Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ
статья на тему

Каримова Альфия

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы  один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.

Цель  межпредметных  связей  состоит  в  обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания  из  разных  предметов при решении новых вопросов и задач. Межпредметность   -    это    современный   принцип обучения, который влияет на отбор и  структуру  учебного   материала  целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся,  активизирует  методы обучения. Я, считаю, мы должны дать детям доступное, полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ»

Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.

 Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам.

 В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в обучении.

К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий.

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы  один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.

Цель  межпредметных  связей  состоит  в  обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания  из  разных  предметов при решении новых вопросов и задач.

Межпредметные связи не только повышают практическую  направленность обучения, но и развивают мышление учащихся, повышают их интерес к знаниям и труду. Формирование межпредметных знаний не может сразу, одномоментно, дать окончательный результат. Но он появится непременно, хотя, это путь труда и целенаправленного воздействия.

Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету «Трудовое обучение» учитель должен шире использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания. Трудовое обучение таит в себе богатейшие возможности для установления межпредметных связей, в частности, с литературой, математикой, рисованием, музыкой - что помогает на уроках разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы, математики, включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с основным и новым материалом.

Вопрос реализации межпредметных связей на уроках трудового обучения, в настоящее время актуален т.к создаёт условия формирования единой системы знаний и умений учащихся. При этом каждый предмет остается самостоятельным. Межпредметные связи позволяют координировать связи между предметами, а четкая логика и последовательность в познании естественных процессов может быть обеспечена междисциплинарными подходами.

Межпредметная связь, например, математики и трудового обучения помогает применять знания математики в практической деятельности на уроках труда.

 Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета.

В коррекционной школе естественно урок начинать с вопроса: что вы узнали на предыдущем уроке, если  к примеру урок математики следует за уроком труда.   Так, например, при изготовлении образцов машинных швов в 5 классе устанавливается взаимосвязь с уроками математики, это работа с линейкой (мм, см), применение сантиметровой ленты, использование геометрических фигур, а в последующих классах выполнение более сложных конструкций при изучение тем «Снятие мерок», «Построение чертежа», способствуют углублению и осмыслению соответствующего учебного материала.

В 7 классе мы делали построение чертежа выкройки ночной сорочки. По снятым меркам определили свой размер изделия , записали мерки Обхватов, произвели расчет на половину фигуры человека.  Для построения чертежа сетки определили  ширину и длину прямоугольникаи построили чертеж выкройки   в масштабе.  1:4. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.

  В швейном деле  геометрические термины из курса математики нам очень помогают при изучении темы «Силуэт в одежде» в старших классах .

     В разделе по материаловедению  изучаем   получение тканей, выясняем их происхождение, здесь четко прослеживается связь с биологией и географией.

   Технология также тесно связана с историей.   При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги или  история возникновения шелка..)

другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи.

   

   Тоже можно делать и на уроке русского языка. Кроме словарных слов, предусмотренных программой по предмету, необходимо принять к рассмотрению и слова, используемые на уроках трудового обучения. Эта необходимость вытекает из потребности составления технологических карт (написание таких алгоритмов сопряжено с массой орфографических ошибок). Например, какие новые слова (понятия) вы узнали на уроке труда? Как пишутся корешок, комплектование. Вы применяли правила при написании этих слов, какие?

Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т.к  ему приходится запоминать новые слова и специальные термины (коллаж, макраме,  орнамент…).

  На занятиях по труду ученики выполняют различного рода записи, которые с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, с

Например, школьники, которые занимаются столярным, слесарным  чаще всего выполняют изделия из деталей прямоугольной или круглой формы. При описании формы этих изделий используются геометрические термины, а так же слова и выражения (на одном уровне, на одинаковом расстоянии, расположены симметрично и т.д.).

 Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.

Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

   Для осуществления межпредметных связей трудового обучения и гуманитарного цикла между речью и деятельностью особое значение имеет словесные отчёты детей. Рассказ ученика о выполненной работе способствует осознанию ребёнком правильности произведённых действий, поэтому словесный отчёт в значительной мере способствует развитию умения планировать работу, так как ученику легче    рассказать об уже выполненной работе, чем о предстоящей.       Учитель помогает ученику в развёрнутой и последовательной форме  рассказать о своей работе полностью или об её части, он следит, чтобы ученик правильно выражал свои мысли, тем самым наблюдается логическое мышление  и развитие речи. Осуществляется взаимосвязь и с уроками рисования при оформлении листов в альбоме- происходит развитие эстетического восприятия, чувства цвета, соразмерность эскиза с видами тканей, применяемыми при пошиве того или иного изделия.

Для того, чтобы лучше реализовать межпредметную связь, учитель должен учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся, давая задания по их степени выраженности задержки психического развития, где бы наблюдалось развитие старания преодолевать трудности, развитие самостоятельности.

Вывод: Практически, каждый урок в процессе обучения сталкивается с тем, или иным предметом. Таким образом межпредметныесвязи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Таким  образом, межпредметность   -    это    современный   принцип обучения, который влияет на отбор и  структуру  учебного   материала  целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся,  активизирует  методы обучения. Я, считаю, мы должны дать детям доступное, полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения. Надо всегда помнить, что, даже изучив педагогическую и методическую литературу, нельзя получить готовое решение педагогической задачи, поэтому необходим творческий подход к педагогическому процессу. Необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять современные технологии обучения, в том числе, использовать межпредметные связи на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...