Логопедические упражнения в небольших рифмовках.
методическая разработка по теме

Антоник Галина Борисовна

Речевой материал , который дается ребёнку в виде рифмовок, служит определенной дидактической цели. Это специальные упражнения, которые построенны по законам ритма и рифмы.  Они наполненны определенным содержанием. Занимательность и игровая форма помогают ребенку развивать память, активизировать мыслительные операции, закреплять правильные произносительные навыки. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмомелодическая сторона речи и её звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_uprazhneniya_v_rifmah.doc115.52 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения в рифмах

            Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, в котором можно условно выделить следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение звуков и правильное их произношение, самостоятельное вычленение звуков из слова, анализ звуковой и слоговой структуры и активные действия со словами.

             Знакомство детей со звуковой структурой слова – это не просто подготовка ребёнка к обучению грамоте, но и одно из важнейших условий  усвоения детьми грамматического строя речи, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между словами,  попыткой самостоятельно объяснять значение слов.

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего,  является произносительная сторона, или звуковая её культура. Основными же компонентами произносительной стороны речи являются её ритмомелодическая сторона  и звуки речи.

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства. Интонация – это совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Она включает в себя следующие элементы: мелодику речи, логическое ударение, паузы, темп, тон и  ритм.

Мелодика речи – это повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на  значение высказывания, его смысл. Используется игры и упражнения, развивающие умение выражать утверждение, вопрос, удивление, восклицание.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Это важный элемент устной речи. Они облегают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

Темп речи – это скорость произнесения речи во времени целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый, средний, прерывистый. Темп речи зависит от индивидуальности говорящего, его темперамента, настроения, психологического состояния. Зависит также от содержания высказывания.

Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает чувства, переживания, душевные состояния человека. Выбор тона зависит: от настроения, от ситуации общения, от содержания передаваемой информации, от цели высказывания.

Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной и музыкальной. Чёткий ритм характерен для стихотворной речи.

            Для закрепления правильного произношения звуков, слоговой структуры слова, слухового восприятия широко используется в работе логопеда дополнительный речевой материал: потешки, считалочки, небольшие стихотворения, различные рифмовки.

           Использование в детской речи рифмовок способствует выработке чёткой дикции, помогает  различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, развивает у детей  собственное рифмотворчество.

           Создавая в упражнениях со звучащим словом игровую ситуацию, важно приучать ребёнка думать, будить его самостоятельную мысль, развивать поисковую творческую активность.

          Рифмовки можно проводить с мячом, отхлопать ладошками, отстучать, провести как физкультминутку.

Цель: упражнять детей в чётком произношении звуков, различать на слух согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематическое восприятие.

Текст рифмовок

  •                      

У нас сегодня гости:                     Вопрос:   - Кто наши гости?

Стас, Семён и Костя.                    Ответ:  – Стас, Семён и Костя.          

В субботу у Кости                         Вопрос: -  Когда будут  гости?

           Будут гости.                         Ответ: - В субботу,  у Кости.

                 

  •                                     Перевёртыши:

1.Сад в снегу и лес в снегу,                2.Зимой по снегу я бегу,

2.Зимой  по снегу я бегу.                   1. Сад в снегу и лес в снегу.

С осени и до весны                           Спит медведь и видит сны

Спит медведь и видит сны.              С осени и до весны.

Запустила  Зоя змея,                          Зоин змей летать умеет,

Зоин змей летать умеет.                    Запустила  Зоя змея.

Две козы и два бизоны                     Вытоптали все газоны

Вытоптали все газоны.                    Две козы и два бизона

Цапля, лисица, утка, синица,         - Кто не птица?

Цыпленок, куница.                          Цапля, лисица, утка, синица,

Кто не птица?                                   Цыпленок, куница.

Воздух лесной                                  Пахнет сосной

Пахнет сосной.                                Воздух лесной.

Позвали зайцев белки                     Весной на посиделки

Весной на посиделки.                     Позвали зайцев белки.

В летнем душе две лягушки          Лягушатам моют ушки

Лягушатам моют ушки.                 В летнем душе две лягушки.

Рыбу ловят Боря с Левой,              Боря с Левой – рыболовы,

Боря с Левой – рыболовы.             Рыбу ловят Боря с Левой.

-Сколько рогов у пары коров?          - У пары коров две пары рогов!

-У пары коров две пары рогов.        -  Вот сколько рогов у пары коров.

Поливает  утром Лана                        Лук и красные тюльпаны

Лук и  красные тюльпаны.                 Поливает утром Лана.

Мы щенка мочалкой мыли                Два часа в воде и мыле

Два часа в воде и мыле.                     Мы щенка мочалкой мыли.

 

В уголок Алёна села                       У Алёны много дела

У Алёны много дела.                       В уголок Алёна села.

 

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы льёт.

В реке большая драка

Поссорились два рака.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Листопад, листопад,

Листья жёлтые лежат.

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из лейки.

Наша девочка Алина

Лепит всё из пластилина.

Посмотрев в дверную щёлку

Ты увидишь нашу ёлку.

Я забрался под кровать,

Чтобы брата напугать.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

На берёзах снегири

Ярче утренней зари.

Развитие  моторики артикуляционного  аппарата

Упражнения для губ.

Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Петь  песенку «и-у, и-у, и-у», протягивая гласные звуки сначала медленно, затем быстрее. Вибрация губ; остановить лошадь  -  тпр, подражание фырканью лошади - фрр. Неважно, что звука –р- нет, главное научиться правильно дуть на губы, не надувая щек.

Упражнение для языка.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

“ПТЕНЧИКИ”

Рот  широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

               

“ЛОПАТОЧКА”

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

           

“ЧАШЕЧКА”

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого

языка подняты к верхней губе, но не касаются зубов.

            

“ИГОЛОЧКА”

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

                     

 “КИСКА СЕРДИТСЯ”

 Род открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх. Артикуляция удерживается в течение 5 – 10 сек.

                            

“ГРИБОК”

             Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживать  в течение 5 секунд или на счет 5.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

 «ЧАСИКИ»

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого  языка  попеременно тянутся под счет педагога к уголкам губ.

 «ЗМЕЙКА»

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть

вперед и убрать вглубь рта.               

“КАЧЕЛИ”

  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и

 подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

“ФУТБОЛ”

     Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”

          Рот открыт. Круговым движением языка провести

          между губами и зубами.

“КАТУШКА”

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,

боковые края прижаты к верхним коренным зубам,

 широкий язык “выкатывается” вперед и убирается вглубь рта.

“Лошадка”

 Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать

 медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“ГАРМОШКА”

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка

 от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

“МАЛЯР”

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,

ведем от нижних резцов до мягкого неба.

“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”

 Рот открыт. Широким языком  облизать верхнюю губу и

 убрать язык вглубь рта, затем облизать нижнюю губу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия презентаций логопедических упражнений по теме "Парные по глухости - звонкости согласные звуки и буквы"

Слайды презентаций в программе Power Point это удобный и результативный способ предоставить ребенку возможность с интересом выполнить то или иное логопедическое упражнение. Презентация со...

Стихи на логопедические упражнения

Стихи на логопедические упражнения...

Логопедические упражнения

Артикуляционная, дыхательная гимнастика...

логопедические упражнения

упражнения с логопедом...

Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи.

Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи будут полезны родителям, воспитателям, логопедам и учителям начальных классов. Данные упражнения помогут в развитии артикуляционно...

Комплекс логопедических упражнений "С Новым годом!"

Комлекс логопедических упражнений включает:упражнения артикуляционной гимнастики для губ, щек, языка;проговаривание стихотворного текса в сопровождение хлопков или отстукивания в заданном ритме;упражн...

Комплекс логопедических упражнений для мышечного расслабления

Комплекс предназначен прежде всего для детей с заиканием. Упражнения будут полезны и при других нарушениях, например, обусловленных дизартрией....