Главные вкладки

    Рабочая программа по истории. 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание, для детей с нарушениями интеллектуального развития.
    методическая разработка (7 класс) на тему

    Бадаева Анна Владимировна

    Рабочая программа разработана для учебника История отечества. 7 класс: учеб.для спец. (коррекц.)образоват. учреждений VIII вида / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 224. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Рабочая программа по истории отечества составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
    2. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по Иркутской области, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
    3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
    4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
    5. Учебный план МОУ СОШ №29 г.Иркутска  на 2015/2016 учебный год.
    6. Основная образовательная программа начального и основного общего образования МБОУ г Иркутска СОШ №29
    7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
    8. Программы специальных (коррекционных)
      образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой

          История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

          Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.      

         Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

          Программа по истории включает:
                7 класс — «История Отечества» (Древняя Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю;

          При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:


          • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;


          • экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;


          • объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.


          Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

          В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
          Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В  программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
          Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств).

    7 КЛАСС

    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

    (67 ч в год, 2 ч в неделю)

    Раздел I. Древняя Русь (38 ч)

    Тема 1. Происхождение славян (4 ч)

          Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.

          Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.
          Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
          
    СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.

    Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)

          Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
          Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
          
    СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.

    Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)

          Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

      Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
          Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
          Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.
          
    СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.

    Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)

          Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

          СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.

    Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)

          Происхождение слова Русь (научные представления).

          Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).

          Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.

          Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
          Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
          Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.

          Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.
          Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
          
    СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.

    Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)

          Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.

         Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.
          
    СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.

    Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч)

          История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
          Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.

          СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.

    Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях
    (XI—XV вв.)
    (5 ч)

          Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
          Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
          Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
          
    СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.

    Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч)

          Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).

          Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.

          Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.
          Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
          Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.

          СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.

    Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями

    (XIII—XV вв.) (13 ч)

    Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч)

          Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.
          Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
          
    СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.

    Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)

          Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.

    Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч)

          Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
          
    СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.

    Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)

    Тема 1. Российское государство в XVI в.
    Иван Грозный (1530—1584)
    (6 ч)

          Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
          
    СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.

    Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч)

          Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
          Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
          Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
          
    СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.

    Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч)

          Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».

          Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов).
          Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества.
          Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
          
    СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

          Учащиеся должны уметь:
          1-й уровень 
          
    • объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
          возникновения языческих верований и обрядов;
          влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
          возникновения государства, его структуры, функций;
          развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
          распада Киевской Руси;
          возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
          захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
          освободительных войн между государствами;
          возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
          Смутного времени и народных волнений;
          возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
          • описывать:
          образ жизни восточных славян, места расселения;
          отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
          нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
          • ориентироваться в:
          названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:
          IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
          X в. — Крещение Руси;
          XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
          XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
          XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
          XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.
          
    2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:
          Как возникла Золотая Орда?
          Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.
          Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
          Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в.
          Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова:
    судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?
          Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
          Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.
          • объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;
          • устанавливать (по вопросам учителя) причины:
          возникновения верований на основе явлений природы;
          возникновения разнообразных видов труда;
          возвышения среди племен отдельных личностей;
          объединения соседних племен;
          возникновения государства;
          Крещения Руси;
          распада Киевской Руси.
          Учащиеся должны
    знать:
          • названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
          • исторические имена (3—5 имен);
          • главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
     



    Предварительный просмотр:

    2015/2016 учебный год

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

    Количество уроков: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

    Плановых контрольных уроков 4, тестов 5.

    № урока

    Дата

    Содержание учебного материала

    Цели и задачи урока

    Форма организации учебных занятий, виды учебной деятельности

    Корректировка

    I четверть  - 18 часов

    1

    Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Счет лет в истории.

    Познакомить учащихся с термином история; формировать интерес к новому учебному предмету. Формирование представлений о ленте времени; развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком.

    Вводный урок.

    Чтение вступительной статьи учебника стр.3.

    Древняя Русь

    2

    Происхождение славян

    Формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; места их расположения. Формирование понятия многонациональное государство; учить уважать людей других национальностей;  формирование интереса к урокам истории.

    Урок изучения нового материала

    3

    В каких местах селились славяне

    1. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности; Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян. Формировать умение работать с картой; Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
    2. Развивать умение работать в группе;
    3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

    Комбинированный урок.

    Работа с картой учебника стр.11. Схематическая зарисовка в тетрадь и проговаривание (СОД).

    4

    Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.

    Формирование представлений о славянских племенах и племенах, которые населяли Европу; развитие словесно-логического мышления учащихся; формирование образов других племен: германских, печенежских, норманнов и др.

    Урок изучения нового материала. Урок с применением ИКТ.

    5

    Облик славян и черты их характера

    Формирование представлений об облике славян, характере; формирование положительного отношения к предкам; развитие памяти и умения вступать в диалог; развитие пространственно-временных представлений; учить детей делать вывод о сложной жизни женщин в племенах восточных славян.

    Урок изучения нового материала.

    Урок с применением ИКТ.

    Пересказ текста по плану.

    6

    Торговый путь «из варяг в греки»

    Учить детей прослеживать путь по карте с опорой на текст. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости; развитие пространственно-временных представлений.

    Урок изучения нового материала.

    7

    Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине.

    Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни восточных славян; формировать представление о том, что земледелие было основным занятием славян, раскрыть значение этого занятия на примерах и с помощью иллюстраций; развитие мыслительных операций и воображения; развитие словесно- логического мышления и умения доказывать свою точку зрения; учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

    Урок изучения нового материала. Работа с учебником.

    8

    Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

    Познакомить учащихся с жилищами восточных славян; учить рассуждать и отвечать на вопросы; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями

    Урок изучения нового материала.

    Работа с учебником, иллюстрациями.

    9

    Языческие традиции восточных славян

    Познакомить учащихся с языческими традициями восточных славян; развитие воображения и связной речи; формирование умения делать выводы. Искать связь между сохранившимися в настоящее время традициями (празднование дня Ивана Купалы, Масленицы) с языческими традициями.

    Урок изучения нового материала.

    Урок с применением ИКТ.

    Работа с терминами, работа с текстом учебника.

    10

    Обобщающий урок по главе 1 «Древняя Русь».

    Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях.

    Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, кроссвордом.

    Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь

    11

    Как возникло Древнерусское государство

    Помочь учащимся понять, как зарождалась государственность у восточных славян, и создать конкретные представления о том, как управлялось Древнерусское государство и каковы были его особенности. Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала; продолжать развивать навыки работы с учебником. Воспитательные: вызывать чувство уважения к поступкам восточных славян.

    Урок изучения нового материала

    12

    О чем рассказывает древняя летопись?

    Урок изучения нового материала

    13

    Об Аскольде, Дире и их походах в Византию

    Урок изучения нового материала

    14

    Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.

    Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей (Олега); проследить начало династии Рюриковичей, проследить территорию государства в IXв.;

    Урок изучения нового материала

    15

    Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.

    Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря; проследить начало династии Рюриковичей. Проследить  с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси.

    Урок изучения нового материала

    16

    Предание о гибели князя Игоря.

    Познакомить учащихся с преданием о гибели князя Игоря; формировать эмпатию у учащихся; развитие пространственной ориентировки и мыслительной деятельности.

    Комбинированный урок

    17

    Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

    Познакомить учащихся с местью княгини Ольге. Учить рассуждать, опираясь на факты и доказывать свою точку зрения.

    Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом.

    Комбинированный урок

    18

    Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.

    Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории своего отечества.

    Урок изучения нового материала

    II четверть – 14 часов

    19

    Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами.

    Раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя. Учить работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом.

    Урок изучения нового материала

    20

    Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.

    Развитие представлений о битвах Святослава на Балканах. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем.

    Урок изучения нового материала

    21

    Обобщающий урок по главе 2. Древнерусское государство Киевская Русь

    Обобщить знания учащихся по главе. развивать связную устную речь и умение отвечать на вопросы.

    Урок обобщения и систематизации знаний. Выполнение практической работы.

    Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.

    22

    Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.

    Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени»

    Урок изучения нового материала

    23

    Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.

    Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства; Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.

    Урок изучения нового материала

    24

    Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.

    Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике.

    Комбинированный урок

    25

    Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник.

    Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской Правды». Развивать умения работать с документами: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого.  Вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого.

    Урок изучения нового материала

    26

    Русская Правда Ярослава Мудрого.

    Комбинированный урок

    27

    Русь после смерти Ярослава Мудрого.

    Кратко охарактеризовать положение на Руси после смерти Ярослава Мудрого. Развитие мыслительных операций и умения отвечать на заданные вопросы. Воспитание любви к своей Родине.

    Урок изучения нового материала

    28

    Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси.

    Довести до понимания учащимся значение деятельности Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности, умение учащихся извлекать знания из различных источников; учить находить в учебнике ответы на вопросы. Воспитывать чувство гордости за народ, который упорным трудом добился высоких достижений.

    Урок изучения нового материала

    29

    Распад Руси на отдельные княжества в XII веке.

    Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу.

    Урок изучения нового материала

    30

    Новгородская республика. Господин Великий Новгород.

    Урок изучения нового материала

    31

    Занятия и торговые пути новгородцев.

    Урок изучения нового материала

    32

    Ростово-суздальское княжество в XII веке.

    Урок изучения нового материала

    III четверть – 22 часа

    33

    История возникновения Москвы

    Урок изучения нового материала

    34

    Культура Руси в X-XIII веках.

    Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета; показать, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри; подчеркнуть, что на русскую культуру оказало большое влияние византийская культура. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления; в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту.

    Урок изучения нового материала

    35

    Обобщающий урок по главе 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства

    Обобщить знания учащихся о Крещении Киевской Руси и расцвете Русского государства. Воспитывать у учащихся уважение к людям труда, любовь к труду; ориентировать на обучение всех учащихся.

    Урок обобщения и систематизации

    Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями.

    36

    Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы через работу в паре. Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты; продолжить формирование умения работать с учебником;

    воспитывать чувства сострадания к покоренным народам,

    коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

    Урок изучения нового материала

    37

    Битва на реке Калке.

    Комбинированный урок

    38

    Нашествие монголов на Русь.

    Урок изучения нового материала

    39

    Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.

    Урок изучения нового материала

    40

    Походы Батыя на южнорусские земли.

    Урок изучения нового материала

    41

    Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

    Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. Объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. Объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим свой воинский долг.

    Урок изучения нового материала

    42

    Ледовое побоище.

    Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью сему показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.

    Урок изучения нового материала

    43

    Власть Золотой Орды над русскими князьями.

    познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники.

    развивать умения учащихся извлекать необходимую информацию из  разных источников; соотносить единичные исторические факты и общие явления; анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать предлагаемые исторические факты, суждения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

    способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность.

    Урок изучения нового материала

    44

    Русские княжества в XII-XIV  веках. Борьба Москвы с Тверью.

    Показать феодальную раздробленность на Руси; выяснить причины разногласий между княжествами; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    Урок изучения нового материала

    45

    Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.

    Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите. Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам. Воспитывать бережное отношение к историческому достоянию.

    Урок изучения нового материала

    46

    Изменения в золотой Орде.

    Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.

    Комбинированный урок

    Работа с текстом учебника, планом.

    Урок с применением ИКТ

    47

    Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия Радонежского.

    Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. Подчеркнуть важнейшие направления его политики; рассказать об укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича; подчеркнуть его заслуги в возрождении лучших традиций русского военного искусства. Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. Привлечь внимание учащихся к выдающемуся русскому полководцу.

    Дать краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразить с монголо-татарами. Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. Воспитывать чувство восхищения личностью Сергия Радонежского, подчеркнуть его роль в развитии монашества, духовном возрождении, единении  земли русской.

    Урок изучения нового материала

    48

    Куликовская битва.

    Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. Раскрыть значение Куликовской битвы для развития культуры Руси.

    Урок изучения нового материала. Урок с применением ИКТ

    49

    Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.

    Показать учащимся причины похода Тохтамыша на Москву; разорение Москвы. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы через работу в паре

    Урок изучения нового материала

    Работа с текстом учебника, планом.

    50

    Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный.

    Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, память, познавательный интерес. Воспитывать интерес к истории Отечества. Формировать чувство патриотизма и гражданственности. Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    Урок изучения нового материала

    Работа с текстом учебника, таблицей.

    51

    Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.

    раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III; сформировать представление о личности Государя Всея Руси; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    Урок изучения нового материала

    52

    Освобождение Руси от Золотой Орды.

    Рассказать детям о значении свержения правления Золотой Орды; воспитание чувства патриотизма; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    Комбинированный урок

    Работа с текстом учебника, планом.

    53

    Управление государством Иваном III.

    познакомить учащихся  с изменениями, произошедшими в управлении страной  во время правления Ивана III

    развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию, способствовать формированию ИКТ - компетентности

    воспитательная: в процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории  своего Отечества

    Урок изучения нового материала

    54

    22

    Обобщающий урок по главе.

    Обобщить и систематизировать знания учащихся по главе. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем работы с иллюстрациями.

    Урок обобщения и систематизации.

    IV четверть – 14 часов

    Глава 5. Единое Московское государство

    55

    Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.

    Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным (личность); Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    56

    Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады.

    Показать помощников Ивана Грозного в управлении страной; разъяснить роль судебника.  Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем.

    57

    Войны Ивана Грозного.

    Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников; воспитание патриотизма; Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и при выражении собственного мнения.

    58

    Война с западными странами.

    Формирование представлений о желании Ивана IV укрепить свое государство и его заинтересованность в мастерах военного дела, литейщиках, медиках и др специалистах, которых в Русском государстве почти не было. Показать причины войны с Польшей, которая в союзе с Литвой стала очень сильным государством.

    59

    Опричнина.

    Формирование понятия опричнина и предпосылок к его появлению; формирование представлений о личности Ивана Грозного; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

    60

    Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.

    Показать учащимся жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода; показать учащимся, что Опричнина помогла царю утвердить свою власть над всей страной, но ослабила ее, тем самым крымский хан смог прорваться к Москве; Расширение границ Русского государства за счет покорения казаками Сибирского ханства Ермаком.

    61

    Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.

    Формировать представления о личности Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать предпосылки для появления самозванцев. Правление Лжедмитрия I. Развивать причинно следственные связи и зависимости.

    62

    Лжедмитрий II. Семибоярщина.

    Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и ставленнике Польши и Литвы. Формирование представлений об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском; воспитывать чувство уважения к Михаилу Шуйскому, который снял осаду.

    63

    Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!

    выявить причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий. Развивающая - продолжить развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать. Воспитывающая - продолжить воспитание на гражданственности при изучение темы. Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа. Развивать  у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать.

    Комбинированный урок

    64

    Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).

    Развивать у учащихся устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал.    Развивать у учащихся интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний уч-ся о правлении первых Романовых. Развивать навыки работы с документами, учебником для анализа  и обобщения исторических событий.

    Изучение нового материала

    65

    Раскол в Русской православной церкви.

    формирование у учащихся личностного отношения к изучению прошлого своей страны. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы через работу в паре.

    Изучение нового материала

    66

    Укрепление южных границ России. О казаках.

    Наглядно показать укрепление южных границ России. Развивать пространственную ориентировку учащихся. Коррекция и развитие связной речи при работе над деформированным текстом.

    Комбинированный урок

    67

    Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.

      развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;   выявить характерные черты русской культуры XVII века; сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем.

    Комбинированный урок

    68

    Обобщающий урок по главе.

    Обобщить знания учащихся по главе. Коррегировать внимание в ходе беседы с учителем, коррекция и развитие мыслительной деятельности путем логических заданий.

    Урок обобщения и автоматизации


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы для 6 класса специального (коррекционного) образования VIII вида

    Надомное обучениеРабочие программы составлены в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. М., ...

    Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

    Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

    Рабочая программа по чтению. 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание.

    Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. Под ред. В.В.Воронковой. Ориентирована на учебное пособие: Чтение. 7 класс: учеб. ...

    Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание, для детей с нарушением интеллектуального развития.

    Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) школ VIII вида 5-9 классы. Под ред В.В.Воронковой...

    Рабочая программа по СБО. 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание, для детей с нарушением интеллектуального развития.

    Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. Под ред. В.В.Воронковой....