Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)
методическая разработка на тему

Методические рекомендации

 

по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»

в образовательных организациях Санкт-Петербурга

(01 сентября 2017 года)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku_1.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»

в образовательных организациях Санкт-Петербурга

(01 сентября 2017 года)

Согласно сложившейся в российской системе образования традиции, первый урок в День знаний является тематическим и посвящается памятным датам отечественной истории и культуры, а также актуальным проблемам современности.

По предложению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова тематический урок 1 сентября 2014 года в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях проводится по теме «Моя малая Родина» и связан с решением задач духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Цель тематического урока – создать условия для осознания воспитанниками дошкольных образовательных организаций и учащимися общеобразовательных организаций своей локальной идентичности. Тематический урок в День знаний должен помочь детям и подросткам:

увидеть свою связь с местом сегодняшнего проживания;

испытать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее;

ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.

Содержательный аспект тематического урока «Моя малая Родина» включает вопросы, связанные с современной историей и ближайшим будущим Санкт-Петербурга.

Тематический урок призван помочь учащимся узнать о достижениях города и горожан в различных сферах жизни; оценить их вклад в историю и культуру страны / Европы / мира; выявить ресурсы развития мегаполиса и проблемы, существующие в нем; обсудить возможные сценарии дальнейшего существования «Северной столицы».

В соответствие с этим рекомендовано провести тематический урок для детей разных возрастных категорий по следующим подтемам:

для дошкольников – «Путешествие по Санкт-Петербургу»;

для учащихся 1-6-х классов – «Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее»;

для учащихся 7-8-х классов – «Санкт-Петербург – город будущего»;

для учащихся 9-11-х классов – «Инновационный Санкт-Петербург: перспективы развития».

При разработке тематического урока педагогам рекомендуется опираться на нормативно-правовые документы, освещающие современное состояние и перспективы развития Санкт-Петербурга:

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 № 335 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года»;

Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»;

Закон Санкт-Петербурга от 12.05.2008 № 274-44 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О Генеральном Плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”»;

Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики (подробнее – портал «Инновационный Санкт-Петербург» – http://www.spbinno.ru/).

При проектировании тематического урока следует учитывать следующие общие методические рекомендации:

Воспитательный и образовательный эффект от урока будет выше, если оно замышляется как часть образовательного проекта, разворачивающегося в течение предстоящего учебного года. Тематический урок может стать своеобразным «введением» в коллективный (общешкольный, классный, семейный) исследовательский или социальный проект и иметь продолжение в мероприятиях внеурочной и внешкольной деятельности.

«Будущее» – это часть линии времени, множество событий, которые еще не произошли, но произойдут. Представить себе будущее Петербурга не только воспитанникам детских садов и школьникам, но и взрослому человеку подчас достаточно сложно. Поэтому нецелесообразно «замыкать» урок на дискуссии, основанной на воображении и фантазировании – каким я себе представляю город через 10, 20, 30 лет? Следует выбрать одно из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга (они обозначены в нормативных документах) и выявить тенденцию реализации данного направления посредством анализа событий современной жизни «Северной столицы».

В качестве ведущих идей урока могут выступать: идея развития города «как города комфортного для жизни», «второй столицы», «лидера региона Балтийского региона», «открытого европейского города», «города неравнодушных жителей» и пр.

Формулирование ведущей идеи тематического урока позволит более тщательно отобрать объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, предметы и артефакты, которые будут способны наглядно проиллюстрировать ее.

«Малая Родина» – понятие «пластичное». Разные люди вкладывают в него различные значения. Для одних – это место, где человек родился. Для других – территория сегодняшнего проживания. Для третьих – место, оказавшее особое влияние на становление личности. Это обстоятельство следует учитывать в работе с детьми-мигрантами.

В полиэтнических классах целесообразно поднять вопрос о том, что для школьников является «родным краем» и насколько они связывают свою дальнейшую жизнь с Петербургом.

Кроме того, осознание границ «малой Родины» с возрастом меняется. Ведь под «родной», «близкой», «своей» территорией понимается, прежде всего, то пространство, которое человек физически и эмоционально освоил (обошел, увидел, потрогал, вписал в свою жизнь и пр.). Для дошкольника – это микрорайон его проживания: родной дом, детский сад, дворовая игровая площадка, ближайший магазин и пр.

Для учащегося начальных классов освоенная территория может расширяться до нескольких ближайших к дому и школе кварталов, до границ административного района.

Для учащегося 5-7-х классов – это, как правило, пространство всего Санкт-Петербурга. Для старшеклассников границы «малой Родины» могут «раздвинуться» до территории Ленинградской области, Северо-Западного региона. Психологические границы осознания «малой Родины» необходимо учитывать при отборе материала для изучения. Желательно, чтобы в поле зрения учащихся попали объекты культурного наследия, расположенные на освоенной детьми территории.

При разработке занятия необходимо учитывать имеющиеся у детей и подростков краеведческие знания и умения, которые они приобрели как в процессе повседневной жизни, так и на уроках учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Рефлексия накопленного опыта проживания в мегаполисе позволит воспитанникам дошкольных образовательных организаций и школьникам оценить широту своих представлений о городе, выявить наличие стереотипов мышления, определить, а в каких-то случаях и скорректировать, своё личностное отношение к культурному и природному наследию Санкт-Петербурга.

Актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся поможет использование таких методических приемов, как: визуализация представлений о городе с помощью рисунков, коллажей, ментальных карт; решение ситуационных практических задач; проведение социологических опросов с последующим анализом результатов и сопоставлением с имевшимися ранее представлениями и пр.

Первое занятие в новом учебном году объединяет учащихся после летних каникул, дает возможность осознать себя единым сообществом, коллективом. Поэтому тематический урок должен быть эмоционально насыщен. В нем должны преобладать диалоговые формы взаимодействия и групповые задания. На этом занятии учащиеся не столько получают информацию о памятных датах истории и культуры, сколько ведут конструктивную беседу по актуальным проблемам жизни мегаполиса.

Методические рекомендации по проведению тематического занятия

в дошкольной образовательной организации

Предложенная тема первого в учебном году занятия для воспитанников дошкольных образовательных организаций – «Путешествие по Санкт-Петербургу». Использование в заголовке занятия термина «путешествие» делает актуальным проектирование занятия в форме реальной или виртуальной (с помощью интерактивных обучающих средств) прогулки дошкольников по микрорайону расположения детского сада.

Ведущей идеей прогулки может стать идея «Город – место, где можно ежедневно совершать открытия». Цель прогулки – помочь дошкольникам увидеть «Петербург заново»: обратить внимание на городские детали, открыть незнакомые ранее уголки, переосмыслить свое отношение к городу.

Содержание прогулки целиком зависит от возраста и имеющихся у дошкольников представлений о Петербурге как месте своей жизни.

Для воспитанников средней и старшей группы ДОО, которые имеют лишь элементарные представления о сущности понятия «город», можно порекомендовать организовать путешествие вокруг детского сада на тему «В поисках города»[1]. В ходе исследования окружающего пространства дети смогут понять, чем город отличается от деревни и из каких частей («деталей») он состоит.

Прогулку целесообразно предварить работой в помещении группы ДОО. Обсудите с дошкольниками, как они понимают слово «город» и предложите им нарисовать его. Совместно проанализируйте рисунки: попросите детей определить, какие объекты встречаются в их работах неоднократно. Как правило, такими «тиражируемыми» в рисунках городскими «приметами» являются многоэтажные каменные дома, дороги, машины.

Предложите детям выйти на прогулку в город и узнать, из каких еще «деталей» он состоит, какие «городские приметы» не нашли отражение в их рисунках? В ходе передвижения по городу совместно отыскивайте те элементы, без которых не мыслима среда мегаполиса (например, парковки, дорожные знаки и светофоры, остановки общественного транспорта, магазины, учреждения образования и культуры, детские площадки, скверы и парки и пр.).

Обсуждайте с воспитанниками функциональное предназначение выявленных городских объектов («Для чего этот объект нужен людям?») и степень их распространенности в городской среде («Насколько часто данный объект встречается в городе? Можно ли встретить его в деревне? Чем отличается от аналогичного деревенского?»).

По завершении прогулки можно предложить детям дорисовать свои первоначальные рисунки, добавив в них те «городские приметы», которые они увидели вокруг себя в микрорайоне.

Для воспитанников подготовительной группы, уже знакомых с понятием «город», целесообразно организовать прогулку, которая позволит осознать, что город меняется ежедневно и за этими трансформациями интересно наблюдать. Анализ происходящих изменений позволяет понять динамику развития мегаполиса (город живет, развивается, хорошеет или умирает, деградирует).

Прежде чем отправиться с дошкольниками на прогулку, организуйте предварительную беседу. Выясните, как провели дети ушедшее лето. Обратите их внимание на то, как была насыщена их жизнь, сколько событий в ней произошло. Предложите поразмышлять, а много ли изменений могло случиться в городе за то время, пока дети отдыхали за его пределами?

Отправьтесь в путешествие по микрорайону: узнайте, как изменился микрорайон за лето – что нового в нем появилось и почему? Объектами для исследования могут стать самые разнообразные элементы городской среды – достроенный за лето дом, заасфальтированная дорога, новая детская игровая или спортивная площадка, благоустроенная клумба, открытый торговый павильон, установленные скамейки, обновленные ограды и решетки, оформленный живописным панно брандмауэр и т.д.

В завершении путешествия попросите дошкольников сделать вывод: Почему появились все эти объекты? Кому они адресованы? Зачем они нужны горожанам? Кто их создал? Помогите детям сделать вывод о том, что город в последнее время благоустраивается, становится более привлекательным и удобным для жизни горожан.

При невозможности провести реальную прогулку по микрорайону (плохая погода, карантин в группе, отсутствие сопровождающих и пр.), тематическое занятие можно организовать в форме виртуального путешествия.

Виртуальное путешествие – это организационная форма обучения, отличающаяся от реального путешествия (экскурсии) виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Проведение виртуального путешествия требует использования интерактивных средств обучения и обращения к таким Интернет-ресурсам как Яндекс-карта. Данный ресурс дает возможность детально рассмотреть планировку микрорайона, «прогуляться» по улицам с помощью панорамных изображений и фотографий. Кроме того, специальные инструменты позволяют делать на карте собственные метки, прокладывать желаемые маршруты, добавлять снимки.

Проектируя виртуальное путешествие, особенно тщательно следует продумать процесс организации познавательной деятельности дошкольников: дети не должны только смотреть на экран и слушать рассказ педагога. Необходимо сформировать систему заданий, позволяющую стимулировать и поддерживать познавательную активность воспитанников.

Методические рекомендации по проведению тематического урока

в 1-6-х классах

«Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее» – такова тема первого в наступающем учебном году урока для учеников 1-6-х классов. В качестве ведущей идеи тематического урока для учащихся данной возрастной группы может выступать идея «Город для горожан». Санкт-Петербург традиционно воспринимается и горожанами, и гостями «Северной столицы» как «музей под открытым небом», архитектурный шедевр, охраняемый ЮНЕСКО. Вместе с тем, в настоящий момент жить в городе-музее не всегда удобно. Главной задачей разработанной Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года является превращение самого северного мегаполиса в мире в «Город, комфортный для жизни». Для этого необходимо:

  • сделать Петербург удобным для передвижения (строительство новых станций метро, дорог, мостов; расширение сети перехватывающих парковок; строительство велодорожек; изменение качества дорожного покрытия и пр.);
  • обеспечить жителей качественным жильем (строительство новых кварталов, расселение коммуналок и пр.);
  • усилить безопасность жизни в городе (изменить работу правоохранительных служб, увеличить число общественных городских пространств, где постоянно присутствуют люди и пр.);
  • сделать более доступными учреждения культуры, здравоохранения, спорта (расширить их число, создать музеи, театры, спортивные площадки и пр. на окраинах города);
  • повысить качество услуг, оказываемых жителям;
  • изменить экологическую обстановку в городе («чистый и зеленый город») и т.д.

В рамках тематического урока учащимся смогут понять, что делается в современном мегаполисе для реализации задачи развития Петербурга как «города для комфортной жизни» и осознать степень своей ответственности за будущее родного края.

Урок может быть проведен в таких формах как:

  • Конкурс рисунков на асфальте «Петербург будущего». Урок в форме конкурса рисунков целесообразно провести в 1-2-х классах, так как учащиеся данной возрастной категории слабо владеют навыками учебной деятельности, быстро утомляются, склоны к выполнению заданий творческого и игрового характера. Обязательным элементом проведения конкурса должен стать коллективный анализ творческих работ. Возможные вопросы для обсуждения: Насколько рисунки показывают будущее Петербурга? Каким оно представляется детям? Почему именно таким оно видится? Какие проблемы нужно решить сегодня, чтобы город рос и расцветал? Кто может помочь городу обрести будущее?
  • Встреча с представителями районной или муниципальной власти. Подобная встреча будет интересна учащимся 4-6-х классов. Возможные вопросы для обсуждения: Как, сохранив статус «Города-музея», превратить Петербург в «место, удобное для жизни»? Что сегодня делается в городе (районе, муниципальном объединении) в этом направлении? Что могут сделать школьники для того, чтобы приблизить решение указанной задачи? Приведенный список примерных вопросов целесообразно заранее обсудить с гостем встречи. Кроме того, желательно, чтобы беседа была обеспечена необходимым информационным (буклеты, рекламки и пр.) и наглядным сопровождением (фотографии реконструированных, обновленных, благоустроенных объектов). Завершением встречи может стать создание учащимися коллективной творческой работы (коллаж, рисунок, синквейн и пр.) на тему «Петербург будущего».
  • Прогулка по микрорайону / району, завершающаяся социальной акцией или другим общественно полезным делом. Рекомендуется для реализации в 3-6-х классах. В этом варианте целесообразно начать обсуждение идеи «Петербург – город комфортный для жизни» в классе: выяснить, как понимают школьники данное выражение, и что, по их мнению, нужно изменить в городе, чтобы он стал «удобным». Обратите внимание учащихся на то, что сегодня многие молодые люди занимают активную гражданскую позицию и не на словах, а на деле делают Петербург лучше, красивее, удобнее. Коротко расскажите о некоторых социальных акциях юных петербуржцев (акции по выявлению неблагоустроенных уголков города, уборка улиц, парков, скверов, реализация арт-проектов, защита памятников и пр.). Предложите исследовать микрорайон расположения школы и выявить те уголки, которые не делают город «комфортным». Обсудите, что в силах самих школьников изменить в микрорайоне. Начните разрабатывать коллективный проект по благоустройству окружающего школу пространства. Данный проект может стать основой выстраивания дальнейшей воспитательной работы в классе.

Методические рекомендации по проведению тематического урока

в 7-8-х классах

Рекомендуемое название тематического урока для учащихся 7-8-х классов – «Санкт-Петербург – город будущего». Эта тема достаточно близка к названию занятия, проводимого в 1-6-х классов. Поэтому при разработке урока можно использовать некоторые методические советы, сформулированные выше.

Также в рамках тематического урока для учащихся 7-8-х классов может быть раскрыта идея развития Санкт-Петербурга как «второй столицы России», нашедшая отражение в Стратегии развития города до 2030 года. Выбор указанной идеи обусловлен тем, что учащиеся данной возрастной категории уже имеют систематические знания по истории Отечества и петербурговедению, поэтому могут осознать возможные «плюсы» и «минусы» передачи городу на Неве отдельных столичных функций.

Город изначально создавался для реализации общенациональных задач, строился и поддерживался за счет ресурсов всей страны. В последнее время существенно усилилось геополитическое влияние города на развитие других регионов. Город начал успешно реализовывать стратегию «второй столицы» еще в 2000-е годы. В Санкт-Петербурге проходят саммиты глав ведущих государств мира, ежегодно проводится Петербургский международный экономический форум, Международный военно-морской салон, Петербургский международный инновационный форум. На территории Санкт-Петербурга размещены и работают Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, Конституционный Суд Российской Федерации, Государственный комплекс «Дворец Конгрессов», Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, ряд других международных и федеральных организаций. Здесь размещен Главный штаб Военно-Морского флота.

Тематический урок может быть проведен в различных формах, в том числе:

  • в виде автобусной экскурсии «Петербург – столица России: прошлое, настоящее, будущее»;
  • в виде командной викторины, брейн-ринга или другой познавательной игры краеведческого характера. В этом случае содержание вопросов будет касаться перечисленных выше событий политического характера и мест размещения государственных органов власти.

Методические рекомендации по проведению тематического урока

в 9-11-х классах

В качестве ведущей идеи тематического урока для учащихся 9-11-х классов может выступать идея развития Санкт-Петербурга как «открытого европейского города». Данная идея отражена в качестве приоритетной в Генеральном градостроительном плане и упоминается в Стратегии социально-экономического развития «северной столицы» до 2030 года.

«Открытый европейский город», по мнению многих культурологов и социологов, это город …

открытый для всех, кто желает в нем жить и работать;

благоустроенный, удобный для повседневной жизни горожан;

бережно относящийся к своему прошлому, сохраняющий традиции и культурное наследие;

креативный, готовый к внедрению инноваций и нововведений в различных сферах (экономике, культуре, образовании и пр.);

ведущий политическое, экономическое и культурное сотрудничество с другими регионами, создающий благоприятные условия для проведения мероприятий международного и национального уровня.

Сущность идеи «Санкт-Петербург – открытый европейский город» можно раскрыть на примере обсуждения одного или нескольких выше обозначенных аспектов. Поскольку 2014 год в России объявлен Годом культуры, рекомендуется показать тенденцию развития Санкт-Петербурга как инновационной площадки для международного культурного диалога и обмена. Доказательством наличия данной тенденции являются:

  • многочисленные, ставшие уже традиционными, международные культурные мероприятия, которые проводятся в «Северной столице» (Фестиваль «Звезды белых ночей», «Императорские сады России», «Санкт-Петербургский международный кинофорум», «Международный фестиваль песчаных скульптур» и пр.);
  • использование крупнейшими зарубежными культурными центрами Петербурга как площадки для проведения всемирно известных арт-событий (бьеннале «Манифеста 10»);
  • создание и развитие инновационных культурных центров, дающих возможность горожанам познакомиться с современной культурой (музей «Эрарта», проект «Эрмитаж 20/21», лофт-пространство «Этажи» и пр.).

При отборе материала целесообразно сосредоточиться на тех фестивалях, конкурсах, арт-событиях, в которых современные старшеклассники могли бы принять участие в качестве зрителей (посетителей). Это позволит им почувствовать свою связь с происходящими в «Северной столице» культурными процессами.

В качестве примера могут быть выбраны мероприятия, которые пройдут в Санкт-Петербурге в сентябре-ноябре 2014 года[2]:

Бьеннале «Манифеста 10».

Время проведения: 28 июня – 31 октября 2014 года.

Главная площадка – Государственный музей Эрмитаж.

Бьеннале – культурное мероприятие (выставка, фестиваль или творческий конкурс), проходящее раз в два года. Бьеннале «Манифеста» – это знаменитая европейская выставка современного искусства, начавшая свое существование еще в начале 1990-х гг. как ответ на новую социальную, культурную и политическую реальность, сформировавшуюся после окончания холодной войны. Наряду с Венецианской бьеннале и Кассельской «Документой» «Манифеста» является одним из наиболее значимых форумов современного европейского искусства. За двадцать лет истории «Манифеста» было проведено десять бьеннале, которые посетило более миллиона человек. Местами ее проведения становились Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, регионы Трентино (Южный Тироль) и Мурсия. Предпоследняя бьеннале была организована в Генке (Бельгия). Для десятой по счету бьеннале был выбран Санкт-Петербурга: мероприятие впервые проходит в бывшей стране Варшавского договора и второй раз в стране Восточной Европы. Партнером «Манифесты 10» является Государственный музей Эрмитаж.

Подробнее о программе «Манифесты 10» можно прочитать на сайтах:

Государственного музея Эрмитаж (раздел «Проекты Эрмитажа» www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_2_020_0/hm13_2_020_4.html);

«Манифеста 10» (http://manifesta10.org/ru/home/what-is-manifesta).

XXIV Международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку».

Время проведения: 20–27 сентября 2014 года.

Главная площадка: кинотеатр «Родина».

Фестиваль действует с 1989 года. Название «Послание к Человеку» отсылает к универсальным библейским гуманистическим ценностям. В 2013 году на XXIII кинофестивале с большим успехом прошла программа «ДетКино» – впервые за всю историю кинофестиваля наряду с фильмами профессиональных кинематографистов, признанных отечественных и зарубежных режиссеров, демонстрировались короткометражные игровые и анимационные фильмы, созданные детьми на детских киностудиях.

Более подробно о фестивале на сайте: http://message2man.com/rus/

XXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».

Время проведения: 25 сентября – 13 октября 2014 года.

Главная действующая площадка: театр «Балтийский дом».

Фестиваль проводится с 1991 года. Участвуют театральные труппы преимущественно стран Балтийского региона. За годы существования фестиваля участие в нем приняли более 100 театров из 30 стран. В 2014 году отмечается 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира. Поэтому девиз нынешнего «Балтийского дома» – «Шекспировские страсти». В программу фестиваля включены не только постановки по пьесам У.Шекспира, но и спектакли по произведениям, близким классику по драматической силе, театральности, развивающие традиции Шекспира на современной сцене.

Подробнее о фестивале – на сайте театра «Балтийский дом» в разделе «Проекты» (http://www.baltic-house.ru/).

XVII Международный фестиваль старинной музыки «EARLYMUSIC».

Время проведения: 10 – 19 сентября 2014 года.

Место проведения: концертные залы и дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов.

Фестиваль «EARLYMUSIC» представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении. Он возрождает забытую придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами. Фестиваль основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета в 1998-2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. С 2000 года является совместным проектом Британского Совета, Французского института, Гете-института, Голландского, Финского и Итальянского консульств.

Подробнее о фестивале – на сайте http://www.earlymusic.ru/

Урок, раскрывающий тенденцию развития Петербурга как «открытого европейского города» – центра проведения международных культурных форумов, места культурных инноваций, может быть организован в различных формах:

  • Творческая встреча с горожанами, чья профессиональная деятельность, так или иначе, связана со сферой культуры (учеными-культурологами, организаторами и победителями международных фестивалей и конкурсов, сотрудниками музейных и культурных центров, прежде всего, связанными с трансляцией современной культуры и пр.). Такая встреча может проходить как в классе, так и в пространстве города, на экспозициях музеев и выставок современного искусства, в культурно-образовательных и просветительских центрах.
  • Экскурсия на экспозицию, представленную в Эрмитаже в рамках бьеннале «Манифеста 10» с последующим ее обсуждением и формулированием выводов о тенденциях развития города.
  • Беседа, основанная на самостоятельной работе старшеклассников с афишами и программками предстоящих и прошедших культурных событий, описаниями и отзывами о мероприятиях в СМИ, а также фотографиями памятников (например, о кинофестивале «Послание к человеку» «рассказывает» установленная на ступенях Дома кино и кинотеатра «Родина» скульптура кентавренка, выполненная по рисунку Н. Рушевой – символ фестиваля; в рамках Театрального фестиваля «Балтийский дом» перед зданием театра устанавливают «памятные кресла», посвященные известным режиссерам и актера – их сегодня уже 4; бьеннале «Манифеста 10» также нашло свое наглядное отражение в пространстве города – например, во дворе Зимнего дворца появилась инсталляция Франсиса Алиса «Исследование для проекта Лада», представляющее собой автомашину ВАЗ- 2101, врезавшуюся в дерево).

В ходе подобной беседы целесообразно обратить внимание учащихся на:

разнообразие международных фестивалей и конкурсов (театральные, кинематографические, художественные, музыкальные и пр.);

их традиционность и регулярность (значительное число уже состоявшихся мероприятий);

особенности их проведения;

причины выбора Петербурга как площадки их организации;

специфику восприятия проходящих в городе международных арт-событий городскими властями, деятелями культуры, рядовыми петербуржцами, иностранцами.

Приведенные советы по организации тематического урока в День знаний имеют рекомендательный характер и призваны помочь педагогам в творческом поиске. В целом содержание урока, форма его проведения для каждого класса определяются индивидуально и зависят от

специфики места расположения образовательной организации;

традиций образовательной организации;

культурно-образовательных ресурсов социума;

психологических особенностей группы ДОУ или класса;

степени вовлеченности учащихся в общественную жизнь;

знаний педагога о современном развитии и перспективах развития Петербурга;

технической обеспеченности учебного процесса.

Источники

Для педагогов ДОО

Краеведческая

  1. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб., 1996.
  2. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 2005.
  3. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. – СПб., 1999.
  4. Санкт-Петербург. XX-XXI век. Что? Где? Когда? – СПб., любое издание.
  5. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. – М., 1992.
  6. Публикации в журналах:

«Автобус» (петербургский детский исторический журнал);

«Квартальный надзиратель» (приложение к журналу «Собака.Ru», каждый номер посвящен одному из кварталов Петербурга»).

Методическая

  1. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2012.
  2. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Дошкольник в городском пространстве: комментарий к культурно-образовательной программе «Город на ладошке» // Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник. – СПб., 2006, с. 34 – 42.
  3. Коробкова Е. Н. Дошкольник в Городе. Методические рекомендации по проведению городских образовательных путешествий для дошкольников // Антология детских открытий. Опыт реализации культурно-образовательной программы «Кругозор» в Петербурге. Методический сборник. – СПб., 2006, с. 39 – 46.
  4. Шейко Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 7. – с. 6-17.

Для учителей школ

Краеведческая:

Публикации, освещающие современную жизнь города, в газетах и журналах:

  1. Журнал «Адреса Петербурга» (посвящен учету петербургских зданий, предметов и явлений, составляющих безусловную культурно-историческую ценность. Шедевры архитектуры, в том числе – незаметные, находящиеся на «периферии», «за забором» или в руинах, произведения искусства, предметы городской культуры, лучшие описания Петербурга – все, что достойно учета).
  2. Газета «Вечерний Петербург» (освещаемые аспекты: город, общество, культура, спорт).
  3. Газета «Мой район» (новостная газета Петербурга, освещающая события, происходящие в определенных районах города).
  4. Газета «Невское время» (ежедневная общественно-политическая газета. Освещаемые аспекты: город, экономика, общество, политика, культура, спорт).
  5. Газета «Петербургский дневник» (официальная газета Правительства Санкт-Петербурга. Информация о решениях городской администрации и общегородская информация).
  6. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» (городские новости, политика, экономика, культура).
  7. Газета «Смена» (главные новости Санкт-Петербурга и России. Обзор политической и культурной жизни).
  8. Журнал «Собака.ru» (события городской жизни).

Методическая:

  1. Город, открываемый заново. Часть 1: «Искусство жить в городе». Учебно-методическое пособие. – М., 2010.
  2. Ермолаева Л. К., Кораблина Ю. А., Мельниченко О. О., Шейко Н. Г. История и культура Санкт-Петербурга: контуры современного урока. Методические рекомендации в помощь учителю. – СПб., 2007.

Интернет-ресурсы

        

  1. Официальный портал Правительства Санкт-Петербурга – www.gov.spb.ru
  2. Сайт Международного благотворительного фонда Д. С. Лихачева. – www.encspb.ru
  3. Сайт «Неформальные достопримечательности» – http://www.etovidel.net/.
  4. Сайт «Личности Петербурга» – www.ceo.spb.ru
  5. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ресурсы по истории города для учителя и учащихся по учебным предметам «История» и «МХК») – http://school-collection.edu.ru


[1]Данная прогулка является частью реализации культурно-образовательной программы для ДОО «Город на ладошке», разработанной сотрудниками кафедры культурологического образования СПб АППО Е. Н. Коробковой и Н. Г. Шейко и допущенной к использованию в образовательном процессе Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

[2]Более полный список происходящих в городе культурных событий можно найти на сайтах: Peterburg2.ru (онлайн журнал о событиях, жизни и отдыхе); Афиша Петербурга (http://www.afisha.ru/spb/);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»

VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия  Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. ...

Статья Развитие физического воспитания и массового спорта в образовательных организациях Санкт-Петербурга

Развитие физического воспитания и массового спорта в образовательных организациях Санкт-Петербурга...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Сценарий городской акции обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга «День неизвестного солдата»

Формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о памятной дате 3 декабря «День неизвестного солдата»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Сценарий городской акции обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга «День Героев Отечества»

Цель Акции - нравственно-эстетическое патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение молодого поколения к героическому прошлому страны и сохранению памяти о доблестном прошлом своего От...