Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2016-2020 годы
календарно-тематическое планирование на тему

Гафиятуллина Лилия Рафаиловна
Индивидуальный план учителя-дефектолога  группы  с задержкой психического развития на межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_gafiyatullinoy_l.r.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2016-2020 годы

ФИО:   Гафиятуллина Лилия Рафаиловна

Образование: Высшее профессиональное образование. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, квалификация по диплому «Учитель-логопед», «Логопедия». Диплом  ИВС № 0489238, выдан 16 сентября 2002года; Институт Непрерывного Педагогического Образования, г.Набережные Челны, «Олигофренопедагогика», «Учитель-олигофренопедагог».Диплом ППI №693784, выдан 24 июня 2010года.

Стаж:

Общий: 17 лет

Педагогический: 17 лет

На данной должности: 13 лет

В данном  ДОУ: 13 года

Категория: Первая квалификационная категория, присвоена 30.12.2010г.

Курсы повышения квалификации: 

Курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов на тему: «Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности»,108 часов,  «Институт Экономики, Управления и Права», г. Нижнекамск, удостоверение № 2204, выдано 26 июня 2015года.

Тема самообразования: «Роль  дидактических игр в развитии  логического мышления у детей  дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Цель:  создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

   Задачи:

           - создание условий для развития логического мышления;

  - развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

  - развитие интеллектуальных способностей;

           - формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения;

           -  выявление наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления;

           - повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

           - изучение педагогического опыта других педагогов;

           - изучение психолого-педагогической литературы.

Творческие замыслы: участие в региональных и республиканских МО, в конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, мастер-классах, конференциях, составление презентаций к занятиям.  

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации и  потенциала обучающихся.

Актуальность:

   Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

   Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

   У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

   На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

   Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

   Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи. Именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно с родителями, воспитателями.

   Программа развития логического мышления часто осуществляется в игровой форме. Стартовые игры несут в себе предметно-манипуляционные характеристики, сюда относятся простые игры типа собирания пирамиды, построения дома из кубиков и так далее. Затем идут интеллектуальные игры, особо важная роль здесь отдается математическим видам игры.

В дошкольном возрасте дети начинают управлять собой, вспоминая и применяя на практике все навыки, приобретенные ранее. Скоро ребенок пойдет в школу и там ему понадобится умение не просто знать, а сопоставлять одно с другим, анализировать некие действия и так далее.

   З.А. Михайлова и М.Н. Полякова указывают, что на сегодняшний день существуют разнообразные виды логических и математических игр

- настольно-печатные игры («Цвет и форма», «Логический домик», «Логоформочки», «Игровой квадрат» и др.);

- игры на объемное моделирование («Кубики для всех», «Тетрис», «Геометрический конструктор» и др.);

- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Крестики», «Абрис», «Соты» и др.);

- игры на составление целого из частей («Дроби», «Чудо-цветик» и др.);

- игры-забавы (лабиринты, перевертыши и т.д.).

   Главными целями дидактических  игр на развитие логического мышления  является не только освоение и закрепление математических понятий и умений, но и овладение способами познания (сравнение, обследование, классификация, сериация и пр.), на накопление логико-математического опыта и развитие мышления, сообразительности.

Кроме данных игр, обучающий характер носят также и сюжетные логико-математические игры, которые в соответствии с проблемно-игровой технологией, рассматриваются как аналог современного занятия.

   Для сюжетных логико-математических игр свойственны такие черты, как игровая направленность деятельности, широкое использование проблемных ситуаций, творческими задачами, практического исследования и т.д. Главное требование к данным играм – наличие развивающего начала, т.е. обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением.

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, входящих в логико-математические игры:

- игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер);

- игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

- игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Основными компонентами сюжетных логических игр являются:

- наличие завязки-сюжета, действующих лиц и наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия;

- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;

- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;

- общая направленность на развитие инициативы детей.

   Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

     Логическое мышление развивается на основе образного и является высшей ступенью развития детского мышления. Достижение этой ступени - длительный и сложный процесс, так как развитие логического мышления требует не только  продуктивной  умственной деятельности, но и расширенных знаний о признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда мышление ребенка  приобретет черты, свойственные  мыслительной деятельности взрослых. Следует начинать развитие логического мышления уже в дошкольный период. Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Но одной из эффективной является использование системы обучающих игр.    Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

     Дидактические игры должны стать неотъемлимой частью повседневной жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность. Чем больше ребёнок будет играть в словесные, дидактические игры в семье, тем больше пользы получит как и сам ребёнок , так  его родители и общество!


Содержание работы

Практическая деятельность

Сроки

1

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Чтение научно-методической литературы;

Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, инновационным технологиям;

Изучение работы лучших учителей-дефектологов ДОУ   района и республики;

Курсы повышения квалификации учителей-дефектологов;

 Продолжать изучение ФГОС дошкольного образования.

2016-2020 гг.

2019 гг.

2016-2020 гг.

2

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Разработка конспектов, рекомендаций

Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС

Разработка плана воспитательной работы с применением ИКТ (учебные рабочие программы);

 

Участие в тренингах личного роста;

 

Участие в  семинарах

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

 

2016-2020 гг.

 

2016 – 2020 гг.

3

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Выступление на педсоветах 

 

Участие в Днях открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей);

Участие в семинарах  - практикумах

 

Участие в выставках, конкурсах.

2016 – 2020 гг.

2016-2020  гг.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

4

Проведение итогов.

Оформление результатов работы

Участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах;

Участие в работе сайта ДОУ, личного сайта учителя-дефектолога;

Освоение новых компьютерных программ и  ТСО (интерактивная доска, компьютер);

Разработка конспектов ООД;

Оформление методико-дидактических  материалов.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.

2016-2020 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2011-2015 годы)

Индивидуальный план включает личную карту учителя, план самообразования и планируемые результаты...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя татарского языка и литературы Мифтаховой В.Х. на 2016-2020 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя татарского языка и литературы Мифтаховой В.Х.   на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2011-2015 годы)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя химии и биологииХАБИБУЛЛИНОЙ ЭНДЖЕ АНАСОВНЫ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2020 года

Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать с...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2016-2020 годы)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2016-2020 годы)/...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2020 годы

План повышения профессионального уровня посвящен основным этапам реализации ФГОС на уроках технологии и ориентирован на ближайшие 5 лет...