Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".
план-конспект на тему

Колотеева Валерия Алексеевна

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа (VIII вида) №565

Кировского административного района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету: стимуляция обонятельной чувствительности

с учащимся 6 класса Елховым С.

ТЕМА: Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха.

Автор-составитель:

Колотеева Валерия Алексеевна

2014/15 уч.г

ТЕМА: Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха.

ЦЕЛЬ: учить сосредотачивать внимание на источниках запахов.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • учить реагировать на различные запахи;
  • учить определять место, откуда распространяется запах;
  • учить соотносить запах с предметом;
  • учить дифференцировать запахи.

Коррекционно-развивающие:

  • расширить спектр обонятельных ощущений;
  • развивать обонятельную чувствительность;
  • коррегировать мелкую моторику на основе упражнений с хлебными крошками.

Воспитательные:

  • стимулировать активность в выполнении заданий;
  • вызывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать интерес к живой природе.

СЛОВАРЬ: запах, мяч, лимон, булка, мята, чай, зимующие птицы, кормушка, снегири.

ОБОРУДОВАНИЕ: теннисные мячики, эфирные масла (лимон, ваниль, мята, хвойное), кормушка из картона, игрушка «птичка», шарф, булочка на тарелке, два блюдца с лимоном и листьями мяты; телевизор, DVD-проигрыватель, диск с мультфильмом о зимующих птицах, аудиозаписи; фотографии; емкости с духами, мылом, семечками, булкой; иллюстрации (кормушка, снегири, зимующие и перелетные птицы, булка, лимон, семечки, мята).

ТЕХНОЛОГИИ: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

         1. Организационный момент.

У: Семен, позвони в колокольчик. Сейчас начнется урок. Давай улыбнемся друг другу. Посмотри в окно. Светит солнце. Сейчас день и все ребята учатся в школе, как ты.

         2. Основная часть занятия.

Актуализация ранее полученных знаний.

У: На прошлом занятии мы играли с тобой с ароматными мячиками. Давай повторим эту игру.

Игровое упражнение  «Ароматные мячи».

Используются теннисные мячики (4 шт.), пропитанные различными эфирными маслами (2 мяча – хвойным, два мяча – ванильным). Педагог поочередно дает ученику 2 мяча с различным запахом, привлекает внимание к их запаху.

У: Семён, возьми мячик. Понюхай. Он пахнет хвоёй, это резкий запах. Понюхай второй мяч, он пахнет ванилью, это сладкий запах.

Выполняются игровые действия с мячами (катание, ловля, бросание в контейнер) под ритмичные стихи, в процессе которых педагог акцентирует внимание на запахах мячей. Затем учитель  раскладывает мячи в разные стороны и предлагает ученику разложить оставшиеся  мячи по запаху.

Сообщение темы занятия.

У: Молодец, Семён, ты правильно выполнил задание. Сегодня на уроке ты будешь продолжать учиться определять источник запаха. Мы с тобой поиграем в интересные и веселые игры.

Игровое  упражнение «Съедобное – несъедобное».

У: Семен, осень заканчивается, скоро наступит зима. На улице становится холодно. Некоторые животные впадают в спячку, перелетные птицы улетают в теплые края. А зимующим птицам, которые не улетели в теплые края, не хватает корма. Мы можем им помочь и покормить их. Но что же едят птицы? Они едят хлеб, булку, семена.

Учитель показывает иллюстрации: перелетные и зимующие птицы, продукты питания, кормушка. Затем предлагает ученику понюхать емкости с различным наполнителем (булка, семена, духи, мыло) и выбрать то, чем можно кормить птиц.

У: Давай определим по запаху, чем мы будем кормить птиц.

У: Молодец, ты правильно выбрал. Птиц можно кормить булкой и семенами.

Игровое упражнение  «Кормушка».

У: Теперь надо наполнить кормушку крошками от булочки и покормить птичку.

Учитель показывает кормушку и фигурку птички.

У: Найди на столе тарелку с булочкой.

На столе стоит тарелка с булочкой и тарелка с лимоном. Ученику необходимо выбрать тарелку с булочкой. Учитель поочередно предлагает ему понюхать тарелки, называет то, что ученик нюхает и рассматривает. Затем завязывает глаза ребенка шарфом и снова подносит тарелки.

У: Молодец, Семен, ты правильно выбрал. Теперь покроши булочку в кормушку.

У: Мы покормили птичек, они сыты и рады. 

3. Динамическая пауза.

У: Семён, посмотри, к нам прилетели снегири (педагог показывает иллюстрацию). Давай вместе с ними поиграем. Слушай внимательно и повторяй за мной.

Учитель вывозит коляску на середину класса и вместе с ребенком выполняет упражнение.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят. —

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

                Н. Нищева                            

4 хлопка руками по бокам

4 наклона головы.

Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

2 поворота головы на каждую строку.

Ребенок катается по классу и выполняет движение руками, как крыльями.

4. Просмотр мультфильма.

У: А сейчас давай немного отдохнём и посмотрим интересный мультфильм про зимующих птиц.

5. Игровое упражнение «Подбери пару».

У: Посмотри, к нам прилетали птички, они рассыпали ватные шарики, с которыми ты любишь играть. Помоги мне убрать шарики на своё место.  

Учитель дает понюхать ученику емкость с ватным диском, пропитанным эфирным маслом и предлагает найти ватный шарик с таким же запахом (применяются запахи, которые ученик воспринимал в течение урока).

У: Найди шарик с таким же запахом.

6. Закрепление материала.

Игровое упражнение «У самовара» (рефлексия).

У: Сейчас на улице осень, холодно. Давай вспомним, как весной мы с тобой ходили на пришкольный участок и собирали мяту. (Рассматривание фотографий, сделанных на экскурсии в мае). Мы ее высушили, чтобы зимой пить вкусный чай (учитель дает ребенку листики мяты, привлекает внимание ученика к запаху). Чай можно пить и с лимоном. Лимон кислый, в нем много витамина С. Посмотри и понюхай, как пахнет лимон.

У: Выбери, с чем ты хочешь попить чай, с лимоном или мятой.

Педагог поочередно подносит тарелочки с мятой и лимоном, ученик выбирает понравившийся аромат.

У: Давай попьем с тобой чай. Он получился очень ароматный и полезный.

7. Итог занятия

У: Сегодня мы продолжали знакомиться с разными запахами. Найди на картинках предметы, с которыми мы сегодня играли. Давай вспомним их запахи (учитель рассказывает о признаках различных ароматов), ребенок нюхает запахи.

У: А теперь положи предметы на подходящие картинки.

У: Семён, ты молодец, у тебя сегодня всё получилось, ты хорошо покормил птичек, правильно выполнил упражнение на коляске и мы весело поиграли с птичками.

8. Окончание занятия.

У: Наш урок закончился, Семён (звучит короткий музыкальный сигнал). Теперь ты можешь отдохнуть перед следующим уроком на перемене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

конспект урока по русскому языку по теме "Внимание! Опасный безударный гласный!"

Урок посвящен повторению и обобщению знаний о безударных гласных в корне слова, способах их проверки, выявлению данной орфограммы в предложениях.  Данная тема предложена в сочетании с повторением...

Конспект урока: Внимание

Конспект урока: Внимание...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

статья "Любите ли вы читать, или буктрейлер как средство привлечения внимания к книге"

Статья - сопровождение долгосрочного  проекта, цель которого: создание небольшой видеотеки, состоящей из созданных учащимися буктрейлеров по классической и современной литературе....