Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Подготовка к постановке звука [C]"
план-конспект

Баскова Екатерина Николаевна

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [С].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к постановке звука [C]20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности)

Подготовка к постановке звука [С].

Цель: формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [С].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: формирование правильного артикуляционного уклада звука [С]; обогащение словаря по теме «Животные зоопарка», формирование умения подбирать слова-антонимы).
  • Коррекционно-развивающие: формирование четкого акустического образа звука, развитие фонематического слуха, развитие умения образовывать имена существительные (названия детенышей животных) с помощью суффиксов -онок, -енок, закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для дальнейшей постановки звука [С], формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания, развитие общей моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание контроля над собственной речью, усидчивости, терпения.

Оборудование: картинки с изображением комара, тигра, муравьеда, коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота; картинки с изображением трех зеленых яблок, четырех красных флажков, трех цветков, четырех ласточек.

1.Организационный момент.

Здравствуй! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости прилетел Комарик. (Логопед показывает ребенку картинку с изображением комарика).

Комарик любит петь и умеет играть на гармони. Он хочет поиграть вместе с тобой.

2. Дыхательное упражнение.

-Давай встанем, кладем ручки на живот. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!

Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.

Логопед делает упражнение (руки ребенка находятся на диафрагме) и контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.

3. Игра «Хлопни, если услышишь».

-Давай вместе послушаем песенку комарика. Хлопни, если услышишь песенку комарика.

Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. После того, как ребенок прослушал «песенку комарика», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони:

- в звуковом ряду [п, с, м, с, д, к, с, н, с, н, т, л];

- в слогах [на, со, вы, во, са, па, да, са, су];

- в словах [сок, дом, маска, самолет, руль, сом, рот, кусок, нос, ананас].

Ребенок выделяет заданный звук хлопком в ладони.

4. Артикуляционная гимнастика.

-Наш комарик приглашает нас пойти в зоопарк. Посмотри на картинки и скажи, кого мы увидим в первом вольере?

Логопед показывает ребенку картинки тигра и муравьеда.

-Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Надо улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).

-Давай посмотрим на муравьеда. Смотри, какая у него длинная узкая мордочка. Он приготовился пить водичку и сделал «трубочку». Давай повторим. Вытянем губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты. Удерживать «трубочку» 3-5 секунд.

-Теперь давай попробуем чередовать движения губ в улыбке и «трубочкой».

-Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз).

-Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).

-Теперь пойдем дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.

-Мы идем и видим речку. Давай сделаем мостик, что бы через речку перейти. Давай улыбнемся, покажем зубки, откроем рот, кончик языка опустим за нижние резцы, выгнем язычок вперед («построили мостик»).

5. Физкультурная пауза

-Животные зоопарка хотят проверить, насколько ты внимателен. Встань прямо, я буду читать тебе задание, а ты слушай, смотри на картинки и выполняй.

«А ну, попробуй ка, дружок,

От меня не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько яблочек зеленых,

Столько сделай ты наклонов.

Сколько красненьких флажков,

Столько сделай ты прыжков.

Сколько на холме цветов,

Столько сделай ты хлопков.

Приседай ты столько раз,

Сколько ласточек у нас».

Логопед читает вопросы-двустишия и показывает ребенку соответствующую картинку.

6.Игра «Большой - маленький».

-Наш комарик говорит, что в этом зоопарке есть настоящий детский сад для животных. Давай посмотрим, кто в этот детский сад ходит. Посмотри на эти картинки и назови детеныша этого животного.

Логопед показывает ребенку картинки с изображением кенгуру, медведя, волка, тигра, белки. Ребенок образует слова: кенгуренок, медвежонок, волчонок, тигренок, бельчонок.

7. Игра «Скажи наоборот»

-Давай поиграем в игру «Наоборот». Мы будем подбирать слова, противоположные по смыслу.

Логопед называет прилагательное, просит ребенка подобрать признак с противоположным значением:

Черный – …, толстый –…, холодный - …., короткий – …., твердый – ….., домашний - …., сытый – …..

Ребенок подбирает прилагательные (при затруднении – с помощью логопеда): белый, тонкий, горячий длинный, мягкий, дикий, голодный.

8. Игра «Найди место».

-Наш комарик просит у тебя помощи. Дело в том, что все животные перепутались. Их нужно разместить в три разных вольера. В первый вольер мы посадим животных, в названии которых один слог. Во втором вольере должны оказаться животные, в названии которых два слога, а в третий попадут те животные, в названии которых три слога. Посмотри на эти картинки и распредели животных по вольерам.

Логопед показывает картинки с изображением коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота, льва.

Ребенок делит слова на слоги, прохлопывая их по слогам.

9.Итог занятия. Оценка деятельности.

-Тебе понравилось занятие? Каких животных мы встретили сегодня? Что тебе больше всего запомнилось?

Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия.

Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:«В гостях у смешариков». "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах".

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах. Задачи: -уточнить артикуляцию звука [Л];-учить согласовывать числительные с существительными;-упражнять в образовании уменьшительно – ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса ,, Постановка звука ш,,

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса. Будет полезен начинающим учителям-логопедам, а так же родителям тех детей, которые неправильно произносят шипящие звуки. Даётся оп...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап....