Консультация "Речевая готовность к школе"
консультация на тему

Речевая готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaja_gotovnost_k_shkole_orlova_k.docx624.24 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?http://uslide.ru/images/3/9804/960/img0.jpg

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

         Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью  предусматривает:

-  наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей  собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных

(например, а) чистая вода = прозрачная вода,

 б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,

 в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие  и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

- свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью,  умение образовать новые слова от известных  — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель,  пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

- умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в  логической последовательности, связывать предложения  в тексте друг с другом разными способами,

- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

         Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

 Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника.  Поэтому подготовка к обучению грамоте  малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи  и ее сторон:

 – фонетической (овладение звуковой стороной речи),

- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),

- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),

- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/71964931_mka.jpg

  «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

  «Хорошая речь» —  речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии. 

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных  в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение;  вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. C:\Users\Пользователь\Desktop\Дошкілля-початкова школа.png

Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

речевая готовность к школе

           Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...

Речевая готовность к школе

Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"

Стартовая диагностика по готовности детей к школе....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...