты настойчивый(ая)? Попроси Сашу (Олю, …) объяснить, как он решил задачу (как решить задачу). Объясни, пожалуйста, как ты решил задачу.  Ты верно решил задачу (примеры)?  Ты верно выполнил задание?

Текст № 2

В воскресенье Ира ходила в гости к подруге Маше. Маша пригласила к себе в гости и других ребят из класса. Она угощала всех чаем. Потом Машин папа показал ребятам фильм. Всем очень понравилось в гостях у Маши.

Задания к тексту:

Когда Ира ходила в гости? К кому Ира ходила в гости? Кого пригласила Маша к себе в гости? Прочитай 4 (5) предложение. Почему ребятам понравилось в гостях (у Маши)?

Фразы разговорно-обиходного характера

1. Когда будет воскресенье (понедельник, …)? 2. Через 2 дня (3 дня, …) будет воскресенье (понедельник, ...). 3. Что ты будешь делать в воскресенье? 4. Когда было воскресенье (понедельник, …)? 5. Воскресенье (понедельник, …) было 2 (3) дня назад. 6. Вспомни, что делал(а) в воскресенье.

Словарь:  задание, решать, помогать, объяснить, верно – неверно, выполнять, пожалуйста, трудно, легко, попросить, настойчивый(ая), угощать, попросить помочь (объяснить, решить);

объясни, пожалуйста, как решить задачу (пример); как ты решил задачу (пример)? Ходить в гости, пригласить к себе в гости; через два (три) дня три (два) дня назад.

II полугодие

     Мой дом. Мои друзья.

1. Какой номер вашего (твоего) дома? 2. Номер нашего (моего) дома … 3. Какой номер вашей (твоей) квартиры? 4. Номер нашей (моей) квартиры … .

5. Номер моего дома (квартиры) … . 6. Скажи свой адрес. 7. Какой твой адрес?8. У вас (в квартире) есть газ (горячая вода)?9.  У нас в квартире есть (нет) газ(-а), горячая вода (горячей воды).10. У тебя есть друг (подруга, товарищ)? 11. С кем из ребят вашего класса ты дружишь? 12. Кто твой друг (подруга)?13. Когда тебе исполнится 11 (12, 13) лет? 14. Осенью (летом) мне исполнится … .15. Мне уже исполнилось … лет. 16. 10 (1, 15) сентября (октября) мне исполнится (исполнилось) … лет. 17. Принеси свидетельство о рождении.18. С кем ты сидишь за партой? 19. У меня есть друг (подруга, товарищ). 20. Мне исполняется осенью (летом) … лет.

     Текст № 1.

     Мою подругу зовут Таня. У Тани вчера был день рождения. Тане вчера исполнилось 11 лет. Таня пригласила к себе в гости всех ребят из класса. Ребята поздравили Таню и подарили цветы, конфеты, книги, игрушки. Таня угощала ребят чаем, конфетами, тортом, фруктами. Потом ребята играли, танцевали. Всем было очень весело.

  Текст № 2.   Письмо подруге.

Дорогая Марина!

       Спасибо за поздравление! Да, мы получили новую квартиру. Квартира на третьем этаже. Она большая, светлая. В квартире две комнаты, есть газ, горячая вода, мусоропровод, лифт. Приезжай посмотреть новую квартиру.

Целую. Таня.

       Словарь: номер дома (квартиры), номер вашего (моего) дома, мой (твой) адрес, газ, горячая вода, друг (товарищ), подруга, поздравлять, подарить подарки, день рождения, исполнилось … лет, свидетельство о рождении.  

   Зима.

        Зима. Солнце светит мало. Дни стали короткие, а ночи длинные. Снег покрыл землю. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только ели и сосны зеленеют. Люди надели тёплую одежду. Дети весело играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на лыжах, на коньках, на санках.

Задание к тексту:

Какое время года наступило? Какая погода? Какие зимой деревья? Продолжи предложение: Зимой дни … Как одеваются люди зимой? А как ты одеваешься? Что ты надеваешь зимой? Прочитай (перескажи) рассказ. Выбери картинки о природе зимой (осенью).

Фразы разговорно-обиходного характера.

1.Когда начинаются зимние каникулы? 2. Через сколько дней начнутся зимние каникулы? 3. Через … дней начнутся зимние каникулы. 4. Что ты будешь делать в зимние каникулы?5. Зима. Солнце светит мало.Снег покрыл землю. 6. Пушистый снег покрыл землю. 7. Зимой часто бывают морозы и метели.8. Зимой дни короткие, а ночи длинные. 9. Тебе нравится зима? 10.Как называются зимние месяцы? 11. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.12. Любишь ли ты кататься на лыжах (на санках, на коньках)?13. Я люблю (не люблю) кататься на … , а ты? 14. Какие знаменательные даты в январе ты знаешь? 15. Посмотри на термометр. Какая температура воздуха на улице (в комнате)? 16. Сегодня морозно?  17. Сегодня солнечный (пасмурный) день?18. Какая сегодня погода?

     Словарь: зима – зимний, снег – снежки – снежинки – снеговик – снегурочка, пушистый, покрыть, лыжи, коньки, санки, мороз – морозный, солнце светит мало, пушистый снег, снег покрыл землю, играть в снежки, лепить снеговика,  кататься на лыжах (санках, коньках).

     Транспорт

Текст № 1

Пошли ребята гулять. Дошли до угла, на углу светофор. Горит на светофоре красный свет. Значит, нельзя переходить улицу. Остановились ребята и ждут. Красный свет погас, зажёгся жёлтый, а потом зелёный. Можно переходить улицу. Ребята перешли улицу.

Текст № 2

Коля живёт далеко от школы. Сначала он едет автобусом, а потом трамваем. А Валя живёт от школы близко. Она в школу ходит пешком.

Задания к текстам:

Куда пошли ребята? Что они увидели на улице? Покажи светофор. Что означает красный (зелёный, жёлтый) свет светофора? Когда можно переходить улицу? Как Коля (Валя) добирается до школы? Как ты добираешься до школы?

Фразы разговорно-обиходного характера.

  1.  Улицу можно переходить на зеленый свет светофора. 2. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора. 3. Далеко ли твой дом от школы? 4. Где ты живешь? 5. Сколько времени ты тратишь на дорогу от дома до школы? 6. Каким транспортом ты едешь в школу (домой)? 7. Я еду до школы автобусом (трамваем, троллейбусом, метро). 8. Я иду до школы пешком.

     Словарь: транспорт, светофор, переходить, улица, автобус, троллейбус, трамвай, метро, красный (желтый, зеленый) свет светофора, идти пешком, ехать автобусом (трамваем, троллейбусом, метро).

     Сезонные изменения природы.

Наступила весна. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. В марте снег начинает таять, а в апреле снега остаётся совсем мало. Из дальних тёплых стран прилетают птицы. На деревьях появляются листочки. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают сухие листья и ветки.

Задания к тексту:

Перескажи рассказ кратко (полно). Когда снег начинает таять? Какие птицы прилетают из тёплых стран? Прочитай (перескажи) рассказ. Выбери картинки о природе весной (зимой, …).

Фразы разговорно-обиходного характера.

1. Какое время года наступило? 2. Наступила весна.3. Когда начинаются весенние каникулы? 4. Через сколько дней начнутся весенние каникулы? 5. Через … дней начнутся весенние каникулы. 6. Что ты будешь делать (делал) в весенние каникулы? 7. Тебе нравится весна (осень, зима, лето)? 8. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. 9. В марте снег начинает таять. 10. В апреле снега совсем мало. 11. Какой самый холодный (теплый) месяц весны?

12. Почему весной растения хорошо растут? 13.     Весной из дальних теплых стран прилетают птицы. 14. Назови перелетных (зимующих) птиц. 15. Весной птицы строят гнезда. 16. Весной на деревьях появляются листочки. 17. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают сухие листья и ветки. 18. Вы с ребятами посадили (окопали) деревья (кусты)? 19.      Назови весенние месяцы. 20. Март, апрель, май – весенние месяцы. 21. Какие знаменательные даты ты знаешь в апреле (мае, марте)? 22. Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице (в комнате).

     Словарь: весна – весенний, таять – растаять, листья - листочки, мало – много, окапывать – копать, сгребать, сжигать, сажать, снег, снег начинает таять, снег растаял, снега совсем мало, снега нет, много работы, немного работы, сжигать листья (ветки), сажать цветы, перелетные (зимующие) птицы, строить гнездо (гнезда), самый холодный (теплый).

          Каникулы

Летом Ваня поедет в деревню. Маша и Коля будут отдыхать летом на даче. Соня с мамой поедут на юг. Саша во время летних каникул будет жить у бабушки в деревне. Остальные ребята поедут в лагерь.

Задания к тексту:

Куда поедет Ваня? Кто будет отдыхать у бабушки в деревне? Куда поедут Соня с мамой? Где будут отдыхать летом Маша и Коля (остальные ребята)? Где ты будешь отдыхать летом? Как ты будешь отдыхать? Прочитай рассказ. Выбери картинки о природе летом (весной, …)

Фразы разговорно-обиходного характера.

  1. Июнь, июль, август – летние месяцы. 2. Назови летние (зимние, весенние, осенние) месяцы. 3. Когда начинаются летние каникулы?4. Через … начнутся летние каникулы.5. Куда ты поедешь отдыхать?6. Где ты отдыхал в прошлом году? 7. Что ты думаешь делать летом? 8. Что тебе хочется делать в летние каникулы? 9. В каком классе ты будешь учится на следующий год?

     Словарь: лето – летний, весна – весенний, зима – зимний, осень – осенний, лагерь, отдых – отдыхать, пионерский лагерь, во время летних каникул.

Проверочный материал для учащихся IV класса

(конец учебного года)

  1. Найди сумму сторон квадрата.
  2. Занятия в школе начинаются в 9 часов утра.
  3. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
  4. Открой форточку, чтобы проветрить комнату.
  5. Через два дня будет воскресенье.
  6. Ты верно решил(-а) задачу?
  7. Какие знаменательные даты ты знаешь в ноябре?
  8. Сколько сегодня уроков?
  9. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
  10. Каким транспортом ты едешь домой?
  11. В минуте 60 секунд.
  12. Назови многозначное число.
  13. Осенью в садах и огородах поспевают овощи и фрукты.
  14. Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха в комнате.
  15. Нельзя переходить улицу на красный цвет светофора.
  16. Весной в саду много работы.
  17. Где ты отдыхал в прошлом году?
  18. Я иду пешком.
  19. Какие ты знаешь меры времени?
  20. Я люблю лето.
  21. Сколько времени ты тратишь на дорогу в школу?
  22. Зимой часто бывают морозы.
  23. Сейчас пятнадцать минут первого.
  24. Когда начинается первый урок?
  25. Я люблю кататься на лыжах, а ты?
  26. Отмерь полоску бумаги длиной 14 сантиметров.
  27. Когда день рождения пионерской организации?
  28. Сегодня солнечный день.
  29. Где ты живешь?
  30. Почему весной тает снег?

Проверочные  тексты.

Текст № 1

   Наступило лето. Погода солнечная и теплая. Ребята пошли в лес за грибами и ягодами. С ребятами побежала собака. В лесу ребята собирали грибы и ягоды. Вдруг собака залаяла. Ребята побежали к собаке. Они увидели ежа. Собака нашла ежа.

Текст № 2

   Наступила зима. Погода солнечная, морозная. Мальчики взяли лыжи. Они пошли в лес. С ребятами побежала собака. Вдруг собака залаяла. Ребята побежали к собаке. На ветке они увидели белку. Белка увидела ребят и убежала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет по теме «Инструменты: какие они бывают?»

Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из ведущих коррекционно-развивающих задач в структуре целеполагания коррекционных мероприятий учителем-логоп...

Возможности верботональго метода в развитии речевой коммуникации учащихся с нарушенным слухом

Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Речевой этикет. Урок развития речи в 5 классе на тему "Приветствие"

Презентация содержит материал для работы на уроке развития речи в 5 классе. тема занятия - "Приветствие"....

Речевой этикет. Урок развития речи в 5 классе на тему "Поздравление"

Презентация содержит алгоритм написания поздравительной открытки....

Материал для развития речевых умений по теме "Любимые фильмы"

Данный материал представляет собой таблицу с информацией о фильмах и русский вариант текста о фильмах, соответствующий тексту из учкбника Афанасьевой О.В. "Rainbow English" 8 класс...

Дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

В данной методической разработке представлен дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи....