Разноуровневые задания по русскому языку в классах с частичной инклюзией
статья

Кулакова Елена Алексеевна

В статье описана работа по русскому языку в классах с детьми с КИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevye_zadaniya_kulakova.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эффективность применения разноуроввневых заданий на уроках русского языка и чтения для детей с КИ

Разноуровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Подобные упражнения обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику, позволяют максимально оценить уровень знаний детей, дают возможность поддерживать интерес к предмету каждого учащегося. Выполнение  разноуровневых заданий по русскому языку оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях.  Использование разноуровневых упражнений опирается на следующие гипотезы:

Гипотеза И. Унт: в современных условиях главная форма индивидуализации обучения — самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

   Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

   Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит не в том, чтобы приклеить к ученикам ярлыки «сильный», «слабый», а  в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.  

Сущность применения разноуровневых упражнений:

  1. Использование разноуровневых упражнений позволяет определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, и спроектировать примерную траекторию оказания  индивидуальной помощи учащимся.
  2.  Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом знаний и умений ребенка.

3. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.                      

Данная тема  разрабатывается для 4 «А» класса школы для глухих детей. Этот класс особенный, с частичной инклюзией. В группе 6 ребят: трое из них с кохлеарными имплантами, прооперированных в 2008-2010 годах, трое – слабослышащих. Обучение проводится по специально разработанной программе, максимально приближенной к  программе общеобразовательных школ. Дети имеют разные познавательные способности, разный уровень языкового развития и разный словарный запас. У слабослышащих ребят словарный запас богаче, им проще пополнять свою копилку знаний, ориентироваться в учебном материале. Ребятам после КИ труднее усваивать знания, труднее выполнять задания с элементом творчества (составь предложения, словосочетания, текст). Поскольку обучение детей в образовательной интеграции предполагает обеспечение поддерживающего обучения, то первостепенной задачей сурдопедагога  является такая организация деятельности ученика, которая обеспечивает его достижения. Эти достижения возможны при условии, когда  учитель  хорошо имеет представления о возможностях ученика и может подобрать необходимые средства обучения, предусмотреть адекватные виды помощи, оценить достигнутые достижения.

Мы считаем необходимым использование разноуровневых упражнений на уроках обобщения и проверки знаний. Такие задания позволяют проявить самостоятельность и показать свои знания каждому ученику, учителю сконструировать реальную картину усвоенных знаний.

Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.

Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.

Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.

Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.

На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.

Синонимы.

 1 уровень.

 Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.

 Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, дразниться, физиономия.

 2 уровень.

 Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.

 Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

 3 уровень.

 Составь предложения, используя слова- синонимы.

 Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.

Антонимы

 1 уровень.

 К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.

 Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .

 2 уровень.

 Подбери антонимы к словосочетаниям.

 Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …

3 уровень.

 Закончи предложения. Подчеркни антонимы.

 Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … .

Предложение

1 уровень

а) Спишите, расставив знаки препинания.

б) Подчеркните во всех предложениях главные члены.

Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул ветер и сорвал листья с деревьев.

2 уровень

Составьте и запишите из данных слов предложения.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, уборе, берёзы, золотом, стоят.

3 уровень

Составьте из данных слов рассказ. Можете добавлять свои слова

Серебристый, небо, облака, пыль, вата, верблюд, золото.

    Состав слова.

1 уровень.

  1. Что такое основа слова?
  2. Подберите однокоренные слова к слову дом.
  3. Выпишите слова с приставками.

    Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.

  1. Разберите слова по составу.

    Бабушка, совенок, подводный.

2 уровень.

     1.  Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?

     2.  Образуйте родственные слова от корня цвет- при помощи приставок и суффиксов.

     3.  Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.

              Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.

     4. Разберите слова по составу.

        Тропинка, соринка, подкоп.

3 уровень.

     1.  Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.

       Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.

     2.  Придумайте слова. Разберите их по составу.

        Приставка ПО-, суффикс К-.

        Приставка НА-, суффикс НИК-.

         Приставка ПОД-, суффикс НИК-.

     3.  Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были и приставка и предлог: от, по, в.

     4.  Разберите слова по составу.

        Игрушка, дубовая,  свеженький.

                                                       

Используемые  ресурсы:                                                 

Узорова,О.В. Справочное пособие по русскомуязык у:1-2 кл /О.В.Узорова, Е.Л.Нефедова. – М, 2006

О.В.Узорова, Е.Л.Нефедова. 30000 учебных примеров и заданий по русскому языку на все правила и орфограммы – М, 2008

http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-4271

http://panowa-ox.narod.ru/p14aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по русскому языку 5 класс. Тема урока "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"

Разноуровневые задания можно использовать для закрепления,контроля знаний после  изученной темы"Правописание чередующихся  гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"...

Разноуровневые задания по русскому языку 7 класс

Разноуровневые задания по русскому языку 7 класс...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Обособленные определения и приложения» (8 класс)

Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Обособленные определения и приложения» (8 класс)...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Обособленные обстоятельства» (8 класс)

Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Обособленные обстоятельства» (8 класс)...

Разноуровневые задания по русскому языку. 6 класс

Карточки предназначены для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. Материал, использованный в карточках, предоставляет возможность учителю ориентироваться на три уровня знаний обучающих...

Разноуровневые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса

Разноуровневые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса представлены в двух вариантах....

Разноуровневые задания по русскому языку для 5-6 классов

Дидактический материал может быть использован для дифференцированной. работы с учащимися, так как задания даны различной степени трудности. Работа с упражнениями поможет слабому уч...