Доклад на тему: «Труд, как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
материал на тему
Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Материал поможет педагогу подготовить детей к самостоятельной жизни в социуме. В докладе изложены виды деятельности и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_trud.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Саратовской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2 VIII вида г. Энгельса»
Доклад на тему: «Труд как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила: воспитатель ГС (К)ОУ «С(К)ОШИ №2 VIII вида г. Энгельс» Евлоева Лейла Суламбековна
Энгельс, 2015 год
Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Оно направленно на достижения детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение – эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся коррекционной школы. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. При организации труда ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд факторов. Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Труд как фактор, определяющий выбор ребенком профессии. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка. Формирование волевых качеств и навыков коммуникативной культуры, как фактор воспитания. При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера.
Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в школе-интернате № 2 VIII вида города Энгельса. Цель данного направления подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в социуме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей индивида. На протяжении моей работы в школе-интернате № 2 VIII вида города Энгельс неоднократно передо мной становилась проблема, как осуществлять трудовое воспитание в условиях школы, где «семьи»-группы интерната носят разновозрастный характер. Таким образом, трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных особенностей. Дети по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствие с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме. В своей работе трудовому воспитанию я отвожу существенную роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
К моменту поступления в интернат, дети, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу. Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же, как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие. В своей работе я стараюсь, чтобы элементарные трудовые навыки: самообслуживание (включает в себя и соблюдение личной гигиены), дежурство в группе, столовой, уборка спален и других интернатных помещений стало нормой. Воспитанники моей группы активно принимают участие в субботниках по благоустройству и уборки территории школы-интерната. Участвуют в таких акциях как «Очистим планету от мусора», операция «Чистодвор» и «Уют». Большое внимание уделяю и ручному труду. На занятиях кружка ребята учатся изготавливать аппликации из бумаги разной фактуры, совершенствуют навыки работы с клеем, ножницами, бумагой. Кроме аппликаций из бумаги ребята изготавливают подделки из пластилина, ткани, дермантина. Кружковая работа помогает развивать у воспитанников личностные качества (активность, инициативность, любознательность, воля, терпение, аккуратность). Ручной труд способствует воспитанию таких качеств как трудолюбие, чувство долга и ответственности, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь, умение планировать и организовывать свою работу.
При выработке у умственно отсталых детей трудовых навыков необходим наглядный показ и многократные повторения.
Так же в своей работе большое внимание уделяю знакомству воспитанников с профессиями. Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер и т. д. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов и т. д. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
При трудовом воспитании детей своей группы использую различные методы, такие как мотивация, одобрение, поощрение, благодарность. Для повышения уровня мотивации “слабых” воспитанников, я применяю нравственно – поощрительные оценки “Молодец!”, “Старательный воспитанник”, “Ты лучший”и.т.д.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Список используемых источников
- Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате».
- В.Ф. Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе».
- Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы».
- В.В. Воронкова «Трудовое воспитание во вспомогательной школе».
- http://infourok.ru/doklad_na_temu_trudovoe_vospitanie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_ogranichennymi-499569.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"
Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...
Социальный проект на тему: "Озеленение, как способ социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
Содержание проекта:1. Цель проекта 2. Задачи проекта3. Введение4. Особенности подбора комнатных растений для озеленения5. Характеристика групп комнатных растений6. Идеи для озеленения школы7. Эко...
Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки биологии в коррекционной школе 8 вида.
Выступление на семинаре. Социализация детей через уроки биологии....
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
ДОКЛАД На тему: «Формирования познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающего трудно переоценить. На у...