Презентация "В царстве Снежной Королевы"
презентация к уроку

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 7 года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_tsarstve_snezhnoy_korolevy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В царстве Снежной королевы.

Цели: 

Коррекционно-образовательные:

закреплять знания о животных и их детенышах, обитающих на Севере, активизировать словарь по теме;

закреплять лексико-грамматические категории: образование сложных прилагательных, притяжательных прилагательных; в употреблении простых и сложных предлогов;

закреплять навык употребления категории родительного и творительного падежа существительных;

развивать связную речь в процессе построения связных высказываний;

развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез;

развивать навык звукового анализа и синтеза,

развивать навык плавного послогового чтения.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительно-пространственное восприятие;

слуховое и зрительное внимание; мышление; память;

мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любовь к животным;

инициативность; самостоятельность.

Оборудование: изображения Герды, Кая; иллюстрации с изображением животных Севера; предметные картинки с изображением частей животных; письмо от Герды, карта; аудио запись «Лай собаки», компьютер; карточки с картинками для чтения слов по первым звукам; карточки со слогами; д/и «Загадалки»; фишки, букв, шнурки, снежинки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.  

- Ребята на адрес нашего детского сада пришло письмо.

- Послушайте, что в нем написано: «Дорогие ребята! Снежная Королева увезла в свой ледяной замок моего брата Кая. Помогите, пожалуйста, отыскать его. С уважением Герда.

P.S. Вам поможет карта, на которой проложен маршрут».

Дети останавливаются на ковре, рассматривают и слушают письмо.

II. Введение в тему.

- Ребята, вы согласны помочь Герде. Тогда отправляемся в путь!

1,2,3 – на Север попади.

- Ребята, проходите к своим местам.

- Да, согласны.

Дети вращаются вокруг себя.

Дети проходят к своим местам.

III. Новая тема: Чтобы освободить Кая, мы должны выполнить задания Снежной королевы.

1 задание. «Зашифрованные слова».

- Вот и первое задание Снежной королевы.

Хозяева снежных просторов,

Снегов, ледниковых заторов,

Холодных глубоких морей,

Кто это? Ответь поскорей!

- Ребята,  по первым звукам картинок назовите слово, которое получится.

- Ребята, это кто?

- Где они живут?

- Как назовём их?

- Ребята, нам Герда подарила снежинку, которая поможет в пути!

Чтение по первым звукам карточкам названий животных:

- Тюлень, морж, песец, олень, кит, котик, волк, медведь, белуха.

- Это животные.

- Они живут на Севере.

- Их называют животные Севера – северные животные. 

На мольберте появилась снежинка.

- Мы с Гердой подошли к следующему пункту.

2 задание. «Назови одним словом».

- Все животные разные, не похожие друг на друга. Давайте расскажем, какие они. Поиграем в игру «Назови одним словом».

- Если у тюленя ноги похожи на ласты, значит он ластоногий. Завяжем «узелок на память».

- У оленя тонкие ноги. Значит он  (какой?) -  …

У оленя быстрые ноги. Он - …

У медведя короткий хвост. Он какой? - …

Кривые лапы – …  

Толстые пятки – …

У волка острые зубы. Он - …

У волка широкий лоб. Он …

У песца острая морда - …

Длинный хвост - …

У моржа толстая морда. Он …

Толстая кожа - …

Длинные усы - …

- А вот очередная снежинка спустилась к нам.

Дети завязывают узелок - ластоногий.  

- Олень тонконогий, быстроногий.

- Медведь короткохвостый, криволапый, толстопятый.

- Волк острозубый, широколобый.

- Песец остромордый, длиннохвостый.

- Морж толстомордый, толстокожий, длинноусый.

Появляется вторая снежинка.

 3 задание. «Прятки».

- Какой огромный сугроб. Я вижу чьи-то части тела.  

     В прятки решили звери сыграть,

Чьи части тела из-под снега торчат?

- Ребята, назовите, чьи части тела торчат из-под снега.

-Завяжем «узелки на память».

- Еще одна снежинка прилетела к нам. 

Дети выходят на ковёр к «сугробу» и достают картинки с частями тела животных.

- На моей картинке медвежья голова, тюленьи усы,

моржовая морда, оленьи рога,

волчья пасть, песцовая голова,

китовая голова, оленьи ноги.

Дети завязывают узелки на слова – китовый, моржовый, песцовый, тюлений.  

Появляется третья снежинка.

- Герда предлагает нам отдохнуть.

4 задание. Пальчиковая гимнастика  «Морж»

Соединить все пальцы   правой (левой) руки с большим, начиная с указательного.

Соединить все пальцы попарно, начиная  с большого.

Сжимать пальцы в замок, меняя их                                                            положение.

Старый морж сказал моржонку,              

Неуклюжему ребёнку:  

«Ты на льдине не лежи,    

В море рыбу поищи».          

5 задание. «Загадалки»

- Продолжим наш путь? Посмотрите, ребята, фотографии зверей.  Герда просит вас  поиграть в «загадалки».

На  вопрос  Герды  вы должны быстро и полно ответить.

- Чья фотография находится справа от тюленя?

- Под  китом?

- Между медведем  и китом?

- Слева от оленя?

- Над оленем?

- Под медведем?

- Возле моржа?

- Около волка?

- Следующую снежинку послала нам Герда.

Дети подходят к столу с фотографиями зверей.

- Справа от тюленя находится фотография оленя,

- под китом находится фотография волка,

- между медведем  и китом находится фотография моржа,

- слева от оленя находится фотография тюленя,

- над оленем находится фотография моржа,

- под медведем находится фотография тюленя,

- возле моржа находятся фотографии медведя, кита, волка, оленя и тюленя,

- около волка находятся фотографии оленя, кита и моржа.

Появляется четвёртая снежинка.

6 задание.  «Королевство кривых зеркал».  

- Вот мы и попали в Королевство кривых зеркал. Троли – помощники Снежной  Королевы разбили ледяные зеркала. Осколки разлетелись. Найдите половинку своей льдинки – у вас получится слово. Прочитаем слова по цепочке.
ба – ры          ты – ки          пы - ла        

тик – ко        сы – у            га - ро            

ги - но          ки – вол      

- А вот и ещё одна снежинка. 

Дети подходят к осколкам – находят половинки своих льдинок «слов».

Рыба, усы, рога, киты, лапы, ноги,  котик, волки.

Чтение полученных слов.

Появляется пятая снежинка.

- Как бы  попасть во дворец Снежной королевы?

7 задание. Звуковой анализ. «Построй мостик».

- Ребята, я слышу чей-то голос. Давайте прислушаемся, кто это лает?  

- Ребята, как вы думаете, кого боятся звери?

- Вы знаете, как называют охотничью собаку?

- Что бы попасть во дворец, нам нужно построить мостик. Мост появится, если мы выполним звуковой анализ слова ЛАЙКА.

- Назовите звуки по порядку.

- Назовите только гласные звуки.

- Назовите согласный мягкий.

- Назовите согласные твёрдые.

- Разделите слово на слоги. Назовите первый слог. Сколько в нём звуков?

- Назовите второй слог. Сколько звуков во втором слоге?

- Выложите это слово буквами.

- Вот и новая самая большая  снежинка. 

Слышится лай собаки.

- Звери боятся людей – охотников и собак.

- Собака, которая охотится за зверями – это лайка.

Выкладывают слово фишками.

- Л, А, Й, К, А.

- Гласные звуки – А, А.

- Третий согласный мягкий звук -Й.

- Первый согласный твёрдый звук – Л, четвёртый согласный твёрдый звук - К.

- Первый слог – ЛАЙ. В нём три звука.

- Второй слог – КА. В нём два звука.

Выкладывают слово буквами.

Появляется последняя снежинка.

9 задание. «Вопрос – ответ».

- Ребята, на нашем пути возник айсберг. Айсберг состоит изо льда и снега. Чтобы расколоть его, нужно ответить на вопросы снежинок.

- Кто питается рыбой?  

- Какие  усы у моржа?

- Какие ноги у оленя?

- Кто защищается рогами?

- Кто такая лайка?

- Почему северные животные не боятся холода?

Поднимают снежинки и отвечают на вопросы.

- Рыбой питается медведь, тюлень, морж, морской котик.

- У моржа длинные усы.

- У оленя длинные и быстрые ноги.

- Рогами защищается олень.

- Лайка – это охотничья собака.

- Северные животные не боятся холода, потому что у них толстая кожа, под кожей толстый слой жира, густая теплая шерсть.

После каждого ответа откалывается осколок снежной глыбы.

Появляется фигура Кая.

IV. Итог занятия.

- Ну что, ребята, мы освободили Кая?  

- Мы помогли Герде отыскать его. Вы справились со всеми заданиями Снежной  Королевы. Все молодцы.

- Какие трудности вам встретились на пути?

- Теперь пора возвращаться в детский сад.

3,4,5 – вот дома мы опять!

- Чему учились?

- Да. Мы освободили Кая.

Примерные ответы детей.

- Мне было легко, я не встретил трудностей.

- Мне повстречались трудности в игре «Зашифрованные слова», потому что было трудное слово.

- Мне повстречались трудности в игре «Прятки», потому что я не мог правильно назвать часть тела моржа (кита).

- Мне было трудно строить мостик во дворец.

- Мне было трудно завязывать узелки на память.

 «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка)

 

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко...

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»

Олени северные– людям помогают

Их как лошадок в санки запрягают.

Белый мишка– чёрный нос

Любит зиму и мороз.

Большой, лохматый овцебык,

К морозу сильному привык.

Ведь шерсть у этого быка

И спину греет и бока.

Только в тундре снежной

Можно, братцы,

На собаках лайках Покататься.

Касатка – чёрно-белый кит

Просторы моря бороздит.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга  (Олень)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой.   (Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов.        (Лемминги).

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый... (морж)

Гуляет он не по саванне,

А в море-океане,

И львиной гривы вовсе нет,

И рыбу ловит на обед.

Угадай, кто он такой? -

Царь зверей! Но лев... (морской)

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской... (котик)

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. Кит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее представление "В царстве Снежной Королевы".

Сценарий,разработанный мной, для проведения новогоднего праздника для воспитанников объединений ЦДТ....

Новый год в царстве Снежной Королевы

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...

Сценарий новогоднего праздника "В царстве Снежной королевы"

Сценарий новогоднего праздника "В царстве Снежной королевы" для коррекционных школ....

«В царстве Снежной королевы»

laquo;В царстве Снежной королевы»Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группыДети под музыку выполняют танец. Ведущий.Зима укроет белым снегомДома, деревья и кусты,А там приходит ...

"Царство снежной королевы" конспект занятия для программы "Снеготерапия"

Коррекционное познавательное занятие для учителя дефектолога с использованием  исскуственного снега  конспект занятия для программы «Снеготерапия»....