Звуковая культура речи (система звуков русского языка, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики)
презентация к уроку

Титова Елена Константиновна

Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка, так как речь является основным средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvukovaya_kultura_rechi.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковая культура речи (система звуков русского языка, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики ) ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила: учитель-дефектолог Титова Е.К.

Слайд 2

Звуковая культура речи - владение культурой речепроизношения

Слайд 3

Цели: Становление речи как средства общения с окружающими. Основные задачи: 1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи). 2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.)

Слайд 4

ЗКР включает в себя: Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; Воспитание орфоэпически правильной речи - умение говорить согласно нормам литературного произношения и ударения; Формирование выразительности речи - умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями Выработка отчетливой дикции - отчетливого произношения каждого звука в словах, фразах; Воспитание культуры речевого общения - общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора.

Слайд 5

Условия для формирования ЗКР: Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь. Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка, жалость , поддразнивание. Необходимо охранять нервную систему и слух детей. Нельзя допускать постоянного резкого шума. Педагог должен внимательно относиться к тому, как говорит ребенок и о чем!

Слайд 6

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка Усвоение звуковой стороны языка начинается, когда дети начинают понимать слова взрослых и произносить первые самостоятельные слова. Ребенок после первого года жизни оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию, затем ритм и звуковой состав слова. Фонематический слух у ребенка формируется в самом раннем детстве. Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.

Слайд 7

Этапы становления речи Становление речи проходит три основных этапа: Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

Слайд 8

Этапы обучения звукопроизношению 1. Развитие речевого дыхания Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Закрепление правильного речевого выдоха в играх и упражнениях: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; мыльные пузыри; султанчики; бумажные снежинки; колокольчики из фольги на ниточке; «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

Слайд 9

2. Формирование фонематического восприятия и слуха Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Слайд 10

3. Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Слайд 11

4. Развитие мелкой моторики Мелкая моторика — способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Слайд 12

Список литературы: Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ» — М.: Айрис-пресс, Москва, 2009. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с. К ириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего воз­раста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Москва, «Гном-Пресс», 1998 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». Москва, «Аквариум», 1995 г. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989, - 239 с. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Нижний Новгород, «Флокс», 1995 г. Шапошникова Н. В. «Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 117-120. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.

Слайд 13

Благодарю за внимание!