Работа логопеда в период адаптации ребёнка к школьному обучению.
материал

Кравченко Ольга Валерьевна

Речевая патология рассматривается как один из факторов способствующих появлению проявлений дезадаптации, а также усилению ее симптомов. Логопедическая работа с первоклассниками с речевыми нарушениями  в адаптационный период имеет свои особенности, а совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей способствует более мягкому прохождению процесса адаптации первоклассников-логопатов к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная школа»

Выступление на ПМПк

на тему:

«Работа учителя-логопеда в период адаптации ребёнка

 к школьному обучению».

Подготовила:

учитель-логопед

Кравченко Ольга Валерьевна

Ефремов, 2019

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Каждый первоклассник переживает  и осознает по-своему все эти изменения в его жизни.

Речевая патология рассматривается как один из факторов способствующих появлению проявлений дезадаптации, а также усилению ее симптомов. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, не дает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Для ребенка с речевой патологией часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания. Ему не под силу кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли. Трудности проявляются при программировании целого текстового сообщения и отдельно взятого предложения и связаны с нарушением цельности, логической последовательности высказывания, пропуске смысловых звеньев, возвращении к ранее сказанному, неумении самостоятельно конструировать и распространять предложения. Нарушения звукопроизношения, маленький словарный запас, недостаточно сформированный грамматический строй, тенденция к упрощению структуры предложения, мало обобщающих и абстрактных понятий, искажение морфологической структуры слова, замена суффиксов и префиксов, нарушение согласования слов накладывают свой отпечаток на процесс общения.

Коммуникативные проблемы обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений.

Первоклассники с речевой патологией часто не пользуются успехом среди сверстников, вследствие чего страдает  личностный и социальный  аспекты  адаптации (замкнутость,  мнительность, общая напряжённость, заниженная самооценка, ограничение общения,  склонность к дрожанию, потливости, покраснению; фиксированность на своём дефекте и разное эмоциональное отношение к нему (переживание, боязливость, страх).

Логопедическая работа с первоклассниками с речевыми нарушениями  в адаптационный период имеет свои особенности. Я работаю в тесном контакте с психологом, родителями, учителями начальной школы, с которыми вырабатываю единые требования к ученику, исходя из его психологических особенностей.

С детьми, имеющими проблемы в школьной адаптации, чаще использую игровые приемы, так как в детском саду у ребенка была ведущей игровая деятельность. Но к середине года количество игровых приемов сокращаю.

На первых занятиях важно установить контакт с ребенком, расположить его к себе, показать, что на логопедических занятиях можно узнать много интересного, можно многому научиться (правильно выговаривать звуки, строить предложения, составлять рассказы, делить слова на слоги, разгадывать кроссворды, ребусы и т.д.). В работе использую большое количество наглядного материала, задания для развития психических процессов;  чередую различные виды деятельности, стараюсь подобрать интересные физминутки, релаксационные  и кинезиологические упражнения.

Отмечаю даже незначительные успехи ребенка. Если ребенок делает
ошибки, вместе с ним ищем пути исправления этих ошибок, объясняю ему,
почему он ошибся. Если ученику не хочется выполнять определенные
требования логопеда (например, ставить звук Р), он негативно настроен и не
рассчитывает на хороший результат («Все равно у меня никогда не получится»), приглашаю на занятие детей из вторых, третьих классов, которые посещали логопедические занятия в прошлом учебном году, у которых уже этот звук поставлен. Ученики сами рассказывают первокласснику, как они учились
правильно произносить звуки и демонстрируют результаты обучения. Основная задача – это помочь ребенку поверить в свои силы и возможности, показать, что справиться с речевыми нарушениями ученик сможет, если будет стараться, учиться..

Для повышения мотивации к логопедическим занятиям использую поощрения: наклейки, смайлики, звездочки, листочки, снежинки. Также в качестве поощрения предоставляю ребенку возможность поиграть в любимую игру в конце занятия. Подбор поощрений индивидуальный и зависит от интересов и увлечений ребенка.

Провожу беседы с родителями детей, имеющих речевые нарушения и
испытывающих трудности в обучении, объясняю им, что они должны искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, расспрашивать его о школе, делиться с ним своим школьным опытом, как можно больше общаться с ребенком. Рекомендую родителям проводить дома определенные речевые игры, которые способствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления, объясняю, как нужно правильно исправлять речевые ошибки дома, как нужно следить за правильным произношением поставленных звуков. Это укрепляет учебную мотивацию и развивает речевые способности ребенка. Нужно напоминать ребенку, что он уже ученик, что он должен говорить четко и грамотно. Все усилия логопеда и родителей должны быть направлены на то, чтобы ребенку как можно легче было перейти от игровой деятельности к учебной.

Учителю начальных классов даю рекомендации по работе с детьми с речевыми нарушениями:

1. Не требовать быстрого ответа. Нужно подготовить ребенка к ответу заранее. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил.  Например: Сейчас будет отвечать Сидоров, а потом Иванов.

2. Не торопить ребенка во время устного ответа, не перебивать. Если ребенок не может произнести слово или построить фразу, учитель должен тактично подсказать.

3. Соблюдать педагогический такт.

4. Не делать замечания в присутствии всего класса.    

5. Поощрять полные устные ответы.

6. При изучении каждого нового звука (буквы) давать четкую артикуляцию, особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

7. Не сажать за одну парту детей с речевыми нарушениями. Лучше, если соседом по парте будет прилежный ученик, хорошо успевающий по всем предметам.

8. Следить за правильным произношением поставленных звуков по рекомендации  учителя-логопеда.

9. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с нарушениями речи с другими учениками класса.

Таким образом, совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей способствует более мягкому прохождению процесса адаптации первоклассников-логопатов к школьному обучению.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению

Это набор заданий для детей старшего дошкольного возраста для определения готовности его к школе...

Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде

В разработке представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей пятиклассников. материал могут использовать как психологи образовательных организаций, так и классные руководители. Пр...

Направления работы учителя логопеда в рамках программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

Задачи работы•определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;•  анализировать трудности в обучении обучающихся.•  Развивать все стороны речи , владение языком во всех ситуаци...

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...