Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики
статья

Дарья Вадимовна Новик

В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_trevozhnost.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная тревожность как актуальная проблема

коррекционной психологии и коррекционной педагогики.

В каждом возрасте существуют определенные области действительности, которые у большинства детей вызывают повышенную тревогу вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти так называемые «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Наиболее типичными общими причинами возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста являются:

* внутриличностные конфликты, которые связаны, прежде всего, с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Б.И Кочубей, Е. В. Новикова и др.)

* нарушения взаимодействия: внутрисемейного, внутришкольного а также со сверстниками (А.И. Захаров, А.М Прихожан и др.)

* соматические нарушения (Ю.В. Щербатых, П.И. Ивлева и др.)

Причинами развития тревожности, чаще всего, являются конфликты, вызванные требованиями, которые по отношению к детям являются:

* негативными, которые могут поставить их в заниженное или зависимое положение;

* неадекватными, чаще всего завышенными;

* противоречивыми, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками.

В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития можно выявить специфические причины возникновения тревожности на каждом возрастном этапе.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста тревожность является результатом неудовлетворенной ведущей потребности этого возраста в надежности и защищенности и представляет собой результат нарушения отношений со значимыми взрослыми (родителями и часто учителем).

В подростковом возрасте тревожность существенно повышается, и в этом контексте естественно происходит повышение тревожности по поводу школьной жизни.

К подростковому возрасту тревожность становится устойчивым личностным образованием. Я-концепция подростка отличается противоречивостью, что вызывает у него трудности в восприятии собственных как успехов, так и неудач, их адекватной оценке. Подкрепление отрицательного эмоционального опыта закрепляет тревожность как личностное свойство.

Также существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть вызвано формированием психастенической акцентуации характера и тревожно-мнительные черты являются ее отличительной особенность. Высокая тревожность также способствует развитию астении, порождает психосоматические заболевания.

Появление и/или закрепление тревожности в данном возрасте связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения. Тревожность локализуется в отдельных сферах взаимодействия индивида с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д.

Важно подчеркнуть, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста. В этот период она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В то время как в дошкольном и младшем школьном возрасте тревога вызывает только дезорганизующий эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Наиболее «тревожными» этапами школьной жизни являются 1-й, 5-й, 7-й и 9-й классы.

Описанные особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности - школьной тревожности.

Школьная тревожность является широким понятием, включающим в себя различные виды эмоционального неблагополучия ребенка, связанного с его пребыванием в школе. Это специфический вид тревожности, который проявляется в ситуации взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды. Эффективность обучения ребенка связана с умением педагога воспрепятствовать усилению тревожности и (или) способствовать ее снижению посредством особого внимания как к процессу построения урока, методам оценивания деятельности ученика и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю педагогической деятельности, к особенностям воспитательной работы.

С.С. Степанов определил «школьную тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи»

По мнению А.И. Захарова в основе школьной тревожности, лежат повышенная эмоциональная чувствительность, неразрешимость какой-либо жизненно-важной для подростка ситуации, отсутствие внутреннего единства, неуверенность в своих силах и возможностях, нерешительность. А.В. Басов указывает, что в основе формирования школьной тревожности лежит боязнь идти в школу, страх опросов, боязнь сделать ошибку и т.д. Н.Н. Лаврентьева отмечает ситуации, которые являются основой школьной тревожности у подростков, это ситуация непринятия со стороны сверстников, ситуация соперничества, ситуация повышенной ответственности. А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А.М. Прихожан, Е.Ю. Брель и др. говорят о связи школьной тревожности с внешними условиями. Среди наиболее общих причин возникновения школьной тревожности выделяются нарушения внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия – построение коммуникации с учителем, а также взаимодействия со сверстниками. Е.Ю. Брель выявила социально-психологические факторы, влияющие на формирование детской тревожности: родительская неудовлетворенность своим материальным положением, жилищными условиями, работой. [54,15, 44].

А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой определяют школьную тревожность как специфический вид тревожности, характерный для ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

* физическое пространство школы;

* человеческие факторы, образующие подсистему школы «ученик – учитель администрация – родители»;

* программа обучения.

Н.В. Вострокнутов, Л.С. Иванова, О.А. Матвеева пишут, что системообразующим признаком школьной дезадаптации является именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности.

В число наиболее типичных факторов возникновения школьной тревожности, связанных с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ входят:

* учебные перегрузки;

* неспособность учащегося справиться со школьной программой

* неадекватные ожидания со стороны родителей;

* неблагоприятные отношения с педагогами;

* неуспешность в условиях общеобразовательной школы;

* регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

* смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

Подводя итоги изложению сущности школьной тревожности, обратим внимание на два положения.

Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития.

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Обзор актуальных проблем коррекционной педагогики...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...

ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с

1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...