Главные вкладки

    Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: М.М. Пришвин Сказка-быль "Кладовая солнца"
    план-конспект занятия (8 класс) на тему

    Правова Людмила Алексеевна

    Занятие проводилось на материале урока литературы М.М. Пришвин "Кладовая солнца" с учеником 8 класса.

    Средняя потеря слуха у ребенка: правое ухо - 100дБ, левое ухо - 95 дБ, интеллект сохранен.

    Занятие проводилось с использованием индивидуальных слуховых аппаратов "Отикон."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_kladovaya_solntsa.docx417.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального коррекционного занятия

                     по развитию речевого слуха

    и формированию произносительной стороны речи

    по теме: М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

                                                       (материал урока литературы)

                                           Занятие проводилось с Е.О., ученицей 8 класса,

                                                                                          интеллект сохранен.

                                                    Средняя потеря слуха: правое ухо - 100 дБ,

                                                                                            левое ухо   -  95 дБ .

                                            Занятие проводится с использованием

                                            индивидуального слухового аппарата «Отикон».

     

                                          C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\iсолце обложка.jpg

                                                     2011

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\собака и пришвин.jpg

    Тема: М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

    Цель занятия:

    Коррекционно-образовательные:

     - тренировать в умении воспринимать слухозрительно и на слух

       речевой материал по теме;

    - тренировать в умении говорить слитно, соблюдая правила орфоэпии,      характерные для русского языка;

    - закрепить правильное произношение звуков;

    - учить логическому построению высказываний;

    - тренировать учащихся в правильной постановке словесного и логического

      ударения;

    - повторить содержание, создавая коммуникативно-речевые ситуации.

    Коррекционно- развивающие:

    - развивать внимание, мыщление, связную речь;

    - упражнять ученика в согласовании слов в предложении.

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитывать у ребенка навык самоконтроля за речью;

    - выяснить отношение ученика к прочитанному;

    - воспитывать у ребенка доброту, стремление помогать людям, смелость.

    Оборудование: учебник литературы, ноутбук, таблички с заданием.

    Ход занятия:

    1. Психологическая настройка учащихся.

    - У нас гости. Улыбнись гостям.

      Не волнуйся.  

    1. Организационный момент.

        Учитель предлагает прослушать фразы на слух два раза. Если ребенок не воспринимает их, то учитель произносит фразы слухо-зрительно.

    - [Доброе утро.]                                                    - Доброе утро.

    - [Как твое здоровье?]                                         - Спасибо, хорошо.

    - [Аппарат работает хорошо?]                           - Да, аппарат работает хорошо.      

    - [Будем слушать и говорить.]                          - Я буду слушать и говорить.  

    - [Хорошо говори звуки ]                                 - Я буду хорошо говорить звуки.

    3. Целепологание.

    - [Будем читать отрывки из 10 главы, ]    - Я буду читать отрывки из 10 главы.

    - [отвечать на вопросы, ]                            - Я буду отвечать на вопросы.

    - [пересказывать]                                        - Я буду пересказывать.

    1. Актуализация знаний.

    а). Повторение словаря.

    - золотая курочка – это …                             - Настя

                                         C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\iнастя пришвин.jpg

    - мужичок в мешочке – это …                      - Митраша

    - серый помещик – это …                             - волк

    - Блудово болото – это …                            - кладовая солнца

                                              C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\iболото.jpg

    - Слепая елань – это …                                 - гиблое место

    - Палестинка – это …                                   - место, где много клюквы

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\клюква в снегу.jpg           C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\клюква.jpg

    б).

    - Послушай и повтори:

        Учитель предлагает ученику послушать словосочетания на слух, если ученик не воспринимает словосочетания на слух, то учитель повторяет словосочетание слухозрительно.

    -[Блудово болото ]                                         - Блудово болото

    -[Серый помещик]                                         - серый помещик  

    -[Гиблое место ]                                            - гиблое место

    -[Кладовая солнца ]                                      - кладовая солнца

    -[Слепая елань]                                             - Слепая елань  

    -[Золотая курочка]                                       - Золотая курочка

    в). Повторение содержания в форме беседы.

    - Ответь на вопросы:

    - Кто автор сказки-были?                         - Михаил Михайлович Пришвин

     

                                   C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\пришвин фото.jpg               

    - О ком сказка-быль?                              - О Насте, о Митраше, об Антипыче,

                                                                      О Травке, о Сером помещике.

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\митраша и настя.jpg       C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\травка.jpg

    - О чём сказка-быль?                             - О жизни и приключениях Насти

                                                                       и Митраши.

    - Почему дети осиротели?                      - Отец погиб на войне, мать умерла.

    - Что досталось детям от родителей?     - Корова, коза, куры, дом.

    - Чем занимались дети?                           - Настя ухаживала за скотиной,

                                                                         Митраша  делал посуду.

    - О чем спорили брат и сестра?              - о том, как дойти до палестинки.

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\настя и брат в лесуi.jpg

    - Куда пошёл Митраша?                         - Он пошёл на гиблое место.

    - Что случилось с мальчиком?               - Он провалился в болото

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\настя на болоте.jpg.

    - Как Митраша выбрался из елани?            - С помощью собаки Травки.

                                                                            C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\собака.jpg

        Вопросы появляются на экране ноутбука, ученик читает и отвечает на них, если он затрудняется с ответом, то на экране ноутбука в помощь ученику появляется вариант ответа, который предлагает ему учитель. Ученик оценивает правильность ответа, соглашаясь с ним или нет.

    1. Создание проблемной ситуации. 

    а) Работа с текстом.  

    - Прочитай в последней главе в первом

       абзаце  первое и второе предложения.  

                                                          Ученик находит эти предложения и читает их.

        - Прочитай в десятой главе во втором

    абзаце третье и четвёртое предложения.         

                                                          Ученик находит эти предложения и читает их.

        Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи, над словесным и логическим ударением.

    б). Пересказ десятой главы.

    - Расскажи о чем ты прочитал

     в десятой главе.                                    Ученик рассказывает кратко, используя

                                                                    словарь, подготовленный учителем

                                                                    на экране ноутбука.

        Учитель следит за правильным произношением, за соблюдением правил орфоэпии, характерных для русского языка, за ударением.

    в) Ответь на вопросы:

    - Как соседи поняли, что дети не ночевали дома?

    - О чём рассказали ребята?

    - Кого привезли из леса?

    - Почему люди назвали Митрашу героем?

    - Что сделала Настя с собранной клюквой?

    - Почему геологи назвали болото кладовой солнца?

                                          Ученик отвечает на вопросы, используя текст в книге.

    1. Итог занятия.

    - Чему учит автор этого произведения?      - Быть добрым, смелым, помогать

                                                                              людям.

    C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\пришвинi.jpg

    - Тебе понравилась сказка-быль?              - …        

    - Ты хорошо занималась, молодец!          - Какая у меня отметка?

    - У тебя …                                                    - Спасибо. Я рада.

    - До свидания, Оля.                                   - До свидания, Людмила Алексеевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

    Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса

    Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...

    Дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

    В данной методической разработке представлен дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи....

    Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"

    Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...