Главные вкладки

    Комплексная коррекция заикания у дошкольников в условиях адаптационных групп
    статья на тему

    Ольга Александровна Зуева

    Доклады:

    I Международная научно-практическая конференция "Детство - мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"

    Городская научно-практическая конференция "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 
    Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. 

    В группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с заиканием составляют значительную часть : 1,5—3%.  Заикание, являющееся комплексной проблемой, изучено с клинических и психологических позиций, но в исследованиях обычно делается акцент на недостатках речи и способах их устранения, а также на проблеме логофобии и других психических отклонений. Вопросы компенсаторных ресурсов личности с дефицитарным развитием, облегчающих переживание негрубого физического недостатка, каким и является заикание, рассматриваются реже.

    В настоящее время внимание к проблеме заикания лишь увеличивается. Число детей с этой  патологией увеличивается год от года. По статистике нашего учреждения число обращений по поводу нарушений плавности и темпа речи за последние 10 лет возросло в несколько раз (в 2003 году за помощью обратились 12 детей в возрасте 5-15 лет, в 2013 году – 34 ребенка в возрасте 3-10 лет).

    Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности.

    Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию независимо от условий и ситуации общения.

    В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося лежит в основе комплексного метода преодоления заикания, реализуемого в нашем учреждении. Под  комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс мероприятий входят лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их задачи – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

    Цель этого направления реабилитационной работы - развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Детей дошкольного возраста это направление подготавливает к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе.

    Существуют различные методики коррекции заикания. В основу каждой из них авторы положили своё видение причин возникновения заикания.

    Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay («Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». – М., 1959), С.А. Мироновой («Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений». – М., 1983), Г.А. Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». – М., 1983), Н. А. Чевелевой (Исправление речи у заикающихся школьников. - М., 1966)

    В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

    Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

    В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

    Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

    Методика Н. А. Чевелевой основана на утверждении, что дети с заиканием  в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть каково бы ни было в остальном качество их интеллекта — им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме,  и что все эти недостатки должны быть ликвидированы путем систематического накопления запаса слов и грамматических форм, а также путем систематической работы по обучению ребенка развернутым высказываниям. Н.А. Чевелева реализовала принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности.

    В нашем учреждении не первый год успешно функционируют адаптационные группы для дошкольников с заиканием. Дети объединены в группы по возрастному принципу. Структура занятий предполагает опору на ведущую деятельность дошкольников: сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам. Лексический материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

    В своей работе мы используем методы и приемы из всех озвученных выше методик коррекции заикания, комбинируя их в структуре занятия: речедвигательные упражнения по синхронизации речи с движением, сопряженная и отраженная речь в процессе ручной деятельности, постепенный уход от наглядной поддержки ситуативной речи при переходе к речи контекстной, элементы дыхательной и релаксационной гимнастики.



    Предварительный просмотр:

    КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА.

    Ольга Александровна Зуева,

    учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ  

    (территориальное отделение «Переделкино»)

    Ирина Николаевна Минченко,

    педагог-психолог  ГБУ ГППЦ ДОгМ  

    (территориальное отделение «Переделкино»)

                   Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 
    Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

                   В группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с заиканием составляют значительную часть : 1,5—3%.  Заикание, являющееся комплексной проблемой, изучено с клинических и психологических позиций, но в исследованиях обычно делается акцент на недостатках речи и способах их устранения, а также на проблеме логофобии и других психических отклонений. Вопросы компенсаторных ресурсов личности с дефицитарным развитием, облегчающих переживание негрубого физического недостатка, каким и является заикание, рассматриваются реже.

                   В настоящее время внимание к проблеме заикания лишь увеличивается. Число детей с этой  патологией увеличивается год от года. По статистике нашего учреждения число обращений по поводу нарушений плавности и темпа речи за последние 10 лет возросло в несколько раз (в 2003-2004 учебном году за помощью обратились 12 детей в возрасте 5-15 лет, в 2014-2015 учебном году – 34 ребенка в возрасте 3-10 лет).

                   Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности.

                    Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта недостаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию независимо от условий и ситуации общения.

                   В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося лежит в основе комплексного метода преодоления заикания, реализуемого в нашем учреждении. Под  комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс мероприятий входят  психокоррекция, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их задачи – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; 5 избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

                    Существуют различные методики коррекции заикания. В основу каждой из них авторы положили своё видение причин возникновения заикания. Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay («Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». – М., 1959), С.А. Мироновой («Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений». – М., 1983), Г.А. Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». – М., 1983), Н. А. Чевелевой (Исправление речи у заикающихся школьников. - М., 1966)

                    В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

                    В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

                    Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

                    Методика Н. А. Чевелевой основана на утверждении, что дети с заиканием  в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть каково бы ни было в остальном качество их интеллекта — им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме,  и что все эти недостатки должны быть ликвидированы путем систематического накопления запаса слов и грамматических форм, а также путем систематической работы по обучению ребенка развернутым высказываниям. Н.А. Чевелева реализовала принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности.

                    Методика Л.З.Арутюнян основана на синхронизации речи с движениями пальцев: ведущая рука, «обученная» специальным образом, поддерживает новый стереотип речи и речевого поведения. Он закрепляется в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания. Методика запатентована (см. патенты на сайте) и действенна для пациентов с разными степенями и причинами заикания, адаптирована для всех возрастов: от детей-дошкольников до взрослых людей.

                    В нашем учреждении не первый год успешно функционируют адаптационные группы для дошкольников с заиканием.  В своей работе мы используем методы и приемы из всех озвученных выше методик коррекции заикания, комбинируя их в структуре занятия: речедвигательные упражнения по синхронизации речи с движением, сопряженная и отраженная речь в процессе ручной деятельности, постепенный уход от наглядной поддержки ситуативной речи при переходе к речи контекстной, элементы дыхательной и релаксационной гимнастики. В комплексной коррекции заикания задействованы психолог, логопед и педагог дополнительного образования. Все специалисты преследуют одну цель- развитие  социальных взаимоотношений и выработка навыка плавной бессудорожной речи.

                   Дети объединены в группы по возрастному принципу. Структура занятий предполагает опору на ведущую деятельность дошкольников: сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам. Основным лексическим материалом являются сказки.

                   Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.  Сказка   является   богатейшим   источником   познавательно-речевого, нравственного   развития   детей.  Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления с произведениями фольклора создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир, оставаясь при этом одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Через   фольклор   дети   лучше   усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор   помогает  развивать   различные   средства интонационной   выразительности,   накапливать   и   обогащать активный словарь.  Задача педагогов при изучении сказок - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное- использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

                    Комплексный коррекционно-развивающий курс рассчитан на 1 год и состоит из четырех этапов:

    Подготовительный этап

    Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики

    Этап сопряженно-отраженной речи

    Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи

    Этап ситуативной речи

    Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики.

    Этап контекстной речи

    Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.

                   Встреча со сказкой происходит уже на первых занятиях. Благодаря сказке детьми воспринимаются не только первые жизненные уроки, но и в легкой и доступной форме усваиваются коррекционно-развивающие задания. Так, введение щадящего речевого режима на первом этапе работы начинается с обсуждения с детьми в сказочно-игровой форме того, что иногда бывает очень интересно помолчать (сказка В.Гаршина «Лягушка-путешественница». Развивать  невербальные средства общения можно, проигрывая такие сказки, как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». При этом педагог озвучивает сказку, а дети с помощью мимики и жестов показывают читаемое.

                   Большое значение в коррекции заикания имеет использование ритмики для налаживания правильного функционирования мышечного речевого аппарата. Давно известно, что в самых тяжелых случаях заикание облегчается пением или слоговой речью.

                    Навязывание внешнего ритма  само по себе способствует нормализации речи, а использование на этом фоне слога, усиливает процесс нормализации речеобразования. Ведь именно на базе слога формируется исходная речь ребенка. Слог, как первоначальный «кирпичик» речи, остается неповрежденным даже в том случае, когда работа всей остальной речевой системы нарушена в результате сбоя во взаимодействии между структурами мозга. Ритм, кроме всего прочего, играет роль соединительного звена между образным и кодовым (вербальным) мышлением. Можно использовать сопутствующие ритмичные движения рукой, ритмичную ходьбу, как самый естественный ритмический вид двигательной активности. Неспроста первые слова появляются вслед за первыми шагами ребенка! В этом виде работы на помощь приходят малые формы русского фольклора: потешки, считалки, дразнилки. На этапах формирования и закрепления навыка плавной бессудорожной речи используются как народные, так и авторские сказки. Работа на этих этапах включает в себя не только речевую коррекцию, но и элементы арттерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии, т.е. предполагает использование лучших элементов различных психологических и педагогических разработок. Воздействуя образами, сказка способствует развитию творческих способностей, эмоционально-волевой сферы.

                   Сказка является универсальным средством для развития коммуникативных навыков, которые нарушаются у заикающихся как на вербальном, так и на невербальном уровне, и использование сказок является оптимальным средством для решения этих задач у детей дошкольного возраста. Проигрывание сказок создает у детей повышенный эмоциональный фон. А, как известно, подобные ситуации приводят к ухудшению качества речи у заикающихся. Поэтому закрепление навыка плавной речи на эмоциональном фоне становится для педагога одним из значимых моментов в коррекционной работе.  Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным, стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее целостную структуру. Для детей сказка прежде всего связана с процессом поиска смысла, расшифровки знаний о мире и о системе взаимоотношений в нем, она помогает переносу сказочных уроков в реальность, объективизировать проблемные ситуации.

                   Комплексные занятия позволяют обеспечить успешную речевую и психологическую коррекцию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Параллельно расширяются представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействует эмоциональному развитию детей, развитию качества их речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. Таким образом, система занятий способствует коррекции личности, нормализации отношений с окружающим миром, что в свою очередь снижает вероятность рецидивов заикания .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра

    В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышл...

    Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

    На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

    Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ

    На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....

    Дифференцированный подход в комплексной системе преодоления заикания у дошкольников.

    Выступление на методическом объединение учителей-логопедов....

    Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания

    В докладе дается краткое описание различных видов терапий, используемых при коррекции заикания...

    Заикание у детей, коррекция заикания.

    Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

    ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ

    Материал для педагогов ДОО по организации педагогического сопровождения ребенка с заиканием в общеразвивающих группах...