ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
материал

Огирева Людмила Валентиновна

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных отношений дошкольников с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyy_opyt_ogireva_l.v.docx127.61 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений  посредством дидактических игр».

воспитатель: Огирева Л.В.

Нижневартовск, 2018 г.

        Актуальность: благоприятное развитие личности и успешность социализации ребенка с нарушением слуха во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Межличностные отношения – это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Взаимодействие с окружающей средой играет важную роль в формировании личности. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное взаимовлияние детей друг с другом, что оказывает влияние на формирование оценки и самооценки, взглядов на всё окружающее.         

        Известно, что процесс социализации ребенка с нарушением слуха протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуникативная,  эмоциональная,  информационная,  социальная и семейная депривации. Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и со сверстниками с нарушенным слухом  и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии; сниженной сенситивности к оценкам окружающих.

        Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования.

Сегодня неоспоримым фактом признаётся, что именно в детстве закладываются и формируются основы личностных свойств и качеств, способных влиять на деятельность, поведение, взаимоотношения человека во взрослой жизни. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, так как конфликт в межличностных отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Обучение ребенка способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры, где предметом осознания ребенка выступает область взаимоотношений с другими детьми – партнерами по игре, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей и достижении более адекватной адаптации и социализации детей.

Работая в школе для детей с недостатками слуха, я убедилась, что опыт общения у них не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны родителей и педагогов. При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что у детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных отношений дошкольников с нарушенным слухом.

Цель: выявить особенности межличностных отношений  детей дошкольного возраста с нарушением слуха; обосновать теоретически, апробировать экспериментально дидактические игры (коррекционная программа Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой), направленные на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха, повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности по данной теме. 

Задачи: 

1.  провести анализ литературы по проблеме исследования;

2. изучить теоретические аспекты межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

3. рассмотреть средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

4.  Подобрать, адаптировать и апробировать  комплекс дидактических игр, направленных на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Прогнозируемый результат:  повышение уровня развития межличностных отношений детей с нарушением слуха.

        Для того, чтобы начать работу, я изучила методическую литературу по данной теме. Слух играет большую роль в межличностных отношениях детей. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих [2,13].

Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях.

Личностные проблемы общения глухих и слабослышащих освещены в научной литературе крайне ограниченно. Л. А. Головчиц отмечает у детей с нарушением слуха  возрастную динамику развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними. Дети с нарушением слуха 2-3 лет недостаточно вступают в контакт с другими детьми, предпочитая игры в одиночку или общение с взрослыми, поэтому одна их главных задач педагога на этом этапе целенаправленно воспитывать такие коммуникативные качества, как интерес и доброжелательность к сверстникам. У детей среднего дошкольного возраста появляется больший интерес к другому и потребность в общении с ним. У старших дошкольников потребность в межличностном общении резко возрастает. Между детьми возникают привязанности. В этом возрасте в процессе общения глухие дети уже способны к информационному обмену, организации совместных действий, распределению обязанностей в игре [11, 23].

 Изучив различные источники литературы по вопросу особенностей межличностных отношений детей с нарушениями слуха, я сделала вывод, что такие дети недостаточно глубоко понимают всю сложность социальных отношений. У них происходит замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений. У них примитивный и замедленный темп формирования социальной перцепции и рефлексии, и отмечается неадекватность самооценки. Это обусловлено объективными трудностями акта коммуникации, которые ведут к недостаточному обобщению и дифференциации социальных контактов. У них слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь. Но эти чувства формируются под руководством педагога.

Для решения задач развития межличностных отношений  детей  дошкольного возраста с нарушениями слуха, применяются такие средства как, трудовая деятельность,  дидактические,  сюжетно - ролевые и театрализованные игры, а так же музыкальное воспитание. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то формировать и развивать межличностные отношения детей с нарушением слуха проще в процессе дидактических игр.

В начале работы по теме я провела обследование уровня сформированности навыков общения воспитанников группы по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Обследование показало, что шестерых детей группы социально-коммуникативное развитие соответствует среднему уровню. Можно предположить, что эти дети будут нормально развиваться в плане межличностных отношений. Два ребенка находятся на очень низком уровне социально-коммуникативного развития. Это объясняется их отставанием в психофизическом развитии от возрастной нормы. С этими детьми разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Приложение  №1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «ТРУД»  2015/16 уч. год

№п/п

Фамилия, имя ребёнка

Социализация

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) в %

Осуществляет простые игровые действия с игрушками и объединяет их в связные эпизоды

Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек

Осуществляет разнообразные предметно-игровые действия с использованием дидактических игрушек

Способен  придерживаться игровых правил в дидактических играх

сент.

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

1

Артем

2

2

2

2

2

3

2

2

67

75

2

Анастасия

0

1

0

0

1

1

0

0

8

17

3

Арина Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

67

67

4

Давид

2

2

2

2

2

2

2

2

67

67

5

Артур

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Ярослава

2

2

1

1

2

2

2

2

58

58

7

Арина

2

2

2

2

2

2

2

3

67

75

8

Полина

2

2

2

2

67

64

Итоговый показатель по группе.

50%

53%

0 баллов - ребенок не привлекаем к обследованию (не понимает словесную или письменную речь).

1 балл–ребенок  имеет отрывочные (частичные), бессистемные представления по указанному критерию.

2 балла– ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

3 балла– ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

 Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям соответствует:

0-40%- низкому уровню развития; 41-80%-среднему уровню развития; 81- 100%- высокому уровню развития.

В следующем учебном году состав группы детей изменился. Мной была проведена диагностика по выявлению детей с проблемами в нравственном развитии и в отношении их к сверстникам [14]. Для этого использовались  объективные и субъективные методики, чтобы получить наиболее полную и достоверную информацию. Из объективных методик был взят метод наблюдения. Этот метод позволяет выявить конкретную картину взаимодействия детей. При наблюдении обращала  внимание на следующие показатели поведения детей:

- инициативность – отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

- чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на его предложения;

- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

Наблюдения за детьми проводились в течение тех недель в различных ситуациях: в игровой деятельности, трудовой, на занятиях, прогулках. Все наблюдаемые дети имеют различную степень тугоухости (от 1 до 4), различный уровень развития устной речи.

Приложение 2.

Таблица №1

Протокол исследования «Метод наблюдения». 2016/17 уч.г.

№ п/п

Имя ребенка

инициативность

чувствительность к воздействиям сверстника

преобладающий эмоциональный фон

1.

 Слава

1 б.

1 б.

нейтрально-деловой

2.

Василиса

3 б.

2 б.

нейтрально-деловой

3.

Арина

3 б.

2 б.

негативный

4.

 Давид

1 б.

2 б.

позитивный

5.

 Артем

2 б.

2 б.

позитивный

6.

 Полина

2 б.

3б.

позитивный

Опираясь на показатели таблицы можно сделать вывод, что у двух детей (№ 1,4), слабо выраженная инициативность, говорит о неумении общаться со сверстниками и неумении найти подход к ним. Чувствительность к воздействиям сверстника на уровне 1 балла показывает о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Эмоциональный фон носит негативный характер (№3) – ребенок часто раздражается, кричит, плачет. Все отмеченные дети требуют особого внимания педагога и психолога. У остальных детей группы отношения к сверстникам носят позитивный характер, нормальный уровень развития потребности в общении.

Из субъективных методик  использовала методику «Беседа о друге».

В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем - не дружит. Затем просит охарактеризовать каждого из названных ребят. При анализе ответов детей выделяются два типа высказываний:

1) Высказывания о друге: добрый/злой, красивый/некрасивый, смелый/трусливый и пр.; а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет; громко кричит и пр.)

2) Высказывания об отношении друга к себе: «он мне помогает/не помогает», «он меня обижает/не обижает», он со мной дружит/не дружит». 

При обработке результатов этой методики подсчитывается процентное соотношение высказываний первого и второго типов. Если в описаниях ребенка преобладают высказывания второго типа, в которых доминирует местоимение Я («меня», «мною» и пр.), мы можем говорить, что ребенок воспринимает не сверстника, как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя определенного оценочного отношения к себе, т. е. через призму собственных качеств и характеристик.

Соответственно, преобладание высказываний первого типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

Следует подчеркнуть, что способность видеть и воспринимать другого человека, а не себя в нем является (которая определяется в этой методике), пожалуй, самым важным аспектом нормального развития межличностных отношений.

Результаты диагностики по методике «Беседа о друге».

Протокол исследования

по выявлению характера восприятия ребёнком сверстника. 2016/17 уч.г.

Таблица №2

№п/п

I тип высказываний

II тип высказываний

Высказывания о друге

Высказывания об отношении друга к себе

1 ребенок (А.Б.)

Дружу с П. Она хорошая.

Она разговаривает со мной, играет со мной.

Люблю её.

Процентное

содержание

40%

60%

2 ребенок (Д.)

Дружу с А. Он хороший, красивый, добрый.

Процентное

содержание

100%

3 ребенок (П.)

Дружу с А. Она хорошая, весёлая, добрая.

Играет со мной.

Процентное

содержание

80%

20%

4 ребенок

(Ар.)

Дружу с Д.

Он хороший, добрый, веселый.

Играет со мной.

Процентное

содержание

80%

20%

5 ребенок

(С.)

Дружу с Н. Хорошая.

Играет со мной, Не обижает меня.

Процентное

содержание

20%

80%

6 ребенок

(В.)

Дружу с П. Хорошая.

Играет со мной.

Процентное содержание

50%

50%

Гистограмма №1

Результаты по выявлению характера восприятия ребёнком сверстника.

10, 20, 30- процентное содержание

тип высказываний о друге

тип высказываний об отношении друга к себе

Из результатов таблицы видно, что у детей (№1,5)  преобладают высказывания о друге II типа, в которых доминирует местоимение «мне», «мной». Поэтому можно говорить, что дети воспринимают не сверстников как таковых, а их отношение к ним. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя определенного оценочного отношения к себе, т.е. через призму собственных качеств и характеристик.

У остальных детей преобладают высказывания I типа. Это свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной личности. Свобода от фиксации ребёнка  на себе (своих ожиданиях и представлениях) открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие. Можно предположить, что эти дети будут нормально развиваться в плане межличностных отношений. При проведении данной методики сложностью являлось -  отставание детей с недостатками слуха в развитии речи, отставание в развитии эмоциональной сферы, бедность активного словаря, незнание нравственных качеств человека, которыми можно охарактеризовать своего друга. В результате  проведенных диагностик были  выявлены 2-е  детей, с проблемами в межличностных отношениях.

Чтобы эффективно проводить работу по формированию межличностных отношений у дошкольников с нарушением слуха мной была использована коррекционная программа, составленная доктором психологических наук,  профессором, заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста ПИ РАО, профессором  МГППУ и МГПУ, членом международной ассоциации детских психиатров и психологов Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Программа направлена  на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям.  Главным методом используемой мной коррекционной программы были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.

Задержка в развитии  восприятия и мышления, недостаточный уровень воображения, плохое понимание обращенной к детям с нарушениями слуха устной речи, все это создавало трудности при проведении коррекционных игр. Легче проводились игры,  где не требовалось использование речи. Например, игра «Жизнь в лесу». Но при проведении игры мне приходилось некоторые фразы заменять наглядными образами (рисунками): «Выглянуло солнышко, подул ветер и т.д. » - показывала рисунок солнца, наклоненное дерево, дети выполняли действия.

Некоторые игры детям нравились, они просили поиграть еще, например, игра «Дракон». Я взяла ее, как более простой и приемлемый вариант для наших детей.  В этой игре, у детей с проблемами в отношении со сверстниками (Арина, Слава) хорошо просматривалось чувство сплоченности, общности с коллективом детей. В игре они были дружелюбны, настроение детей было веселое.

Описание игры «Дракон».  

        Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник –   «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Проводя игру «Злой дракон», я наблюдала, как совместное эмоциональное переживание объединяло детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Слава и Арина были объединены совместными переживаниями с другими детьми, с которыми они раньше не хотели вступать в контакт.

 Только после того, как  дети пережили сближавшие их общие и одинаковые чувства, провела игру «Живые куклы», которая требовала от детей сопереживания другому, помощь сверстнику. Арина очень хорошо и послушно выполняла все просьбы своей куклы.

Далее с детьми провели игру «Волшебный стул». Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные дети говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. В процессе игры все дети очень хотели сесть на «волшебный стул», чтобы выслушать о себе комплименты сверстников. А вот словесные выражения своего отношения к другому у детей были очень бедны и однообразны (хороший, добрый, красивый, весёлый). Это можно объяснить недостатком звуковых ощущений, недостаточно развитым активным словарем, отставанием в овладении словесной речью.

На заключительном этапе, при проведении игры « Закончи рисунки», все дети охотно помогали друг другу дорисовывать рисунок. Только Арина вначале выразила неудовольствие отдать свой рисунок другому ребенку. Было явно видно, что ребенок фиксирован на своих интересах и не готов был воспринимать настроение и действия других, не способен к совместной деятельности. После дополнительного объяснения, девочка согласилась с правилами игры. В итоге все дети помогали друг другу с хорошим настроением.

Контрольная диагностика выявления уровня межличностных отношений детей группы.

Приложение №3

Таблица №1

Протокол исследования «Метод наблюдения». 2017/18 уч. год

№ п/п

Имя ребенка

инициативность

чувствительность к воздействиям сверстника

преобладающий эмоциональный фон

1.

 Слава

2 б.

2 б.

нейтрально-деловой

2.

Василиса

3 б.

2 б.

позитивный

3.

Арина Б.

3 б.

2 б.

позитивный

4.

 Давид

2 б.

2 б.

позитивный

5.

 Артем

2 б.

2 б.

позитивный

6.

 Полина

2 б.

3б.

позитивный

Результаты диагностики по методике «Беседа о друге».

Протокол исследования

по выявлению характера восприятия ребёнком сверстника. 2017/18 уч. год

Таблица №2

№п/п

I тип высказываний

II тип высказываний

Высказывания о друге

Высказывания об отношении друга к себе

1 ребенок (А.Б.)

Дружу с П. Она хорошая, красивая, добрая.

Она разговаривает со мной, играет со мной.

Процентное

содержание

60%

40%

2 ребенок (Д.)

Дружу с А. Он хороший, красивый, добрый.

Играет со мной.

Процентное

содержание

80%

20%

3 ребенок (П.)

Дружу с А. Она хорошая, весёлая, добрая.

Играет со мной.

Процентное

содержание

80%

20%

4 ребенок

(Ар.)

Дружу с Д.

Он хороший, добрый, веселый.

Играет со мной.

Процентное

содержание

80%

20%

5 ребенок

(С.)

Дружу с Н. Хорошая, добрая.

Играет со мной, Не обижает меня.

Процентное

содержание

40%

60%

6 ребенок

(В.)

Дружу с П. Хорошая.

Играет со мной.

Процентное содержание

50%

50%

Выводы: используя данную коррекционную программу, я старалась посредством предлагаемых игр, снять у детей с проблемами в межличностных отношениях со сверстниками, фиксацию на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Некоторые игры пришлось заменить, учитывая особенности наших детей с недостатками слуха.

Считаю, что формирование межличностных отношений посредством дидактических игр, эффективно и оправдано. Дети с проблемами в отношении к сверстникам стали более внимательны к остальным, у них возникало желание бескорыстно помочь сверстнику, уступить ему. Ровесник стал для этих детей не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Эти изменения в отношении к сверстникам отражают определенные сдвиги в самосознании данных детей.

Хочется отметить, что игры коррекционной программы необходимо проводить длительное время, чтобы добиться устойчивых результатов в воспитании гуманных, доброжелательных отношений в дошкольной группе. Эффективность любой коррекционной программы зависит от того, произойдет ли перенос позитивного опыта, полученного ребенком  в играх, в его реальные жизненные ситуации.

Данная  коррекционная  программа  позволяет  создать   возможности: для самовыражения, формирования у детей навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика); развития чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других; развитию самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника; развитию у детей навыков общения; повышению групповой сплоченности, уверенности в себе.

Так же мной были подготовлены консультации для родителей «Играем вместе с детьми», «Как правильно общаться с ребенком».

Литература.

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева).

2. Боскис Р.М. - Глухие и слабослышащие дети. М., 2004.

3. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик «Воспитание детей в игре».

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб., М., Краснодар, 2003.

5. Герасименко Ю. А., Карпова Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография / Урал. 2004.

6.  Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей.  М.: ООО «Граф пресс», 2003

7. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей.  М.: ООО «Граф пресс», 2003. – С.160.

8. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 1992.

9.Киричук А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.

10 .Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. МН.: Тетра Системс, 2000

11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Мн.: Тетра Системс, 2000.

12.Л.И.Каплан «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

13. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой.

14. Смирнова А. Н. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — ВЛАДОС, 2005

15. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.

16. Флери  В. И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. СПб. 1935.

17.  Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

Приложение №4

Картотека дидактических игр, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников с нарушением слуха.

1-й этап. Общение без слов

Главной целью первого этапа  является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.

Игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки».

2-й этап. Внимание друг к другу.

Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Игры: «Общий круг», «Зеркало», «Передай движение», «Передай настроение».

3-й этап. Согласованность движений.

Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Игры: «Сороконожка», «Слепой поводырь», «Составные фигуры», «Мостик», «Продолжи движение».

4-й этап. Общие переживания.

Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На следующем, четвертом этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

Игры: «Злой дракон», «Обнималки», «Дискотека зайчиков».

5-й этап. Взаимопомощь в игре.

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на 4-м этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

Игры: «Живые куклы».

6-й этап. Добрые слова и пожелания.

Игры, специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Игры: «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Открытки в подарок».

7-й этап. Помощь в совместной деятельности.

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Игры: «Закончи рисунки», «Рукавички».

При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Картотека игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

«Жизнь в лесу»

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Волны

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Ожившие игрушки

Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Общий круг

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

Когда все зеркала будут работать нормально, воспитатель предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. «Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение

Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Сороконожка

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек!

Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Составные фигуры

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был — видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног?

Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т. д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди — хобот, за ним — голова, по бокам — уши и т. д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д.

Слепой и поводырь

Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

Мостик

Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре воспитатель завязывает глаза, а другой ребенок должен провести его так, чтобы его слепой партнер не упал в воду.

Продолжи движение

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так — по кругу». Взрослый предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т. д.). После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывали все желающие.

Злой дракон

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Обнималки

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы — скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

Дискотека зайчиков

Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы), весело скачут по полю, смеются, пищат.

Живые куклы

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Спящая красавица

«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.

Добрые волшебники

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

Открытки в подарок

Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку».

Закончи рисунки

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Приложение №5

Консультация для родителей

«Воспитание дружеских отношений в игре»

        Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми - заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье.

        Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей - их игры будут бедными по содержанию. Такие игры не могут двигать вперёд физическое, нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому.

        Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку - значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

        Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая». Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку). Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку - тянут - потянут,  вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

        Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику - самолёт и т.д.

        У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

        Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде - готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики - изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

        Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

        В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми»

        Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

        С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

        Одним из важнейших способов развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

  • Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь, все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые  игры не просто интересные, но и полезные.

1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик .

4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .

5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.

Рекомендации для родителей

«Формирование межличностных отношений в семье»

Межличностные отношения — это совокупность взаимодействий между людьми.

Как сформировать «правильные», «беспроблемные» межличностные отношения в семье?

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

•        постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;

•        оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";

•        дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

•        не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а)», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал».

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

•        барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

•        барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

•        барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

•        барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

•        для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

•        если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

•        для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";

•        для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

•        для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

•        для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения и у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).

В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы

Представлена презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»....

Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи....