Доклад: "Половое воспитание, как составляющая гармоничного развития личности воспитанника школы-интерната".
статья по теме

Дубовая Инна Вениаминовна

С давних времен половое воспитание относилось к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии.  Между тем, половое воспитание -  неотъемлемая часть общего воспитания человека.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей

Тема: Половое воспитание, как составляющая гармоничного развития личности воспитанника школы-интерната.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.

С давних времен половое воспитание относилось к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии.  Между тем, половое воспитание -  неотъемлемая часть общего воспитания человека.  

В настоящее время в России проблема полового воспитания крайне актуальна. Это связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется.

«Пол» с педагогической точки зрения, как писал Константин Ушинский, - биосоциальное свойство человека.  Биологическое свойство,  потому что обусловлено генами, а социальное - так как формируется и проявляется  в поведении и действиях человека в обществе.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.

Цели полового воспитания:

  • обеспечение условий гармоничного развития подрастающего поколения,
  • формирование чувства ответственности за своё здоровье,
  • юридическое  просвещение,
  • защита от форм сексуального насилия и перверсий,
  • разъяснение вопросов  поло-ролевой принадлежности,
  • пропаганда нравственно-полового мировоззрения,
  • определение направления коррекционной работы.

Половое воспитание строится на принципах:

- единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников;                                                          

-  дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, интеллектуального уровня;                                                                                                                              

-  правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети;                                  

- индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации»;                                                                                                                     - сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Особую важность половое воспитание приобретает в условиях школы-интерната, где не родители, а только педагоги должны заниматься этими вопросами. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут задавать ему щекотливые  вопросы, он должен уметь вовремя и адекватно оценить и отреагировать на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Воспитанники детских домов и интернатов  принадлежат к наиболее «уязвимым» категориям несовершеннолетних. Особенности условий воспитания и развития, личных обстоятельств их жизни, психического и физического состояния могут делать таких детей потенциальными жертвами полового насилия и других сексуальных преступлений.

Половое воспитание тесно связано с различными направлениями воспитательной работы в школе-интернате. В нём  переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальную ориентацию, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Организация полового воспитания в школе-интернате имеет противоречия:  

  • между значительным воспитательным потенциалом учреждения (особенно для детей-сирот, и детей, лишенных родительской заботы) и недостаточным его использованием в воспитательной практике;
  • между организованным воспитательным процессом школы и стихийным влиянием на детей окружающей социальной среды (сексуальное просвещение одногодками, средствами СМИ, посредством интернета).

Многие считают, что специальное выделение вопросов пола не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к этой проблеме, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие.

Видео.

Если у вас возник вопрос, зачем воспитанникам  и педагогам  школ-интернатов знания о половом воспитании детей, то пример из жизни, думаю, послужит хорошей иллюстрацией.

 Как-то, воспитатель, ратующий за половую гигиену, выстроила в шеренгу 15-летних юношей и, приказав им обнажить половые органы, стала учить, как нужно их мыть. «Урок», превратившийся в бесстыдную демонстрацию, принес парням больше вреда, чем пользы. Такого бы не случилось, если бы воспитатель сама имела понятие об интимности половой гигиены и недопустимости подобных групповых действий.

Таким образом, залогом успеха является половая грамотность самого педагога.

 Многие считают, что, поскольку сознание умственно отсталого ребенка развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола.

Эта точка зрения является ошибочной, так как пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. По мере взросления человека, в том числе и умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств.

Чтобы оценить уровень знаний подростков по различным аспектам этой темы, а так же выявить наиболее проблемные вопросы, можно применять различные педагогические методики исследования: анкетирование, тестирование, проективный анализ рисунков и других творческих работ.

Дети  любят рисовать и можно обратить внимание,  если есть странности в рисунке. Увеличенные губы  одежда девочки, а рисуют всегда в мужской одежде. Человек мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурой. Я не рекомендую самим делать выводы, а обратиться к специалисту  

Пpимеpы рисунков на которые вы можете обратить внимание:

  1. Дети нарисовали одежду в соответствии с полом, прически тоже в соответствии с полом – у мальчиков короткие волосы, у девочек длинные, а у Сережи одежда мальчика и девочки одинакова без выраженных гендерных признаков, как и волосы.
  2. Всего два человека из шести выделили в своих рисунках вторичные половые признаки (грудь). Что свидетельствует о знании различий мужского и женского тела.  Также у некоторых испытуемых в рисунках присутствуют другие признаки половой идентификации: красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо, румянец.

Требуется  проанализировать рисунки специалистами, только потом можно сделать  выводы и принять меpы.

 При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно – педагогического воздействия многие отклонения развития у подростков могут быть с корригированы и даже предупреждены.

Нравственное – половое воспитание подростков в школе-интернате является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Задачи формирования мужественности и женственности в поведении детей, привития гигиенических навыков; сохранения репродуктивного здоровья, развития эмоциональной сферы детей, формирования у детей установок на семейную жизнь решаются при организации самых разнообразных форм образовательной деятельности.

Одной из форм нравственно-полового воспитания подростков, которая практикуется в школе – интернате является проведение психологических занятий в рамках реализации программы «Я уверен в себе» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни для обучающихся 8 – 9 классов. Важной составной частью программы является серия занятий по формированию семейных ценностей. Необходимость обращения к этой проблеме вызвана ростом числа неблагополучных семей, значительным распространением сиротства, как социального явления.

Анализ современной ситуации показывает, что для тех, кто провел детство в стенах детского дома, школы-интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, а что самое печальное - сохранить ее. Часто их дети также оказываются воспитанниками различного рода интернатными учреждениями.

Одной из основных причин этого является то, что дети-сироты не имеют опыта проживания в семье, у них отсутствует положительный пример родителей и отношений между ними, все это находит свое отражение в искажении взаимоотношений, которые выстраивают воспитанники с окружающими людьми.

Известно, что умственно отсталые подростки, равно как и их многие нормально развивающие сверстники, черпают информацию о половых взаимоотношениях не из авторитетных источников, поэтому сведения такого рода часто искажены, они вульгарны и примитивны по своему содержанию. К сожалению, средства, используемые в современной литературе, кино- и видеоматериалах по вопросам межполовых отношений имеют ярко окрашенный порнографический характер, что не может не оказывать негативного влияния на формирующуюся аффективную и личностную сферу подростка.

Вопросы нравственно-полового воспитания девушек можно решать на воспитательских занятиях совместно с медсестрой «Оставайся здоровой и красивой» для воспитанниц 8-9-10 классов.

Нравственно-половое воспитание и просвещение мальчиков можно проводить на встречах в клубе выходного дня «Мальчишки и их тайны» 2 раза в месяц (8-9 или 9 – 10 кл). Данные занятия проводить 2 раза в месяц.

Здесь подростки могут получить ответы на все многие интересующие их вопросы: об особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни. Свободное общение позволяет видеть юношей в естественной непринужденной атмосфере. В процессе общения становится, возможным высказывать свое мнение и суждение, самим решать проблемные ситуации, участвовать в ролевых играх, дискуссиях, отстаивать и доказывать свое мнение.

В процессе занятий используются разнообразные методы и приемы:

Словесные – беседа - диалог, беседа – диалог с формами дискуссии, чтение, встреча с медицинским работником, психологом, рассказывание сказок и притч о любви; наглядные – демонстрация фотографий, рисунков, фильмов, видиороликов; практические– анкетирование.

В процессе интимных бесед, которые проходят в вечерней, домашней обстановке, затрагиваются такие темы как: «Сексуальные отношения», «Способы профилактики юношеской гиперсексуальности», «Болезни, о которых говорят шепотом».

Использовались материалы с интернет сайтов:

http://korshu.ru/s-davnih-vremen-problemi-polovogo-vospitaniya-otnosilise-k-chi/

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00032149_0.html и дугие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.

Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...