Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками с ТНР
статья

Баскова Екатерина Николаевна

В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ с ТНР

Инновация в переводе с английского (innovation) означает  - новшество, нововведение.

Инновационные технологии в педагогической работе  -  это система новых методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Виды современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии и др.

Каждый вид имеет свою классификацию.

Многие образовательные технологии используются учителями-логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

К инновационным технологиям, используемым в логопедической практике относятся:

• арт - терапевтические технологии - музыкотерапия, кинезитерапия (танцтерапия, логоритмика, психогимнастика), сказкотерапия, мнемотехника, креативная игротерапия (песочная терапия);

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа (например, Су-Джок - терапия);

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

  • Одной из разновидностей здоровьесберегающих технологий, классифицируемой как технология обучения здоровому образу жизни, является Су-Джок терапия или самомассаж шариками Су-Джок. Шарик Су-Джок состоит и пластикового корпуса с массажными «колючками».  Внутри него находятся два кольца, похожие на упругую, скрученную в ободок пружинку, которые хорошо прорабатывают массажные точки на пальцах. Также в процессе самомассажа дети тренируют пространственное ориентирование и ориентирование на собственном теле. Массаж шариками Су-Джок сопровождается проговариванием веселых стихотворений и очень нравится детям.  Добавлю, что массажёр был изобретён в 1987 г. корейским профессором  Пак Чжэ Ву, который предложил новую методику лечения и снятия боли под названием «Су-джок», что переводится как «кисть-ступня».

  • Логоритмические упражнения, на мой взгляд, это симбиоз здоровьесберегающей и арт-терапевтической технологии.

Логоритмические упражнения включают в себя:

  • упражнение на развитие общей моторики и координации речи с движением;
  • упражнения на формирование просодического компонента речи (развитие диафрагмального и речевого дыхания, голосоподачи, темпа, ритма, интонационной выразительности);
  • пальчиковые игры, которые проводятся с пропеванием или проговариванием текста, а также с использованием различных мелких предметов: мячиков, карандашей и т.п.;
  • упражнения на развитие мимической моторики (подвижности лицевых мышц);
  •  упражнения на развитие артикуляционной моторики (подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений) которые могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет;
  •  упражнения на развитие фонематического восприятия, которые направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов;
  • упражнения по коррекции звукопроизношения, включающие игровые упражнения на основе звукоподражания.

В комплекс по логоритмике можно включить и ряд упражнений, относящихся с телесноориентированной технике.

Приведу пример нескольких упражнений:

  • Объятия. Простое, но действенное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева, справа, взрослого. Первые «обнимашки» скорее всего будут сдержанные и зажатые. Впоследствии дети расслабляются, и это главная цель упражнения.
  •  Пингвинчики. Чтобы согреться, эти птицы сбиваются в кучу, а те, кто оказались с краю, должны попасть в центр. В данном случае педагог называет имя ребенка, который оказался с краю, и его задача попасть в центр теплой кучки.
  • Мячик. Ребенку предлагают лечь на спинку и катать мячик по животику. Он может представлять, что мячик - это маленькое солнышко, которое согревает его своим теплом.
  • Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии. В коррекционной работе артерапия - это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Основные функции арт-терапии - катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Я использую элементы музыкотерапии  в релаксационной части логопедического занятия для снятия мышечного напряжения у детей. Лёгкая спокойная музыка успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

  • Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, мышления.
  • Песочная терапия способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. В процессе игр с песком совершенствуются умения и навыки практического общения, использования вербальных и невербальных средства, обогащается словарный запас, развивается связная речь, внимание, воображение, образное мышление, творческая активность. При играх с песком снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

Список использованной литературы и  интернет-ресурсов:

1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -  Петропавловск, 2010 г

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика - М.: Детство-Пресс, 2010.

3. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики - М.: Сфера, 2014

4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

5. Наливкина Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. -  URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8845/ (дата обращения: 06.11.2019).

6. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) - М.: Детство-Пресс, 2014

7.  Панина Н.А. Су-Джок терапия. – М.: Рипол-Классик, 2017

8. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. - М.: Академия, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование  "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР  4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. (проект)

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развит...

Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, ...

"Инновационные технологии в вокальной работе со старшими дошкольниками"

Вокальное пение и искусство - возможность "услышать" мир музыки!Статья расширяет представление о вокальной педагогике!...

Инновационные технологии в логопедической работе(Орф-педагогика) в ДОУ с детьми ОВЗ.

В презентации определены следующие моменты:Знакомство с Орф педагогикой, ценностями методики;                            ...