Дифференциация звонких и глухих согласных 1 класс
план-конспект урока

Артамонова Ольга Викторовна

Дифференциация звонких и глухих согласных для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh_1_kl.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звонких и глухих согласных

Цели.                                                                                                                                                                             1.Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.                                                                   2.Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух.                                               3.Развивать фонематический слух.                                                                                                     4.Формировать навыки звукового анализа и синтеза.                                                                       5.Развивать мышление и память.                                                                                                                  6.Воспитывать внимание к языковым явлениям.                                                                                                                       7. Развивать мелкую моторику.                                                                                                                              8. Повышать интерес к логопедическим занятиям.

1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.  
Давайте повторим правило все вместе. 

2. Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).

Язычок пошел гулять “лопата” , покатался язычок на санках (чашечка)

Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр” 

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так”– “часики”

“Пора и мне отдохнуть”, - подумал Язычок.

-Ребята, когда нам нужен язык?

Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

- А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.

– Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: с-с-с-с, ш-ш-ш-ш, п-п-п, к-к-к, ф-ф-ф, т-т-т.  А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, б-б-б, в-в-в, г-г-г, д-д-д! Дотрагиваемся ладонью до горлышка. 

2. Объявление темы занятия

Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются ответы учащихся).     

(Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».

-Посмотрите пожалуйста в окно, там очень холодно, дует холодный ветер (а как называется ветер со снегом? вьюга)  Назовите согласные, какие они?

Давайте вместе  проговорим чистоговорки:

Ма – ма - ма – на улице зима.

Жок – жок – жок – падает снежок.

Са – с а – са – замело леса.

Ду – ду – ду – в шубе я гулять иду.

За – за – за – шапка лезет на глаза.

Вспомним, какие упражнения выполняют наши органы речи, когда мы произносим парные звонкие и глухие согласные:                                                                                                               Б-П- губки смыкаются,                                                                                                                                                                В-Ф- верхние зубы прикусывают нижнюю губу,                                                                                                                             Г-К- язычок прячется за нижние зубки,                                                                                                         Д-Т- язычок ударяется в верхние зубки как молоточек,                                                     Ж-Ш- язычок в форме чашечки за верхними зубками,                                                                                                                                            З-С- губы улыбаются, язычок за нижними зубками.

Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию.                                                                                              Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

1. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? (колокольчик). А если глухой- (закроете ушки руками)?                          

Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

- Понравилась вам зимняя прогулка?

- Что вы делали? (воспроизведение слов – действий) А что вы еще можете делать на прогулке зимой?

3. Что я написала на доске?  Это слоги. Прочитайте. Спишите их.

Ба                     Со                    Па                    Да                   Зо                       Та

Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.

Здравствуй, Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

-Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь первому снегу.

- Дрожите от холодного ветра.        

Отгадаем загадки.
С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима) назовите парную согл. (звонк)


Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Я большой любитель санок.
Встану утром спозаранок,
Обзвоню своих ребят
И девчонок – всех подряд.
Будем вместе веселиться-
Нужно только вниз скатиться.
Если есть у снега корка -
Всё, тогда готова … (горка).

Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Чтоб случаев не было  неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!

Спасибо вам, до свидания.

Я раздам вам снеговичков, а вы нарисуйте им лица и подарите своё настроение. Если настроение, хорошее- нарисуйте улыбку..)

http://napalitre.ru/wp-content/uploads/2017/11/6.png

Спасибо, ребята, до свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...

Альбом для автоматизации и дифференциации парные звонкие и глухие согласные для детей 6-9 лет

Данное пособие носит практический характер и представляет собой комплект дидактического материала в основном для индивидуальных упражнений, направленных на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи...

Дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков. Слова различных лексических групп

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с нарушением интеллекта...