Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsiya_-_vystuplenie_redakt.doc62 КБ
Файл prezentatsia_kompet.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Федорова Юлия Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Коммуникативная компетенция - способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников общения.

Среди детей, поступающих в общеобразовательные школы, выделяется группа детей с проблемами в здоровье. Это выпускники логопедических групп детских садов, выпускники коррекционных групп для детей с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети, дети с неврологической симптоматикой, сенсорными нарушениями, нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Не всегда эти дети обучаются в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, часть их учится в обычных классах. Т.е. с проблемами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сталкивается в своей работе каждый учитель.

Уровень развития речи детей, как правило,  не соответствует норме. Речевой диагноз у них общее недоразвитие речи 3 уровня, при котором страдают все компоненты речи: звуковая сторона, лексико-грамматические категории, связная речь. Часто эти дети не умеют общаться друг с другом. Им свойственны невнимательность к речи другого, отсюда смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить мысль только при помощи наводящих вопросов; предстоящее сообщение не планируют, высказывания носят ситуативный характер. Во взаимодействии они часто не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого.

Поэтому одной из важнейших ключевых компетентностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья считаю развитие коммуникативных навыков.

От развития навыков общения  во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоционально - психологическое благополучие в классном коллективе. Неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы поведения. Коммуникативные умения  влияют на учебную мотивацию.

В своем выступлении я поделюсь опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Данную работу я осуществляю в комплексе - на уроках,  во внеурочной деятельности, а также непосредственно в работе с родителями.

Большое внимание я уделяю подготовке и проведению классных часов. Они являются мощной формой воспитательной работы. В системе воспитательной работы я ежегодно планирую классные часы, посвященные обучению учащихся общению, сотрудничеству друг с другом, сплочению коллектива.

 Вот некоторые темы классных часов, направленных на формирование коммуникативных навыков детей:

Как понять друг друга без слов

Для чего нужна улыбка

Умеешь ли ты дружить

Я и другие

Мирись, мирись, мирись……

Нехорошие слова - недобрые шутки

Мои друзья – мое богатство

Мой класс – единая команда

Подобные классные часы дают детям возможность самовоспитания и самореализации.

На таких классных часах я использую упражнения – тренинги,  игры, направленные на общение. Дети  упражняются в удобных и правильных формах общения, осуществляют выбор собственных действий и, главное – чувствуют важность человеческих отношений, построенных на основе этических норм. Также дети учатся анализировать поведенческие действия. Именно на классных часах мы отрабатываем в игровой форме умение работать в паре или группе. В дальнейшем сформированные начальные коммуникативные навыки мы применяем на уроках.

Работу по формированию коммуникативной компетенции у учащихся веду систематически на всех уроках. В работе с детьми я использую разные формы. Но для развития коммуникативности важно регулярно применять работу в паре и в группе.  В учебниках, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту, много промаркированных заданий, которые направлены на формирование навыков совместной деятельности учащихся.

 Для детей парная и групповая работа на уроке чрезвычайно трудна. Учащимся трудно договориться, распределить работу, они  начинают ссориться. Находятся дети, которые вообще отказываются работать вместе. Они могут сидеть с безучастным видом, отходить в сторону, обижаться. Причина: аутические проявления,  заниженная самооценка, неврологические заболевания.

Поэтому парную и групповую форму работы ввожу в урок очень осторожно, дозированно, кратковременно, но часто. Здесь учителю важно правильно подобрать пару, т.е. учесть не только личные предпочтения ребенка, но и  психологические и речевые особенности каждого ученика. Это необходимо для того, чтобы все дети были задействованы в работе. Повторюсь: работать в паре или группе учу детей на классных часах в игровой форме.

Перед началом парной работы мы повторяем правила общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени. Учу детей как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи.

В паре мы проверяем домашнее задание, учим и отрабатываем правила, таблицу сложения и вычитания,  выполняем задания по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Работать в группе детям с ограниченными возможностями здоровья еще труднее, чем в паре. При работе в группе сначала учу детей выполнять единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп), а затем - и дифференцированную групповую работу (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Каждый учебный предмет  имеет все предпосылки для развития коммуникативной компетентности учащихся. Но наиболее благоприятны для формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников уроки литературного чтения, русского языка и окружающего мира.

На уроках литературного чтения детям особенно нравятся составление рассказа от первого лица, изменение окончание сказки или рассказа,  чтение по ролям, разыгрывание диалога, инсценировки.

К активным формам развития речи детей относятся игровые технологии, в частности речевые игры. Речевая игра  способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Усвоенный учащимися учебный  материал проходит через своеобразную практику.

Правила речевых игр, которых я стараюсь придерживаться:

  • регулярность проведения таких игр (только в этом случае будет ощутимый результат);
  • не затягивать игру (особенно если она проводится на уроке) и чтобы у детей было желание эту игру продолжить;
  • вовлекать в игру всех учащихся (давать детям дополнительные баллы);
  • использование игровых атрибутов (фишки, баллы, картинки, карточки и т.д.)

На уроках литературного чтения и русского языка детям особенно трудно работать с пословицами и поговорками. Дети не могут их объяснить, привести примеры. А между тем пословицы это благодатный материал для развития не только словарного запаса и коммуникативных навыков, но и нравственных качеств личности. Для работы с пословицами я использую пособия «Собери пословицы» и «Поговорки-цветочки, пословицы ягодки». Эти познавательные игры-лото позволяют мне привлечь внимание детей к пословицам, в интересной, яркой форме научить детей объяснять смысл пословиц, подбирать их части. А совместная игра в лото учит детей общаться.

В своем общении с детьми я также часто использую пословицы. Делаю это для того, чтобы мои ученики могли соотнести смысл пословицы с конкретной ситуацией. Стала замечать, что следуя моему примеру, дети также пользуются пословицами.  Пусть пока они повторяют пословицы, услышанные от меня,  но хорошее начало уже положено.  

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Уровень развития речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья низкий. Проблемы звукопроизношения, маленький словарный запас, грамматические трудности – все это затрудняет общение детей.

Возникает необходимость использования в педагогическом процессе специальных логопедических приемов работы для работы с детьми. Я не предлагаю превратить урок в логопедическое занятие. Но, как логопед, считаю необходимым использовать отдельные высокоэффективные приемы логопедической практики в повседневной работе учителя. Это будет способствовать развитию устной речи и снижению вероятности возникновения нарушений письменной речи. И как важное следствие этого – развивать коммуникативную компетентность.

Полезно работать  на уроках со скороговорками, ритмическим текстом. Это развивает арктикуляцию и правильное речевое дыхание. Регулярная пальчиковая гимнастика служит замечательно разрядкой на уроке, улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок.

Хорошо зарекомендовали себя при коррекции фонематического недоразвития настольно-печатные игры, упражнения с занимательным материалом: загадками, шарадами, ребусами, чайнвордами, кроссвордами. Опыт моей работы показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают и изменяют  слова. Это работа-игра, от которой дети получают не только удовольствие и эмоциональный заряд, но и развивает речь.

Опыт показал, что игры и игровые приёмы являются эффективным средством повышения результативности коррекционного воздействия. Они могут применяться на уроках, так как содержание этих игр соответствует грамматическим темам, изучаемым на уроках русского языка.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто сталкиваюсь с проблемами взаимоотношений детей друг с другом. В их общении можно наблюдать грубость и отсутствие взаимопонимания. Дети проявляют равнодушие и эмоциональную отгороженность по отношению друг к другу. У детей с ограниченными возможностями здоровья снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. 

На сегодняшний день, работая уже со вторым набором детей с ограниченными возможностями здоровья, я остро ощущаю нехватку помощи школьного психолога. Именно школьный психолог знает контингент детей в школе, индивидуальные особенности каждого ученика, может наблюдать их в динамике в урочное и внеурочное время. Именно школьный психолог мог бы дать рекомендации классному руководителю и родителям учащихся. 

Я нахожу возможность проконсультироваться по волнующим меня вопросам со специалистом – психологом.

Психолог помогает  мне проанализировать деятельность в детском коллективе или конкретную ситуацию, а также подобрать специальные игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей. Психолог рекомендовал мне использовать специальную литературу по данной проблеме. Некоторые родители учеников моего класса обращались к психологу за консультацией.

Самой трудной частью работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся я считаю работу с родителями. Родители зачастую не замечают трудностей общения своих детей, не всегда адекватно оценивают возможности своего ребенка.  

Решающее значение для формирования коммуникативной деятельности детей имеет именно коммуникативная компетентность родителей. Большинство родителей моих учеников   недостаточно уделяют внимания развитию навыков общения детей  и не учат их сотрудничать друг с другом и позитивно разрешать конфликтные ситуации.        

Позитивный контакт с родителями учеников чрезвычайно важен для меня. Действенная форма общения педагога с родителями -  это родительские собрания. Кроме собраний часто провожу  групповые и индивидуальные беседы. Проведение мероприятий с привлечением родителей  способствует сплочению детского коллектива и позитивному общению между взрослыми. Предлагаемые тесты для родителей помогают им самостоятельно проанализировать общение в семье.

Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. С этого учебного года начата работа кружка «Этика: азбука добра». Цель работы кружка – формирование у детей нравственных ориентиров, общения и взаимоотношений. Этот кружок даст возможность продолжить начатую мною работу по формированию навыков общения у детей.

В конце своего выступления хочу отметить, что работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обязательно принесет свои положительные результаты, если ее терпеливо проводить в системе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья у читель МБОУ СОШ № 14 Юлия Дмитриевна Федорова

Слайд 2

Группы риска в ыпускники логопедических групп ДОУ в ыпускники коррекционных групп ДОУ с оматически ослабленные дети д ети с неврологической симптоматикой д ети с сенсорными нарушениями д ети с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Слайд 3

Классные часы Как понять друг друга без слов Для чего нужна улыбка Умеешь ли ты дружить Я и другие Мирись, мирись, мирись … Нехорошие слова - недобрые шутки Мои друзья - мое богатство Мой класс - единая команда

Слайд 4

Упражнения, игры, тренинги

Слайд 5

Работа на уроках

Слайд 6

Игровые технологии регулярность проведения игр не затягивать игру вовлекать в игру всех учащихся использование игровых атрибутов

Слайд 7

Логопедические приемы скороговорки ритмический текст п альчиковая гимнастика элементы логоритмики игры со словами и буквами ф онематические упражнения

Слайд 8

Помощь психолога

Слайд 9

Работа с родителями р одительские собрания беседы а нкетирование тестирование с овместные мероприятия

Слайд 10

Внеурочная деятельность Кружок «Этика: азбука добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...