Главные вкладки

    Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на уроках обувного дела.
    статья на тему

    Рогожникова Любовь Петровна

         Большинство умственно отсталых учащихся испытывают значительные затруднения при необходимости связно и логично выразить свои мысли. Один из путей разрешения проблемы обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Метод тестирования, как один из методов проверки и корректировки уровня знаний учащихся с отклонением в развитии.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_primenenie_testovyh_zadaniy.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ « СКОШ для учащихся с ОВЗ»

    Использование тестовых заданий  для проверки и контроля  знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на уроках обувного дела.

    Обобщение опыта работы

    Рогожникова Любовь Петровна

     учитель трудового обучения,

    первой квалификационной категории

    г. Кунгур, 2016

       

       Использование тестовых заданий  для проверки  и контроля знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

    на уроках обувного дела.

         Большинство умственно отсталых учащихся испытывают значительные затруднения при необходимости связно и логично выразить свои мысли. Недоразвитие речи, неумение обосновать свое мнение, односложные и неполные ответы усложняют процесс проверки знаний. Ещё большие сложности испытывают олигофрены при письменном контроле знаний.

        Один из путей разрешения проблемы обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

        В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, не успешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся.    Тест – инструмент, предназначенный         для измерения качества знаний по предмету.

         Для проверки и корректировки уровня знаний учащихся на уроках, наряду с другими методами, я использую метод тестирования.

        Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися программных требований, выяснение возникших затруднений.

          Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Выявление степени правильности, объема, глубины знаний и умений учащихся; установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний; получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения; выявление трудностей и ошибок при выполнении заданий, причин их возникновения; определение эффективности организации, методов и средств обучения.

        Системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.    Тесты применяются не только для проверки или контроля, но и для обучения. Тесты  помогают ученикам самостоятельно найти и восполнить пробелы в своих знаниях.

          В учебном процессе я часто применяю разработанные мною тестовые задания по обувному делу. Мною разработаны тестовые задания как открытого, так и закрытого типа.     Задания открытого типа, в которых нет однозначного ответа, хороши тем, что нет необходимости искать варианты ответов, а есть возможность мыслить, сопоставлять, есть возможность учащихся высказаться, изложить своё мнение.   Чаще задания открытого типа идут на дополнение и свободное изложение.  Но учитывая психологические возможности учащихся коррекционной школы, можно сделать вывод, что тестовые задания открытого типа для них вызывают определенные сложности, поэтому использование тестовых заданий данного типа используется с учётом индивидуальных способностей учащихся.     Задания закрытого типа хороши тем, имеют только один правильный ответ. Техника тестирования в основном носит альтернативный характер, суть которого заключается в том, что учащийся должен выбрать правильный ответ из числа предложенных.

        При разработке тестовых заданий я руководствуюсь следующими принципами: принцип соответствия образовательной программе; принцип опоры на знания и умения учащихся; принцип логичности.

        Конструирование тестов и подбор тестовых заданий имеет также и психологические компоненты: тестовые задания соответствуют возрастным и психическим особенностям, образовательным способностям учащихся с умственной отсталостью; критерии оценки знаний учащихся обрабатываются по параметрам: сформированы полностью, сформированы частично, не сформированы.

        Составляя тестовые задания, учитываю, чтобы работа была интересной для ребят, вопросы носили проблемный характер. Были просты и понятны, имели практическую направленность, а варианты ответов, в том числе и ошибочные, несли познавательную информацию и стимулировали мыслительную деятельность учащихся. Задания для тестирования подбираю в соответствии с темой предстоящей работы. При подборе вопросов и вариантов ответов придерживаюсь следующего: определяю объем ранее изученного материала, термины, понятия и действия; определяю нужные знания по материаловедению, включаю задания на выбор материала;  включаю необходимые знания по устройству инструментов и приемам работы сапожным инструментом, правилам техники безопасности;   составляю формулировку вопросов, чтобы была  ясная и понятная для учащихся; учитываю количество вопросов и время на их выполнения;  разрабатываю структуру тестового задания; разрабатываю схему (шкалу) оценки в соответствии тестового задания.

         Структура теста, например:

    - В задании № 1-4 выбери единственный ответ и обведи кружочком.

    - в задании № 5-7 определи соответствие.

    - в задании № 8-10 обведи  ответ «да» или «нет»

    - В задании № 11-12 расположи в правильной последовательности операции.

    По итогам анализа делаются выводы, разрабатываются коррекционные мероприятия.

       Разработанные тесты могут быть использованы как: тематические (по итогам изучения темы); промежуточные (контроль и коррекция усвоения знаний); итоговые (по итогам четверти, полугодия, года).

        В тестовых заданиях отражены многие учебные элементы программы, такие, как:

    1. виды обуви;

    2. строение обуви;

    3. назначение обуви;

    4. методы крепления обуви;

    5. инструменты и приспособления;

    6. материаловедение;

    7. виды кож для верха обуви;

    8.технология разных видов ремонта обуви;

    9. технология пошива обуви  и т.д.

           Вывод: использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письм"

    Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

    Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

          Преступность   —   большое   социальное    зло,    а преступность несовершеннолетних —   зло,...

    Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного дела через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

    Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемного обу...

    Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

    Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

    ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ( из опыта работы)

    ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С  УМСТВЕННОЙ  ОТСТАЛОСТЬЮ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ( из опыта работы)...

    Особенности ранней дефектологической помощи детям с умственной отсталостью(нарушением интеллекта)

    В данной статье представлена краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и раскрывается необходимость ранней коррекционной помощи детям с нарушением интеллекта....

    Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

    Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....