Импровизированное, интерактивное, музыкально-игровое действие «Бессердечный Слон» на тему о человеческих качествах для урока ритмики.
методическая разработка (5 класс) по теме

Cапура Наталья Васильевна

Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека. Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачивается и проходит мимо. Про такого говорят, что у него черствое сердце (как высохший хлеб), в котором нет любви, жа­лости, заботы, желания помочь. У бессердечно­го человека сердце, словно кусок льда, оно мол­чит и не откликается на чужую беду, и человек не слышит совести – крика души...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

импровизированного, интерактивного,

музыкально-игрового сценического действия

на тему о человеческих качествах

«Бессердечный Слон»

Цель: 

познакомить детей с таким человеческим качеством, как бездушие (бессердечие) на примере отношений между героями музыкальной истории «Бессердечный слон».

Задачи:

  1. Введение в урок. Провести начальную беседу на тему «Что такое бессердечность?». Деть определение данному человеческому качеству.
  2. Провести опрос «Какие животные жаркой Африки вам знакомы?»
  3. Основная часть урока. Создать атмосферу интереса с помощью музыки и деталей костюмов героев и вовлечь детей в интерактивное музыкально-игровое действие.
  4. Провести рефлексию в конце занятия (вопросы по теме музыкального интерактивного действия см.ниже)
  5. Провести параллель с действительностью.  /А, может, и в вашем классе есть такие же бессердечные дети?/

ПРОЛОГ:

01  Фонограмма классической спокойной мелодии   

ЛЕД БЕССЕРДЕЧИЯ И БЕЗДУШИЯ

Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека. Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачивается и проходит мимо. Про такого говорят, что у него черствое сердце (как высохший хлеб), в котором нет любви, жалости, заботы, желания помочь. У бессердечного человека сердце, словно кусок льда, оно молчит и не откликается на чужую беду, и человек не слышит совести – крика души.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНСЦЕНИРОВКА:

Исполнители: /5-7 человек/  Слон, Птичка, Выдра, Мартышка, люди

02  Фонограмма «В мире животных»

Ребята! Сейчас мы перенесемся в далекую жаркую страну Африку, где водятся… Ребята, а каких животных, которые обитают в Африке, вы знаете? Верно! (львы, гепарды –дикие кошки, зебры, обезьяны, слоны, буйволы, шакалы, панды и т.д.) Они живут в джунглях!

А сейчас мы с вами исполним общий танец, который так и называется «В джунглях». Пожалуйста, выходите все, разберитесь по парам.

03  Фонограмма « В джунглях» (Сергей Сушко «Танго в джунглях»)

04  Фонограмма джунглей (минусовка «Джунгли», Ласковый май)

И если животное бродит в одиночестве, то с ним может произойти какая-нибудь беда или несчастье. А отчего, ребята, как вы думаете? Верно, потому что оно в одиночестве. Одному без помощи другого в джунглях жить очень опасно.

Это понимали все звери, но Слон думал иначе. А вот и он!

05  Фонограмма Слона

Смотрите, ребята, какой он большой, серый. Какие большие у него уши! А какие огромные следы остаются после его ног! Наш Слон большой и сильный!

Конечно, он мог бы своей силой помогать другим и совершать добрые поступки для слабых и беззащитных, но он этого не делал. Он ни о ком не хотел думать и хотел заботиться только о самом себе. Живя сам по себе, Слон считал, что ему, самому огромному и сильному, совсем никто не нужен, а помощь от других, маленьких, никогда не потребуется.

06  Фонограмма Птицы

Однажды к Слону подлетела Птица и стала его упрашивать:

– Помоги, пожалуйста, Слон, приподнять дерево, чтобы моим птенцам на волю выбраться.

– А что произошло? – полюбопытствовал Слон.

– Ночью сильный ветер дерево вместе с моим гнездом на землю повалил и ветками гнездо придавило. Мои птенцы кричат, и я боюсь, что их смогут найти шакалы и съесть в любой момент.

– Мне некогда тебе помогать, я иду воду пить, попроси кого-нибудь другого, – ответил Слон и пошел к реке.

07  Фонограмма Выдры

В реке Слон увидел Выдру. Ребята, кто такая выдра?

Выдра - хищное млекопитающее из семейства куничных, имеет 30 см длины; мех ее короткий, густой, блестящий, сверху темно-бурого, снизу беловатого серо-бурого цвета; на подбородке белое пятно и беловатое пятно над верхнею губою. Тело выдры удлиненное, с короткими ногами, плоскою головою, тупою мордою, короткими округленными ушами, щелевидными ноздрями и сплюснутым заостренным хвостом.

Выдра запуталась в рыбацкой сети. Выдра тоже увидела Слона и стала просить его:

– Слон, помоги мне пожалуйста, выбраться отсюда, а то я запуталась в сетях, расставленных человеком. Ты ведь сильный и тебе ничего не стоит любую сеть порвать.

– Вот еще что придумала, – ответил Слон, – я из-за тебя не собираюсь ноги мочить в реке. Сама попала в сеть, сама и выбирайся из нее.

– Я тебе тоже когда-нибудь помогу, освободи меня, пожалуйста.

– Ха-ха-ха, – громко засмеялся Слон.

– Маленькая выдра, живущая в реке, хочет помочь самому сильному и большому в джунглях.

08  Фонограмма для игры «Выдры и сети»

Описание игры
Выбирается 2 ребенка. Им дается сеть (можно полотно ткани), в которую они будут «ловить» выдр. Напомнить, что движения обоих должны быть скоординированы. Выдр будут изображать остальные  дети. С началом музыки игра начинается. Те дети, которых поймали в сеть, садятся на свои места. Побеждает тот, кто останется в игре больше времени.

Игра развивает: быстроту реакции, ловкость, сноровку, умение приспособиться к движению другого, координацию движения.

09  Фонограмма Слона

Слон наш находится у реки. Он отказал Выдре в помощи, напился воды и собирался уже уходить, как вдруг сверху, с дерева, услышал:

– Какой ты, Слон, бездушный и бессердечный, – говорила Мартышка, все видевшая с пальмы. – В твоем черством, ледяном сердце совсем не осталось сердечного тепла и доброты.

10  Фонограмма злости

Не понравились Слону правдивые слова Мартышки, и он стал топать ногами и со злостью трясти пальму. Потом Слон начал ругаться. Но Мартышка оказалась проворной, она стала сбрасывать на Слона кокосовые орехи.

11  Фонограмма для игры «Мартышка и Слон»

Описание игры
Выбирается Мартышка (лучше проворный ребенок). Ему дается мягкий предмет (это «кокос»). Им она будет бросать в пробегающих мимо стадо слонов. Кого Мартышка запятнает, тот выбывает из игры. Побеждают те, кому удалось увернуться от «кокоса».

Игра развивает: быстроту реакции, ловкость, координацию движения, сообразительность.

12  Фонограмма обиды 

 Слон, ругаясь, ушел, ему не удалось стряхнуть Мартышку с дерева. Вместо Мартышки с пальмы падали одни лишь тяжелые кокосовые орехи.

13  Фонограмма погони за Слоном 

Но следующее утро испуганный Слон мчался по джунглям, ломая кусты и деревья. Его преследовали какие-то люди с ружьями и веревками. Увидев Птицу, Слон подбежал к ней и, весь дрожа от страха, стал просить:

– Птица, а Птица, взлети над деревьями, глянь, где людей нет, а то я не знаю, в какую сторону мне бежать. А я завтра твоим птенцам, помогу.

– Не могу я взлететь, Слон. Я вчера целый день освобождала птенцов и крыльями толстые ветки отгибала, а сегодня у меня крылья очень болят, и я еще долго летать не смогу.

14  Фонограмма погони  

Побежал Слон дальше и выбежал к реке. Мечется Слон по берегу, бегает туда–сюда и не знает, как ему на другой берег перейти. Река-то глубокая, а плавать он не умеет. Увидел Слон Выдру, сидящую на камне, подбежал к ней и, запыхавшись, стал говорить:

– Выдра, а Выдра, помоги мне, нырни в реку, глянь, где неглубоко, чтобы я мог перейти на другой берег.

– Не смогу я тебе, Слон, ничем помочь. Всю ночь мне пришлось самой из сети выбираться. Да вот только лапу заднюю никак распутать не могу. Когда узлы развяжу, ты тогда и приходи. А сейчас я никак нырять не смогу.

15  Фонограмма людей с ружьями 

Вскоре из зарослей на берег реки выскочило много людей с ружьями и веревками. Они поймали Слона, связали его и повели в деревню.

16  Фонограмма фоновая 

Прошло немного времени. Люди выдрессировали Слона, сделали его послушным, и Слон вернулся в джунгли. Но только на шее у Слона сидел человек с большой палкой и приказывал ему, что надо делать. А Слон теперь каждый день помогал людям таскать срубленные деревья и работал с утра до самой ночи. Так поплатился Слон за свое бездушие и бессердечность по отношению к другим. Теперь, таская бревна, он каждый день мечтал о помощи, которую когда-то так не любил.

17  фонограмма для общего танца

18  Фонограмма классической музыки для релаксации и рефлексии.  

Вопросы для рефлексии:

 [?] – Какие качества вы заметили у Слона? (Бездушие, бессердечие, черствость, хвастовство, грубость, эгоизм).

– Почему Слон был бездушным и бессердечным? (Не помогал, не жалел, не любил, не думал о других).

– Какие красивые чувства вы заметили у бессердечного Слона? (Никаких).

– Вам стало жаль бессердечного Слона? Может быть, ему все же стоило потом помочь? (Рука помощи, протянутая страдающему и отверженному, может сотворить чудо. Слон мог многое понять и, почувствовав на себе красоту добра и помощи, измениться и стать лучше).

Заключение:

19  Фонограмма классической музыки.  

ЭПИЛОГ:

Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека. Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачивается и проходит мимо.

Узнавание персонажей музыкальной истории по характеру музыки:

02 – в мире животных

05 – слон

06 – птичка сос слоном

07 -  выдра просит слона

10 – недовольство

Анализ результативности:

Ребята познакомились с человеческим качеством – бездушие. Дали ему пределение. На роли в музыкальной истории вызывались активно. Внимание детей все время активизировалось новой музыкой, характерной для данного героя и ситуации. В игровой части активно были задействованы все дети, даже которым не достались роли. В конце музыкальной истории все с удовосльтвием исполнили коммуникативный веселый танец.

На рефлексии активно отвечали на вопросы. При проведении параллели с действительностью сказали, что в их классе бездушных детей нет.

Многие из детей проявили внимательность в интрактивном действии и в результате практически правильно узнавали предложенные мелодии, которые были характерны для главных героев музыкально-игрового действия. Считаю, что урок прошел интерактивно, плодотворно и интересно для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"

   Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Презентация на тему: "Развитие физических качеств на уроках физической культуры"

Презентация была подготовлена для участия  в конкурсе "Лучший специалист в системе физического воспитания Калужской области". В ней  кратко описывается схема конкурсного урока...