Главные вкладки

    Программа развития классного коллектива «Труд души и ума – залог жизненного успеха»
    рабочая программа по теме

    Фоменко Людмила Дмитриевна

    Программа развития классного коллектива

    «Труд души и ума – залог жизненного успеха»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tit_list.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа развития классного коллектива

    «Труд души и ума – залог жизненного успеха»

    Представлена:

    классным руководителем

     7 «Б» класса

    Фоменко Людмилой Дмитриевной

    г. Москва 2012/2013 учебный год

    Введение.

    «Ответственность человека за человека для жизни коллектива, это все равно, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора — не построишь здания, нет ответственности человека за человека — нет коллектива»

                                                                                                             (В. А. Сухомлинский,)

    В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания. В нем должна быть четкая система сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

    Коллективизм подразумевает качество личности, основанное на сознательном соотношении личных и общественных интересов, что должно стать действенным регулятором поведения человека.

    Воспитывать личность в коллективе — это не значит «втискивать ее в шаблон». Необходимо создание таких условий, когда каждый член коллектива сохранил бы свою индивидуальность, согласуя свои интересы с интересами коллектива.

    Роль детского коллектива во вспомогательной школе, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность учащиеся c интеллектуальной недостаточностью  на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

    В формировании коллектива учащихся вспомогательной школы одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. В старших классах производительный труд проводится либо непосредственно на промышленных предприятиях, либо в условиях, максимально приближенных к производственным. В этот период необходимо дать учащимся понятие о коллективе рабочих, их взаимосвязи и подчиненности, правах и обязанностях. В этой связи представляется целесообразным в процессе производительного труда создавать ситуации, с которыми выпускники могут встретиться на работе по окончании школы.

    Весьма важно, чтобы дети участвовали в решении вопросов о рациональном использовании заработанных средств.

    С коллективом детей необходимо обсуждать, куда и сколько денег следует израсходовать, каковы нужды группы, какой объем работы надо выполнить, чтобы заработать нужную сумму. Надо помочь детям понять, что для качественного выполнения работы важно многое уметь, а, следовательно, надо стремиться овладеть необходимыми знаниями и умениями.

    Большое значение при этом имеет работа по формированию у детей общественных интересов. Недопустимо, если они будут планировать расходы только на удовлетворение личных желаний. Здесь велика роль педагога, который должен, используя весь свой жизненный опыт, направлять детей на принятие разумных решений, что впоследствии пригодится им в самостоятельной жизни.

    Когда учащиеся уже будут иметь свой личный заработок, может возникнуть необходимость определенной коррекции у детей жизненно необходимых личностных качеств, для чего проводятся практические занятия, направленные на формирование умения рационально планировать свой бюджет.

    Не менее важно учить детей видеть чужую боль, сострадать и, если нужно, придти на помощь, в том числе и путем материальной поддержки.

    В воспитании вообще, а в воспитании умственно отсталых детей особенно, сформировать правильные линии поведения без определенного опыта поведения совершенно невозможно.

    Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых учащихся.

    Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация — это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

    Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у школьников. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало.

    В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе, а особенно в классе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

    Исходя из дальнейшей адаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью, была выбрана тема данной программы. Ведь самое большое начинается с маленького.

    Цель:  формирование у учащихся адаптивных умений, в том числе коммуникативных, на основе воспитания в классном коллективе отношений сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; формирование трудовых навыков школьников; воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

    Задачи:

    • воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;
    • воспитание бережливости, экономного использования средств.
    • воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.
    • формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.
    • приобщать ребят к национальным традициям семьи, народа, страны;
    • помочь ребятам в приобретении и усвоении положительного социального опыта поведения и деятельности;
    • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной  и внеурочной деятельности учащихся;

    Ожидаемые результаты:

    • Подготовить детей к самостоятельному труду
    • Формировать необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения
    • Осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья души и природы как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
    • Повышение самооценки личности каждого ребенка через создание ситуации успеха в самореализации творческого потенциала личности и развитие лидерских качеств личности

    Конечный результат:

    • воспитание личности;
    • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
    • практичной, знающей элементы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
    • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, выбором содержания жизнедеятельности;
    • любящей свою малую и большую Родину.

    Педагогические принципы и подходы

    Деятельность, общение и отношения в классном коллективе строятся на следующих принципах:

    • Принцип самоактуализации.

    В каждом ребенке  существует потребность в актуализации своих  интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

    • Принцип индивидуализации.

              Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива – это главная задача школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член классного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

    • Принцип субъектности.

              Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в классном сообществе.

    • Принцип выбора.

              Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, Самоактуализация способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, форм и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и в школе;

    • Принцип творчества и успеха.

              Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность класса. Благодаря творчеству ребенок выявляет Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я»;

    • Принцип доверия и поддержки.

              Решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно – воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащихся.

    • Принцип личностно-ориентированного воспитания

              В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

    • Принцип природосообразности

              Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

    В  формировании классного коллектива используются два подхода

    Целостный подход

         

    Деятельный подход

       

              Главными элементами механизма воспитательной программы развития классного коллектива выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития, актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся. Необходимо использовать педагогические средства:

    • диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование);
    • целеориентационные  (совместное и индивидуальное целеполагание);
    • организационные (организация органов самоуправления учащихся, регулирование ответственности);
    • мобилизационно – побудительные (актуализация, убеждение);
    • коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие);
    • формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций, проведение ролевых игр);
    • координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий);

    Этапы, задачи и средства по развитию коллектива

    Этап

    Задачи

    Средства

    1 этап

    Установление межличностных связей, складывание отношений, формирование микрогрупп, выявление лидеров, формирование органов соуправления

    Классные огоньки.

    Кружки по интересам. Веревочный курс

    2 этап

    Развитие коллектива, установка межгрупповых связей. Формирование общих традиций класса, реализация принципов взаимодействия сотрудничества, взаимопомощи.

    Коммуникативные игры.

    Игры в группах.

    Классные мероприятия.

    Школьные мероприятия.

    Деятельность органов соуправления.

    3 этап

    Формирование единого коллектива.

    Реализация принципов соуправления.

    Анкетирование.

    Общешкольные дела.

    Подведение итогов.

    Формы и методы работы

    Формы:

    • Наблюдение за воспитанниками.
    • Анкетирование участников деятельности.
    • Конкурсы, соревнования, спортивные состязания.
    • Коллективные творческие дела.

    Методы:

    • Убеждение – разумное доказательство понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
    • Самоубеждение – осознанный поиск решения, в ходе которого формируется комплекс взглядов.
    • Методы стимулирования или мотивации (поощрение и наказание) – формирование правильной оценки своего поведения.
    • Методы влияния на эмоциональную сферу воспитанника (внушение – воздействие на чувства)
    • Методы требования и упражнения – формирование устойчивых навыков и привычек.
    • Методы коррекции и самокоррекции – регулирование.
    • Воспитывающие ситуации.
    • Метод дилемм и рефлексии – совместное  обсуждение  моральных проблем.

    Условия реализации данной программы:

    • добровольность включения учащегося в ту или иную деятельность;
    • доверие учащемуся в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждой личности к самовоспитанию толерантности;
    • обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и учащегося;
    • учет индивидуальных качеств учащегося, его ценностных средств, направленных на развитие его толерантности;
    • принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
    • формирование позитивного отношения к творчеству

    Направления и формы работы.

    1)                      Изучение личности школьников.

    а) Анкетирование учащихся.

    1.      Опросник Айзенка.

    2.      Оценка психического состояния по Айзенку.

    3.      Анализ воспитанности детей в семье.

    4.      Адаптационные возможности учащихся.

    5.      Ваша воля.

    6.      Диагностика уровня развития теоретического мышления.

    7.      Диагностика Кэттела.

    8.      Экспресс – методика характериологических особенностей личности.

    б) Исследование.

    1.      Диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников.

    2.      День ДРК “Дозирование домашнего задания”.

    2)                      Изучение классного коллектива.

    а) Анкетирование.

    1.      Социометрия.

    2.      Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе.

    б) Исследование.

    1.      Программа изучения развития классного коллектива.

    2.      День ДРК “Мотивация учебной деятельности”

    Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

    Самоуправление класса.

    1.      Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

    2.      Классные собрания.

    3.      Организация дежурства по классу.

    4.      Организация дежурства по школе.

    5.      Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”.

    6.      Контроль за посещаемостью.

    7.      Посещение на дому больных детей.

    8.      Контроль за поведением.

    9.      Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.

    10.  Заседания актива “О выполнении поручений”.

    11.  Операция “Живи, книга!”

    12.  Выпуск школьных стенгазет.

    13.  Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

    14.  Классные собрания.

    15.  Изучение локальных нормативных документов.

    Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создается для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога.

     Воспитание школьников.

    1.      Общественно полезная деятельность /трудовой десант, шефская помощь, концерты/.

    2.      Познавательная деятельность /устный журнал, экскурсия, учебная конференция/.

    3.      Ценностно – ориентировочная деятельность /классный час, диспут, круглый стол, уроки культуры поведения/.

    4.      Художественно – творческая деятельность /тематические вечера, вечер поэзии, театрализованные представления, час музыки/.

    5.      Свободное общение, досуг /классные огоньки, посещение театров и выставок, соревнований/.

    Результативность.

    Так как ядром школьной воспитательной системы и главным субъектом ее является классный коллектив, то встает вопрос – каким он должен быть?

    Классный коллектив

    (идеальный вариант):

    -         хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;

    -         каждый член живет интересами школы, болеет и переживает за ее дела, успехи или неудачи;

    -         все имеют возможность участвовать в управлении школой и защищать ее честь;

    - подавляющее большинство сопричастно с делом школы, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;

    -         обязательность для мероприятий, в которых участвует вся школа, дел, которые бы объединяли всех.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития классного коллектива.

    Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

    Программа развития классного коллектива.

    Методическая помощь классному руководителю....

    Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

    Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

    Программа развития классного коллектива "Путь к успеху" 7-9 класс

    Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со ст...

    Программа развития классного коллектива «Труд души и ума – залог жизненного успеха»

    Программа развития классного коллектива «Труд души и ума – залог жизненного успеха»...

    Программа развития классного коллектива классного руководителя

    В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...

    Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

    Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...