Урок труда в коррекционной школе VIII вида: "Дворник - вечная профессия"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Малахов Александр Александрович

Урок проведён учителем труда в 10 классе коррекционной школы. К конспекту урока прилагаются презентация и иллюстрация поделки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Каменская коррекционная школа №15

Конспект урока

по ОД (обслуживание двора)

« Дворник – вечная профессия»

Подготовил учитель

                                                                                              Малахов А.А.

2015г.

Тема:  « Дворник — вечная профессия  »

Цель:  актуализация знаний о профессиях.

Задачи:

- совершенствовать умение четко  и полно отвечать на вопросы учителя,              мотивировать учащихся к изучению темы;

- актуализировать знания о профессиях родителей;

- определять значение профессии;

- комментировать разные направления в рамках одной профессии;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Оборудование к уроку:

- презентация;

- видео ролик;

- тест.

Ход урока

I. Организационный момент:

- Давай те друг друга поприветствуем! Встаньте, пожалуйста!

- Здравствуйте! Тихонечко присаживайтесь.

- Я хочу, чтобы тему нашего урока мы определили все вместе, но сначала послушайте небольшую буддийскую притчу об одном человеке и его профессии. После прочтения приготовьтесь отвечать на вопросы.

Притча

В буддийском храме было много учеников, все занимались боевыми искусствами, медитацией, читали мудрые книги, и лишь один всё время подметал двор.

На досуге ученики спорили: кто первый станет просветлённым. Называли разные имена, но все сходились в одном, что тому, кто метёт никакого просветления никогда не увидеть.

И вот однажды, ученики были приятно поражены.

Дворник, которому они «отказали» в возможности стать просветлённым, вдруг улыбнулся и засветился каким-то удивительным светом. Привычным движением он взмахнул метлой, и, оторвавшись от земли, стал подметать то, что «не существует» - воздух.

Разгневанные ученики поспешили к учителю: «Как же так? – спрашивали они, - Почему так несправедливо?»

Учитель улыбнулся и ответил: «Он так тщательно подметал двор, что вымел всю «грязь» из собственной души…»

Вопросы на понимание прочитанного:

- Как вы понимаете слово «притча»?

- Вам понравилась притча? Чем?

- Вы поняли смысл данной притчи? О ком она? О чём?

- Что хотел до нас донести автор?

Притча – это небольшой рассказ, заключающей в себе моральное поучение. Реальность в притче явлена без указания исторических имён и действующих лиц. Притча обязательно включает в себя объяснение, чтобы читателю был ясен смысл прочитанного.

        

II. Основная часть.

 - Так о ком мы сегодня будем с вами говорить? И подробнее познакомимся, с какой профессией?

- Тема нашего урока «Дворник – вечная профессия»(слайд №1-2).

- На этом уроке мы более подробно рассмотрим данную профессию и всё что с ней связано.

Рассказ учителя. Беседа.

(слайд№3,4,5).

- Есть такая профессия, очень нужная и востребованная. Это – дворник.

- Дворник – профессия, связанная с поддержанием порядка и чистоты во дворе  и на улице. В прошлом – домовой работник, в обязанности которого так же входила защита дома. Профессия «дворник» включает в себя множество трудовых функций. Это очистка территории от мусора и отходов, листьев, снега и льда. Уборка мусора начинается ранним утром.

В 19 и начале 20 века дворницкая часть находилась в подворотне дома. В дополнении к своим прямым обязанностям, дворники зачастую были в царские времена ещё и агентами полиции, следившими за подозреваемыми, и сообщавшими обо всём, что происходит в доме.

В летнее время, дворники ходили в чёрном картузе из чёрной кожи с лакированным чёрным козырьком для защиты от дождя. Они носили специальный дворницкий жилет – чёрный двубортовый, глухой жилет с небольшим разрезом и с отложным воротником. Под жилет одевалась русская рубашка из сатина. Она выпускалась из  под жилета. Сверху дворники обязательно носили белый холщовый фартук с нагрудником. На шее у дворника на медной цепочке висела большая медная овальная бляха, на которой по кругу, была надпись с названием улицы и номера дома.

- А для того, чтобы в нашей памяти сохранился образ дворника дореволюционного периода, нам поможет практическое задание. Для этого нам поможет мини манекен в образе бумажного молодого человека и прилагающаяся к нему одежда, попробуем создать образ дворника дореволюционного периода.

- С какой верхней одежды начнём одевать нашего дворника? (С рубашки)

- Затем? (С брюк)

- На ноги? (Сапоги)

- После? (Фартук)

-  А затем? (Жилет)

- Головной убор? (Кепка)

-Молодцы! Вы справились со своим заданием!

Вопросы:

- С чем связана профессия «дворник»?

- Как в прошлом называли дворника?

- Что включает в себя «профессия дворник»?

- В какую одежду были одеты дворники?

- А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видео ролик о профессии «дворник» на примере города Армянск, который располагается на севере Крыма. (14 минут)

- Какие предприятия используют труд дворника?(слайд № 7)

(Жилищно-коммунальные хозяйства, общества и товарищества жильцов, предприятия, магазины, рынки).

-Что входит в обязанности дворника?(слайд № 8)

(Очистка закрепленной за дворником территории от мусора и отходов, а так же снега и льда).

- От добросовестного труда дворников всецело зависит состояние улиц современных городов, так как с ростом городов пропорционально увеличивается количество мусора выбрасываемого подчас «под ноги». В зимнее время года во время снегопадов самоотверженный и героический труд дворника спасает сотни и тысячи граждан от опасностей, возникающих вследствие обледенения пешеходных дорожек. Наличие в раннее время суток (когда все спят) дворников на улице, позволяет незаметно и тихо навести чистоту и порядок без помех автотранспорту).

Техника безопасности работы с инвентарём.

(слайд №9-10)

- Мы помним, что приступаю к любой работе,  мы должны помнить про технику безопасности.

- Как вы понимаете слова техника безопасности?

(Техника безопасности – это правила работы с различными агрегатами, станками, инструментами.) Если работник будет соблюдать эти правила, он сохранит своё здоровье и здоровье окружающих.

- Дворник тоже обязан знать и выполнять правила техники безопасности.

- Что может произойти, если грабли, лопату, тяпку и другой инвентарь бросать, где попало? (Можно  случайно наступить на них и пораниться). Сделайте вывод.

- Давайте вспомним и повторим  правила техники безопасности.

1.Соблюдай осторожность при обращением с инвентарём.

2.Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

3.На время, перерыва в работе, поставь инвентарь в вертикальное положение. (Прислони к стене, дереву и т.д.). Грабли должны стоять зубьями вовнутрь.

4.Не размахивайте инвентарём во время работы.

- Объясните, почему этого нельзя делать?

5.При передвижении инвентарь нужно нести в руках перед собой, держа его вертикально.

- Почему нельзя нести инвентарь на плече? (Показать опасность этого способа).

6.Обязательно надевай рабочие рукавицы или перчатки.

- Объясните, для чего нужно это делать?

7. После работы весь инвентарь  не оставляйте без присмотра, уберите его  на место.

- Объясните, для чего нужно это делать?

- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, мы с вами выполним небольшой тест, состоящий из пяти вопросов и прилагающихся к ним ответов, вам необходимо выбрать правильный ответ и выделить его: либо обвести букву правильного ответа кружком, либо поставить галочку. (Приложение № 1)

III. Итог урока.

- О какой, профессии мы говорили?

-Что нового узнали на уроке?

- Какую работу выполняет дворник?

-Было ли вам интересно на уроке?

(Приложение № 1)

ТЕСТ

1.Кто такой «дворник»?

а) домовой работник;

б) временно - исполняющий обязанности консьержа;

в) домовой работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и около дома.

2.Кем приходилось быть дворнику в «царское время»?

а) оружейных дел мастером;

б) агентом полиции;

в) балетмейстером.

3.Что было написано по кругу на большой медной овальной бляхе, которая висела на медной цепочке у дворника на шее?

а) реклама «кабачка 12 стульев»;

б) призыв к чистоте и порядку;

в) надпись с названием улицы и номера дома, где убирает дворник.

4.Что включает в себя «профессия дворник»?

а) охрана жилого помещения;

б) очистка территории от мусора и отходов, листьев, снега и льда;

в) своевременное оповещение населения о надвигающемся шторме.

5.Что такое «техника безопасности»?

а) управление производственной деятельностью;

б) правила и обязанности работников и работодателей;

в) правила работы с различными агрегатами, станками, инструментами.

Ответы: 1 (в); 2 (б); 3 (в); 4 (б); 5 (в).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Дворник — необходимая и незаменимая профессия в деле поддержания чистоты в городах, сёлах и других местах, заселённых людьми. В России до 1917 года дворник был много больше, нежели простой уборщик. Дворник выполнял многочисленные функции по поддержанию порядка, в частности, дворники имели свистки, которыми оповещали городовых о перемещении нарушителей общественного порядка.

Слайд 7

Предприятия использующие труд дворника: Жилищно-коммунальные хозяйства Общества и товарищества жильцов Предприятия Магазины Рынки Вокзалы и аэропорты

Слайд 8

Обязанности дворника: Очистка закрепленной за дворником территории от мусора и отходов, а так же снега и льда. От добросовестного труда дворников всецело зависит состояние улиц современных городов, так как с ростом городов пропорционально увеличивается количество мусора выбрасываемого под час «под ноги». В зимнее время года во время снегопадов самоотверженный и героический труд дворника спасает сот- ни и тысячи граждан от опасностей, возникающих вследствие обледенения пешеходных дорожек. Наличие в раннее время суток (когда все спят) дворников на улице, позволяет незаметно и тихо навести чистоту и порядок без помех автотранспорту.

Слайд 9

В работе дворника используются различные инструменты и приспособления: метлы; лопаты; грабли; топоры; ломы; тряпки; щетки и др.

Слайд 10

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 1.Соблюдай осторожность при обращением с инвентарём. 2.Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. 3.На время, перерыва в работе, поставь инвентарь в вертикальное положение. (Прислони к стене, дереву и т.д.). Грабли должны стоять зубьями вовнутрь. 4.Не размахивайте инвентарём во время работы. 5.При передвижении инвентарь нужно нести в руках перед собой, держа его вертикально. 6.Обязательно надевай рабочие рукавицы или перчатки. 7. После работы весь инвентарь не оставляйте без присмотра, уберите его на место.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

презентация у уроку ОБЖ в коррекционной школе VIII вида в 4-5 классе по теме:"Безопасность на транспорте"

В современном мире опасность подстерегает в любом виде транспорта.Презентация рассказывает о видах опасных ситуаций и учит правилам безопасного поведения....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Cценарий Праздника Труда в коррекционной школе VIII вида №834

Cценарий Праздника Труда в коррекционной школе VIII вида №834, СЗАО УО, подводящий итоги работы учителей технологии в мастерских: швейной, картонажно-переплетной, столярной, кабинета СБО и обслуживающ...

Связь уроков математики с уроками труда в коррекционной школе 8 вида

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач коррекционной школы. Курс математики должен дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лу...