Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова".
план-конспект на тему

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:"Состав слова" (обобщающее занятие). Цель занятия -  закрепить знания детей о составе слова. К конспекту занятия прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для учащихся 3 класса

на тему: «Состав слова».

     Васильева Анна Георгиевна

                                   учитель – логопед

                                     МБОУ «СОШ№1»

                         г. Пикалёво

Тема занятия: Состав слова (обобщающее занятие).

Цель: Закрепить знания детей о составе слова.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-Закрепление умения различать части слова.

-Закрепление умения образовывать родственные слова, объяснять лексическое значение слов.

-Обогащение словарного запаса.

-Формирование навыков словообразования при помощи приставок и суффиксов.

Развивающие:

-Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, мышления, памяти.

- Развитие связной речи.

Воспитательные:

-Развитие умения слушать друг друга.

-Развитие умения формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра.

-Развитие способностей к самоанализу и самооценке.

Оборудование:

- компьютер

- карточки

- домики с суффиксами

- тетради, ручки

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнём наше занятие.

Сегодня мы будем работать в парах.

Давайте вспомним правила работы в парах:

- работать должны оба

- один говорит, другой слушает

- своё несогласие высказывай вежливо

- если не понял, переспроси

Ведь важен не только личный результат, а результат всей группы.

2. Определение темы занятия.

На партах у ребят лежат карточки : ЛЕС, НИК, ОК, ОВ, ИК, НИЧ, ИЙ, Н, ОЙ, ПОД, ПЕРЕ,  РУБ.

Л: Ребята, что такое написано у вас на карточках?

Д: Корни, приставки, суффиксы.

Л. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Д: Мы будем говорить о частях слова( о приставке, о корне, о суффиксе).

Л: Значит, мы будем говорить о составе слова.

3. Закрепление знаний о составе слова.

Л: Ребята, послушайте небольшую сказку о составе слова.

Однажды части слова собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее.

Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово.

Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корней, значит, заметнее и важнее.

Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образуется при помощи суффиксов. И если бы не они, люди бы не узнали названий детёнышей животных, маленьких предметов, названий профессий.

Л: Ребята, а как вы считаете, какая часть слова самая важная?

Л: Давайте вспомним, что мы знаем о частях слова.

Л: Что такое «корень»?

Д: Корень – значимая часть слова, в которой выражено лексическое значение всех однокоренных слов.

Л: Что такое «приставка»?

Д: Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Л; Что такое «суффикс»?

Д: Суффикс – часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования новых слов.

4. Закрепление умений образовывать родственные слова.

Л: Помните, мы говорили, что слова, как конструктор. Их можно собрать из частей (из приставки, корня, суффикса, окончания).

Давайте мы с вами и попробуем собрать слова из данных частей. Но для начала отгадаем загадку: « Весной одевается, а осенью раздевается. Что это?»

Д: ЛЕС.

Л: Что такое «лес»?

Д: Лес – это множество деревьев, которые растут на большой территории.

Л: Какой корень в слове «лес»?

Д: Корень ЛЕС?

Л: Значит, слово «лес» состоит только из 1 части – корня. Давайте присоединим к нему другие части и получим новые родственные слова.

 Дети из карточек собирают слова, объясняют их значение.

ЛЕС-НИК (работник лесного хозяйства, лесной сторож)

ЛЕС-ОК (небольшой лес)

ЛЕС-ОВ-ИК (сказочное существо)

ЛЕС-НИЧ-ИЙ служащий лесного хозяйства)

ЛЕС-Н-ОЙ (находящийся в лесу)

ПОД-ЛЕС-ОК (молодой лес)

ПЕРЕ-ЛЕС-ОК (редкий лес)

ЛЕС – О – РУБ (человек, который рубит лес)

ЛЕС – О – ВОЗ (машина, которая возит лес)

5. Закрепление умений образовывать новые слова с помощью      суффиксов.

Л: Ребята, продолжаем с вами работать в парах. Я вам раздам домики, в которых «живут» суффиксы –ышк-, -ечк-, -онок-.

Слова: ГНЕЗДО, ЗАЯЦ, ШИШКА, МЕДВЕДЬ, СОЛНЦЕ, СКАМЕЙКА.

Нам надо «расселить» слова в эти домики.

Посмотрите внимательно на слова и выберите те, которые можно употребить с суффиксом на вашем домике. Запишите эти слова в домики.

Дети записывают, затем читают записанные слова.

6. Физкультминутка.

Л: А теперь давайте немного отдохнем. Выходите из-за парт.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы, серые клубочки. (прыжки на месте, руки возле груди как лапы у зайца)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки вперёд – назад)

Встал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернуть туловище вправо, потом влево)

Стал показывать зарядку. (повернуть туловище вправо, потом влево)

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе. (руки перед собой, «ножницы»)

Три! Присели дружно, встали,

Все за ухом почесали.

На 4 потянулись. (руки вверх)

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд. (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд.

7. Работа в тетрадях.

Л: В лесу кроме деревьев еще очень много животных. Давайте прочитаем небольшой рассказ про белку.

Вчера мы гуляли в лесу. Там мы видели белку. Морда у неё острая, а глаза круглые и чёрные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый и длинный. Передние лапы короткие, но когти цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.

Л: А теперь давайте прочитаем этот рассказ, заменяя выделенные слова в 1 абзаце словами с суффиксами –ОЧК-, -ЕНЬК-, -К-, а во 2 абзаце словами с приставками СО-, ЗА-, ВЫ-, У-, С-.

Дети читают получившийся рассказ.

Л: А теперь давайте запишем слова парами в тетради.

БЕЛКА – БЕЛОЧКА                                  РВАЛА - СОРВАЛА

МОРДА – МОРДОЧКА                             ПРЯТАЛА - ЗАПРЯТАЛА

ОСТРАЯ – ОСТРЕНЬКАЯ                        ВИДЕЛА - УВИДЕЛА

КРУГЛЫЕ – КРУГЛЕНЬКИЕ                   ПРЯТАЛАСЬ - СПРЯТАЛАСЬ

ЧЁРНЫЕ – ЧЁРНЕНЬКИЕ                        ГЛЯНУЛА - ВЫГЛЯНУЛА

БУСИНЫ – БУСИНКИ

ПУШИСТЫЙ – ПУШИСТЕНЬКИЙ

КОРОТКИЕ – КОРОТЕНЬКИЕ

КОГТИ - КОГОТКИ

8. Итог занятия.

Л: Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Д: О составе слова.

Л: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Все части слова важны. Каждая выполняет свою функцию.

Л: Молодцы! Все сегодня хорошо работали! А теперь сами оцените себя на лесенке успеха:

верхняя ступенька – нет ошибок;

средняя ступенька – ошибки были, но я их исправлял;

нижняя ступенька – ошибок было много, но на следующем занятии я буду работать лучше.

ЛЕС      НИК

ЛЕС   ОК   ИЙ

ЛЕС   ОВ   ИК

ЛЕС    НИЧ  

ЛЕС   Н   ОЙ

ПОД    ЛЕС

ОК   ПЕРЕ

ЛЕС   ОК     О

ЛЕС   РУБ

ЛЕС    О

ВОЗ

Самоанализ логопедического занятия

на тему «Состав слова».

Проводила: Васильева Анна Георгиевна, учитель – логопед МБОУ «СОШ№1» г. Пикалёво.

Занятие было проведено с учащимися 3-го класса, имеющими дизорфографию и посещающими занятия с логопедом 3-й учебный год.

Тема занятия: «Состав слова» (обобщающее занятие).

Тема занятия соответствовала перспективному плану коррекционной работы и требованиям прграммы.

Целью занятия было – закрепить знания детей о составе слова.

На занятии решались следующие задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

- закрепление умения различать части слова;

- закрепление умения образовывать родственные слова, объяснять лексическое значение слов;

- обогащение словарного запаса;

- формирование навыков словообразования при помощи приставок и суффиксов.

2. Развивающие:

- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, мышления, памяти.

3. Воспитательные:

- развитие умения слушать друг друга;

- развитие умения формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра;

- развитие способностей к самоанализу и самооценке.

На занятии использовались все группы методов: наглядные, словесные, практические. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.

В начале занятия был создан положительный психологический настрой, когда дети приветствовали друг друга и гостей.

Занятие проходило в несколько этапов.

На первом этапе дети должны были самостоятельно определить и сформулировать тему занятия. Далее детям была представлена небольшая сказка о частях слова. Это использовалось для привлечения внимания детей и развития их интереса к занятию.

Следующий этап – повторение, закрепление знаний детей о частях слова.

Последующие этапы включали в себя практические задания, направленные на закрепление темы занятия. Это задания на развитие умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

В конце занятия были подведены итоги. Дети самостоятельно проанализировали  и оценили свою работу.

Считаю, что цель занятия была достигнута, задачи решены


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова (обобщающее занятие). Васильева Анна Георгиевна учитель – логопед МБОУ «СОШ№1» г. Пикалёво

Слайд 2

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Слайд 3

Правила работы в паре.

Слайд 4

Тема занятия.

Слайд 5

Сказка о частях слова. Мы самые главные. Без нас не может существовать ни одно слово!

Слайд 6

Мы стоим впереди корней, значит, заметнее и важнее!

Слайд 7

Большинство новых слов образуется с помощью нас, значит, мы важнее!

Слайд 8

Корень – главная значимая часть слова, в которой выражено лексическое значение всех однокоренных слов. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 9

Загадка. Весной одевается, а осенью раздевается. Что это? ЛЕС

Слайд 10

ЛЕС лес – ник лес – ок лес – ов – ик лес – нич – ий лес – н – ой под – лес – ок пере – лес – ок лес – о – руб лес – о - воз

Слайд 11

«Рассели» слова по домикам. ГНЕЗДО ЗАЯЦ ШИШКА МЕДВЕДЬ СОЛНЦЕ СКАМЕЙКА -ышк- -ечк- -онок-

Слайд 12

«Рассели» слова по домикам. гнезд ышк о солн ышк о шиш ечк а скаме ечк а -ышк- -ечк- зайч онок медвеж онок -онок-

Слайд 13

Физкультминутка. Скачут, скачут во лесочке Зайцы, серые клубочки. Прыг – скок, прыг – скок, Стал зайчонок на пенёк. Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели дружно,встали, Все за ушком почесали. На «четыре» потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.

Слайд 14

Белка. Вчера мы гуляли в лесу. Там мы видели белку . Морда у неё острая , а глаза круглые и чёрные . Они блестят, как бусины . Хвост пушистый и длинный. Передние лапы короткие , но когти цепкие. Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала , орех в дупло прятала . Нас видела – в дупло пряталась , а потом оттуда глянула . Заменить выделенные слова в 1 абзаце словами с суффиксами -очк- , -еньк- , -к- , а во 2 абзаце словами с приставками со- , за- , вы- , у- , с- .

Слайд 15

Запиши слова парами. белка – бел очк а рвала – со рвала морда – морд очк а прятала – за прятала острая – остр еньк ая видела – у видела круглые – кругл еньк ие пряталась – с пряталась чёрные – чёрн еньк ие глянула – вы глянула бусины – бусин к и пушистый – пушист еньк ий короткие – корот еньк ие когти - когот к и

Слайд 16

Лесенка успеха. Я работал хорошо, ошибок не было. Ошибки были, но я их исправлял. Ошибок было много, но на следующем занятии я буду работать лучше.

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Конспект логопедического занятия. Тема "Родственные слова."

Цели: -Закреплять знания о родственных словах.-Задачи:Образовательные:   - Повторить  общие  сведения  о  родственных  словах.  Закрепить  термин - корень,...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...