Главные вкладки

    Обеспечение доступности образования различных категорий обучающихся в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    статья на тему

    Моржанаева Ирина Николаевна

    Выступление на педагогическом совете, раскрывает особенности организации обучения детей с умеренной умственной отсталовтью.в связи  свнедрением Стандарта.

    Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

    •      существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении

    обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

    "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;

    •      созданием оптимальных путей развития;

    •      использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением;

    обязательной индивидуализацией обучения;

    •      формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

    •      обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

    •      дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

    •      организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

    организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc409.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Департамент образования и молодежной политики
    2. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

    (Тюменская область)

    КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

    ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

    Педагогический совет 

    «Обеспечение доступности образования различных категорий обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    Выступление учителя И.Н. Моржанаевой.

    «Обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения

    ФГОС  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    г. Нефтеюганск-2017

    Тема: Обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения ФГОС  ООУО

    Цель: 

    определение траекторий получения образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях внедрения ФГОС.

    Задачи:

    • проанализировать ситуацию и выявить проблемные зоны в обучении детей с умеренной умственной отсталостью;
    • обозначить требования ФГОС по обучению детей с умеренной умственной отсталостью.

    Нормативные документы:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

    Понятийный аппарат:

    • ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
    • АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения)
    • АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ)
    • ИУП – индивидуальный учебный план
    • СИПР – специальная индивидуальная программа развития
    • ИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида)
    • БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования)
    • ТМНР - с тяжелыми и множественными нарушениями развития
    • ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ -  основной принцип образовательной политики в демократическом обществе, предусматривающий предоставление населению широкого спектра возможностей получить надлежащее образование.

    Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

    1. Анализ ситуации.

    Организация обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья»:

    Классно-урочная форма обучения

    Индивидуальная форма обучения на дому

    В классах  для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F-71)

    В классах  для обучающихся с легкой умственной отсталостью (F -70)

    Классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (F -70)

    Классы  для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F-71)

    5А класс

    5Б класс

    6 класс

    7 класс (+2обучающихся F-71)

    8А класс

    8Б класс

    9 класс (+2обучающихся F-71)

    Обучение с учетом  индивидуальных возможностей  в классе с детьми с легкой умственной отсталостью

    По адаптированной  программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (класс-группа: 5-6 чел.)

    2обучающихся  (7 класс)

    5Б класс

    2обучающихся  (9 класс)

    8А класс

    8Б класс

    Обучение детей с умеренной умственной отсталостью

    в условиях классно-урочной формы обучения (7класс)

      Зидан  

    Раяна   

    Психофизические особенности

    • Нарушения зрения
    • Нарушения координации движений
    • Нарушение эмоционально-волевой сферы
    • Нарушение памяти и мышления
    • Нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического
    • Нарушение эмоционально-волевой сферы
    • Повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство,  сочетающееся с хаотичной нецеленаправленной деятельностью

    Методы и приемы  обучения

    • Использование специфических методов и средств обучения
    • Дифференцированное, "пошаговом" обучении
    • Использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, внешних стимулов  

    Коррекционная работа

    система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса

    Условия для обеспечения доступности образования детей с умеренной умственной отсталостью.

    1.

    Коррекционно – развивающая область. Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся (2-4). Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (ЛФК, логопедия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня вне сетки школьного расписания. Эти занятия, учитывая дефект каждого    конкретного ребенка,  направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.

    Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом  индивидуально или с малыми группами по основным направлениям:

    - коррекция отдельных сторон психической деятельности;

    - развитие основных мыслительных операций;

    - развитие различных видов мышления;

    - коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

    - расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

    - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    2. С целью целостного обеспечения реализации ОП учебными, методическими и дидактическими пособиями и различными обучающими технологиями педагогический коллектив школы-интерната использует учебно-методические комплексы.

    Традиционные:

    – типовые учебники и учебные пособия по базовым предметам;

    Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы», под редакцией Воронковой В.В., Москва «Просвещение» 2010

    – наглядные пособия (карты, дидактические картинки, дидактические игры и

    т.д.);

    – тетради для индивидуальной работы учащихся по предметам.

    Динамические:

    – аудио-видео;

    – интерактивные.

    – компьютерные.

    Продолжительное и направленное использовании методов и приемов коррекционной работы способствует положительной динамике общего психического развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью, вместе с тем необходимо отметить проблемные зоны  в организации обучения данной категории детей.

    1. Требования ФГОС по обучению детей с умеренной умственной отсталостью.

            

    Доступность образования предполагает  организацию обучения детей с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также посредством реализации особых образовательных потребностей данной категории детей.

    Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

    • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
    • созданием оптимальных путей развития;
    • использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением; обязательной индивидуализацией обучения;
    • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
    • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
    • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
    • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
    • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

    Вывод: обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения ФГОС  ООУО предполагает

    • использование специальных форм, методов, приемов коррекционно-развивающего обучения;
    • обеспечение образовательного процесса соответствующего возможностям обучающихся УМК;
    • психолого-педагогического сопровождение, взаимодействие специалистов в работе с детьми;
    • соблюдение в организации обучении требований норм СанПин для данной категории детей;
    • построение взаимодействия с семьями обучающихся.

    Предложения: разработать локальный акт по обучению детей с умеренной умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС ООУО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

    Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

    Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

    «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

    Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....