Инклюзивный подход в образовании
опыты и эксперименты по теме

Ставникова Ирина Сергеевна

 

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_podkhod.pptx501.7 КБ
Файл inklyuzivnyy_podkhod.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование Ставникова Ирина Сергеевна Учитель английского языка МБОУ «СОШ№2» п.г.т.Уренгой Пуровского района

Слайд 2

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Слайд 3

Инклюзивное (включающее) образование базируется на принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 4

Включение – это не интеграция Включение – это больше, чем интеграция: Дети учатся вместе в обычной школе Специалисты приходят помогать детям Обычные школы изменяются Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Слайд 5

Основные принципы инклюзии

Слайд 6

Инклюзивные сообщества: Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Слайд 7

Важные составляющие инклюзии: Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику Всесторонне планируйте инклюзию В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы Включайте родителей Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Слайд 8

Неверные представления об инклюзии: Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Слайд 9

Существующие барьеры: Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Неготовность общества к принятию инвалидов

Слайд 10

Законодательные ресурсы: Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция ООН о правах ребенкаКонвенции ООН о правах инвалидов. Саламанская декларация

Слайд 11

Правила инклюзивной школы: Все ученики равны в школьном сообществе Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстнико Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика Семьи активно участвуют в жизни школы Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Слайд 12

Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Составлена с целью повышения успешности ученика

Слайд 13

Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы он уважает индивидуальные различия он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Слайд 14

Результаты инклюзии: У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности

Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Инклюзивные сообщества включают: Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого» Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается Возможность для каждого быть успешным Социальные изменения: Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта. Действие отличается от убеждений и теории!



Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Утверждение, что наша школа не готова к инклюзии, бесспорно. Наше образование настоящее время стремится к тому, чтобы стать инклюзивным, т.е. включающим для любого ребенка с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Наверняка для решения этой мега-задачи потребуется много времени. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования (см. ст.5 п.1 закона).

Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования. Первый из них – специальные образовательные условия – «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Второй – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это новое явление для нашей образовательной практики.

Ориентация на типовую базовую программу была основной задачей учителя, что не предполагало необходимости гибко перестраивать педагогическую стратегию для обучения детей с разными возможностями к обучению. На данном этапе появилась необходимость адаптации программных средств для реализации инклюзивного образования. В новых Федеральных образовательных стандартах начальной и основной школы предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение, и главное – создание индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ и одарённых детей. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы определяет законодательное обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %. Одной из программных целей, определенных в 2011 году, является cоздание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создание безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели были определены задачи, многие из которых успешно решаются.

1.  Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию инклюзивного образования. Эта новая практика должна быть обеспечена всеми необходимыми локальными актами и изменениями в Уставе. Органы управления образования на региональном и муниципальном уровне должны создать все необходимые регламенты, а на уровне Министерства образования России должны появиться подзаконные акты.

2. Разработка типовых решений для организации поддержки для реализации эффективной инклюзии. Инклюзия требует новых организационных решений – адаптации форм обучения, адаптации программ и создания индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями, изменения и контроля состава класса, организации учебного пространства, введения новой штатной единицы – тьютора, взаимодействия учителей и специалистов, включенности социальных партнеров в жизнь школы и т.д.

3. Оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху. Без технических средств многие дети с двигательными и сенсорными нарушениями не смогут обучаться, поэтому им необходимы специальные условия обучения. Закупка технических средств должна быть адресной, для конкретного ребенка, а не просто как поставка на школу. Порой школа имеет дорогие подъёмники, а дети на колясках в ней не учатся.

4. Повышение эффективности кадрового и информационно- методического обеспечения деятельности по организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

5. Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования. Понятие универсального дизайна пока не закрепилось в России. Этот термин используется американскими коллегами, которые прошли большой путь по созданию доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью. Универсальность дизайна помещений требует открытости и доступности всех пространственных решений в наших зданиях для удовлетворения в движении людей с любыми нарушениями (двигательными, сенсорными).

6 .Формирование в каждом субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Создание банка данных о «лучших практиках» инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта во всех регионах. Органы управления образования должны быть заинтересованы в обобщении такого опыта и его оформлении.

7. Разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения граждан с помощью телевидения, радио и иных СМИ. Восприятие идеи и её понимание в обществе формируется посредством информационного влияния.

8. Обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, в спортивных мероприятиях, в проведении досуга и отдыха. Дополнительное образование обладает огромным потенциалом для инклюзии. Иногда успех инклюзии зависит от того, как ребенок с ОВЗ чувствует себя во внеурочной деятельности, находит ли себе друзей в досуговых мероприятиях. Тогда поддержка ребят на уроке поможет ему справиться с трудностями.

9. Проведение мероприятий по подготовке переводчиков жестового языка для обслуживания инвалидов по слуху; содействие освоению азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения.

Если мы говорим о развитии инклюзивного образования и внедрении его принципов в жизнь и работу обычной среднестатистической школы, нам не обойтись без всестороннего изучения возможных препятствий на этом пути в отдельно взятом учреждении. Нет смысла концентрироваться на комфортном обустройстве там детей-инвалидов, если хотя бы часть обычных детей не получает необходимого им внимания, поддержки и помощи. Мгновенно нарушится равноправие, очень быстро дети среагируют на несправедливость.

Нужно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивный подход в работе педагога коррекционной школы

Статья, посвященная анализу современных возможностей организации образовательного процесса в условиях полной и частичной инклюзии...

Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного ...

«Инклюзивный подход в образовании и воспитании»

Выступление на заседании МО классных руководителей 5-11 классов....

Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает  реализацию инклюзивных п...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях

Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...

Инклюзивные подходы в обучении на уроках физкультуры

Некоторым детям с особыми образовательными потребностями все так же необходимы индивидуальный подход и адаптированная программа, но технологии позволяют многим из них учиться вместе с другими школьник...