Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией к работе на аппаратах (подготовительные упражнения).
консультация на тему

Балаклеец Василина Николаевна
 
Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
к работе на аппаратах (подготовительные упражнения).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predapparatnaya_podgotovka_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией

к работе на аппаратах (подготовительные упражнения).

               Основная цель нашего сада – оказание комплексной помощи детям, а коррекционная работа является средством оказания помощи детям при овладении определенным опытом общения с окружающим миром. Тифлопедагоги и воспитатели  становятся непосредственными участниками возвращения детям полноты зрительных функций.  Однако использование традиционных ортоптических методов лечения и восстановления зрения в младшем дошкольном возрасте часто наталкивается на определенные трудности: требования, которые предъявляет ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко как бы опережают его развитие, и сформированные к этому времени навыки и умения малыша оказываются недостаточными. Именно поэтому до недавних пор лечение косоглазия ортоптическими методами в младшем дошкольном возрасте не практиковалось. А в более старшем возрасте успевали закрепиться неправильные условно-рефлекторные связи, а это лишь более осложняло встающие в ходе лечения задачи врачей, тифлопедагогов  и воспитателей по коррекции вторичных отклонений.

                     Подготовительная работа предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения.. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать из последней лечебный эффект.  Очень важной для себя  отмечаю подготовку детей к работе на аппаратах.

           Характер зрения при двух открытых глазах выявляют на цветовом приборе (Е.М.Белостоцкий и С.Я.Фридман, 1962) с помощью растровых очков (стекол Боголини). Трактовка результатов исследования на цветотесте обязывает к знанию детьми младшего дошкольного возраста  основных цветов, так как они при работе с цветотестом должны распознать  красный, зеленый  и белый цвета. Но у многих детей с косоглазием и амблиопией и другими нарушениями зрения восприятие цвета ослаблено или находится на низком уровне своего развития: на этом этапе или нет узнавания цвета или нет навыка называния цветов.  С целью развития цветовосприятия  работа строится   следующим образом:

  1. Приготовить кружки разных контрастных фонов диаметром 15 – 20 см с изображением и возможной трактовкой результатов исследования на цветотесте при вариантах: бинокулярное зрение (3 карточки -№1 – 2 зеленых, 2 красных, №2 – 3зеленых, 1 красный, №3 –2 зеленых, 1 красный, 1 - белый),  монокулярное (3 карточки: №1 –2 красных, №2 – 3 зеленых, №3 – 3 зеленых, 2 красных) и одновременное (1 карточка: №1- 3зеленых, 2 красных) в двух наборах, всего - 14. Пространственное расположение кружков соответствует результатам исследования на цветотесте. Игровое упражнение №1 –наложить на цветовые кружки такого же цвета кружочки, №2 – наложи кружочки по заданию в контурные изображения кружков, №3 - найти во втором наборе одинаковые карточки по заданию и предварительному показу, №4 – сосчитай количество красных, зеленых, желтых - белых кружков (в заданном круге), №5 – посчитай количество всех кружков в круге (по заданию).
  2. Работа с карточками: «Определи цвет недостающего кружка», когда ребенку дается карточка с аппликацией цветных кружков, расположенных в три ряда, в одном из которых один кружок пропущен. Целью является упражнение детей в зрительном и мыслительном анализе рядов цветных кружков по горизонтали и выборе недостающих по цвету из четырех предложенных при подготовке использовать цвета при работе по цветотесту.
  3. Игровое упражнение «Найди пару» Карточка у ребят в поднятой руке. На счет 1,2,3, -найди пару. Дети (взор вверх )ищут пару и быстро  встают друг к другу).
  4. Важно использовать дидактические игры по развитию цветовосприятия по программе Л.И.Плаксиной
  5. Очень важно в работе давать детям  четкие, конкретные словесные пояснения: кружки в одном ряду, на одной линии, рядом, справа, слева, 2 красных, 3 зеленых и т.д.

              Актуальной считается подготовка детей  дошкольного возраста к работе на синаптофоре.

Эта работа может проводиться рано, уже в младшем дошкольном возрасте при соблюдении необходимых условий. Часто медсестрам – ортоптисткам приходится обращаться за помощью к тифлопедагогам по предаппаратной подготовке именно к синаптофору. На синаптофоре определяют способность к бифовеальному слиянию изображений объектов (Т.П.Кащенко, 1963). Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои особености:  Часто мы говорим о предаппаратной подготовке, имея ввиду некоторый набор дидактических игр: пришла пора  систематизировать их, тем более, что мы знаем уровень заданий на совмещение при работе на синаптофоре. (взять у медсестер инструкцию по работе на синаптофоре).

  1. Предварительное знакомство с изображениями, предъявляемыми на синаптофоре.
  2. Для этого приготовить рисованную кошку размером до 20 см ( в индивидуальной работе размеры от 2х до 4 и более см) со всеми имеющимися у нее деталями: уши, хвост (четкое предметное цветное изображение)
  3. Вторая и третья карточки представляют собой картинки с  недостающими деталями (нет хвоста, нет ушей)- предметное цветное изображение
  4. 4 и 5 карточки – силуэтные изображения без недостающих частей (деталей)
  5. Далее на 3- х прозрачных пленках рисуем маркером по стеклу на одной – кошку без ушек, кошку без хвоста и кошку с хвостом и ушками для наложения и правильного зрительного образа кошки.

Упражнения можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста, так как они просты и интересны для игр при формировании предметных представлений в определенных изображениях, предъявляемых ребенку при работе на синаптофоре.. В это время использовать рассматривание и объемной игрушки – кошки , рассмотрев детали – уши, хвост и т.д.). Необходимым считаю накладывание одного изображения  на другое при использовании изображений на пленке, орг. стекле.

Очень важно подготовить ребенка и по восприятию пространственных представлений, чтобы ребенок мог определить словом: сверху, снизу, на одной полоске, выше, ниже. Часто дети испытывают затруднения при определении таких пространственных представлений, как слева, справа и медсестры  часто просят поднимать руку, с какой стороны кошка. Для подготовки к этой работе игровые упражнения проводить , садясь напротив ребенка или посадив ребенка у зеркала: игры с рукой-  подними правую руку, постучи, как я, я возьму правой, а ты возьми левой, игры с колечками – надень как у меня, надень на палец правой, левой руки и.т.д.,

Очень важна работа по развитию функции прослеживания при изменении прослеживания при изменении маршрутов по прямым и ломаным линиям на тренажере (его название-                    ).

На первые занятия на аппарате иду вместе с ребенком, что всегда снижает уровень его тревожности при знакомстве с новым видом деятельности. Да и те инструкции при их словесном обозначении не пугают ребенка, а лишь помогают ему перенести полученные знания при играх в кабинете на работу при исправлении косоглазия на ортоптическом приборе. Вся эта работа помогает малышам получать хорошие результаты восстановления зрения, расширяет возможности повышать уровень развития зрительного восприятия.

              Эта работа необходима, т.к предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного и словесно-логического мышления и т.д. (Л.И.Плаксина, Л.А.Григорян).  

Список использованной литературы:

  1. Плаксина Л.И. «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения». Москва, 1998 –262 стр.
  2. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. «Содержание медико – педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998 –56стр.
  3. Жохов В.П., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией».Москва, 1989, 56 стр.
  4. Солнцева Л.И. «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье представлена система обучения дошкольников основам грамоты; даны рекомендации и примеры игр и упражнений по развитию у детей различных умений и навыков, которые необходимы для успешного овлад...

Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...

"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".

      Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»...

Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...