Конспект занятия по ОО "Речевое развитие" "Осень в парке"
план-конспект

Клинцова Ирина Петровна

Цель: закрепление знаний о деревьях и кустарниках,  развитие речевых компетенций детей на этапе подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_parke.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепление знаний о деревьях и кустарниках,  развитие речевых компетенций детей на этапе подготовки к школе.

Задачи: 

Образовательные: 

- учить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи;

- закрепить знания детей  о деревьях и кустарниках;

- расширять знания детей об осенних изменениях в природе;

 - упражнять в согласовании двух существительных и преобразовании одного из них в слово-признак;  существительных множественного числа родительного падежа;

-обогащение и активизация словаря.

Развивающие:

- развивать просодические компоненты речи (интонацию и выразительность);

- развивать глагольный словарь;

- развивать познавательные процессы, сообразительность, предпосылки логического мышления (умение сопоставлять, сравнивать).

- развивать воображение, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать чувство эмпатии и уважение к людям старшего поколения;

- воспитывать интерес к природному сообществу, созданному человеком (парку);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- заучивание стихотворений об осени -  «Осень»  Е.Трутневой, «Осенние берёзки» Л. Трифоновой, «Осенний клён»  В. Кузьминова, «Осина» Р.Сеф, «Дуб» И.Токмаковой, «Говорило яблоко» С.Маршака,  «Тополь» Р.Алдониной, «Осень» И.Винокурова;

- просмотр м/ф для детей «Почему желтеют и падают листья?»;

- рассматривание иллюстраций об осени, деревьях, кустарниках;

- слушание произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года», Ф.Шопена «Ноктюрн», Вивальди «Времена года», детских песен об осени;

- наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке: за деревьями, кустарниками, цветом и формой листьев, ягодами и семенами, сбор листьев и изготовление гербария из листьев;

- работа с родителями по закреплению с детьми материала по теме, рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийная установка, видеоролик «Ах, какая осень!», мольберты, доски, иллюстрации деревьев и кустарников, листья, плоды, парковая скамейка, мусор (смятые фантики), костюм, шляпа, борода для прохожего,  книга В.Осеевой «Волшебное слово», атрибуты для игры «Яша», карточка для дидактической игры «Подбери слово-действие».

Ход занятия.

 1 часть. Организационный момент: Дети, посмотрите, сколько гостей собралось в зале. Давайте поздороваемся с ними.

2 часть. Дети, какое время года сейчас на улице. (Ответ ребёнка: сейчас осень). Сегодня я предлагаю вам посетить один из городских парков. Для чего в городах люди создают парки? Ответы детей.  (Чтобы погулять, отдохнуть, понаблюдать за природой, насладиться красотой, возможно, заняться спортом, встретиться с друзьями, поиграть, а также посмотреть концерт или послушать лекцию). Какие парки в нашем городе вы посещали? С какой целью? Ответы детей.

Сегодня нам предстоит закрепить знания о деревьях и кустарниках, понаблюдать, что происходит с ними осенью. Будьте внимательны.  Присядьте, вашему  вниманию предлагается видеоролик «Ах, какая осень!» Просмотр. (3 мин.) Как красива природа осенью! Что придаёт осени неповторимость и красоту? (Ответы детей: красивые листья на деревьях и кустарниках, листопад, яркие ягоды рябины, калины  и т.д.)

Так и хочется почитать стихотворения. (Чтение стихотворений «Осень» И.Винокурова; «Осенние берёзки» Л. Трифоновой, «Осенний клён»  В. Кузьминова, «Осина» Р.Сеф, «Дуб» И.Токмаковой, «Говорило яблоко» С.Маршака,  «Тополь» Р.Алдониной).  Поблагодарить детей за чтение.

Воспитатель подводит детей к мольбертам, доске, на которых размещены деревья разных пород (отдельно хвойные и лиственные), кустарники, плоды, семена. Предлагает назвать их.  Деревьев в парке, конечно же, очень много. Дидактическая игра «Один-много».

Теперь самое время отдохнуть.

Динамическая пауза. Русская народная игра «Яша».  (Яша выбирается считалкой Н.Нищевой)

Ветер по лесу летал,

 Ветер листики считал:

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки – золотой,

 Вот последний лист с осинки

 Ветер бросил на тропинку.

                                                 

Дидактическая игра «Подбери слово-действие».

Осенью с дерева листья ….(падают, облетают).

Листья под ногами ….. (шуршат).

Листья в воздухе ….(кружатся), на землю ….(ложатся).

Зелёные листья деревьев и кустарников осенью….(желтеют, краснеют).

Осенью дождь холодный ….(идёт, льёт, моросит).

Заунывный ветер стаи туч …(гонит).

Дни осенью короче…. (становятся).

Перелётные птицы на юг …(улетают).

Журавли, прощаясь с родиной …(курлычат).

  Тихонечко входит пожилой человек. Подходит к детям. Здоровается. Дети предлагают старичку присесть на скамейку. Старичок благодарит детей и говорит:

Долго я наблюдал за вами, стоя в сторонке. Я понял, что разговор у вас сегодня идёт о деревьях. И вот, что я хочу вам сказать, дети. Деревья напоминают мне людей. Сначала они маленькие и беззащитные, как дети. Потом они вырастают и становятся большими и очень красивыми. Но проходит время, и деревья стареют: они чаще болеют и засыхают. Но даже спиленные деревья приносят  пользу человеку. Какую?  (Ответы детей: распиливают на дрова, изготавливают спички,  мебель, музыкальные инструменты, бумагу и т.д.) А иногда недобрые люди ломают ветви, рвут листья. Вы знаете, что деревья очищают воздух? (Ответы детей). Я сам за свою жизнь посадил много деревьев, и считаю, что жизнь прожил не зря. Берегите природу сами, останавливайте тех, кто наносит природе вред, не мусорьте в парке, обещаете? Теперь я спокоен, пойду домой, устал. Стал я стар и немощен. Прощайте.  Уходит, дети провожают старичка.

Воспитатель обращает внимание детей на брошенный в сторонке мусор, дети убирают его,  находят на скамейке книгу В.Осеевой «Волшебное слово». Воспитатель говорит о том, что старичок напоминает главного героя этой книги.

3 часть. Подведение итога занятия: пришло время возвращаться в детский сад. Прогулка была познавательной, интересной, поучительной. Почему?  (Рассматривали деревья и кустарники, играли, встретили  незнакомого мудрого старичка и т.д.)

Прежде, чем попрощаться с гостями, дети задают им 3-4 вопроса, например,

Какое дерево является символом России? (Берёза)

Назовите дерево – символ Канады? (Клён)

Какое дерево называю «прадедом прадедов»? (Дуб)

Почему заяц гложет зимой осинку! (Древесина содержит 10% жира).

Дети  благодарят гостей за ответы. Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительному образованию "Осенний лес"

Коллективная аппликация  "Осенний лес" создается из мелко нарезанных сухих листьев. Работа увлекательна! Развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма, воспитывает навыки коллективной работы...

Конспект занятия логоритмика "Путешествие по осеннему лесу"

Конспект занятия логоритмика для обучающихся 2 класса "Путешествие по осеннему лесу"...

конспект занятия по познавательному развитию"Осень"

индивидульное занятие с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов...

Конспект занятия по чтению «Волшебница – осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры л...

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия в осенний городской парк»

Цель: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о деревьях осеннего парка; воспитывать в детях эстетические чувства.Задачи:&midd...

Конспект занятия по живописи "Золотая осень"

Занятие для детей первого года обучения в кружке по изобразительному искуству....