Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».
план-конспект урока (6 класс)

Ольга Владимировна Щербинина

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pismu_6_klass_prilagatelnoe.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа-интернат №10»

Конспект открытого урока письма в 6 «А» классе

Учитель: Щербинина О.В.

Тема урока:  Закрепление и обобщение по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

Задачи:

образовательные:

- систематизировать признаки имени прилагательного как части  речи;

- повторить грамматические категории данной части речи;

- выявить особенности употребления имён прилагательных в речи;

- формировать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже и с помощью вопросов проверять безударные окончания имён прилагательных;

- закрепить умение определять род, число падеж имён прилагательных по роду, числу, падежу имён существительных.

коррекционно-развивающие:

- способствовать формированию активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения, 
- совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи, умение использовать в речи имена прилагательные;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, внимания, памяти через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с текстом; 
- формировать навыки самостоятельной работы по инструкции.

воспитывающие:
- прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность, 
- воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей. 
-  воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления. 
- способствовать формированию волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

оздоровительная:

- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Оборудование: презентация, экран, проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с вопросами и окончаниями прилагательных.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Хоть и пасмурно с утра, (Солнце яркое с утра)

  Но в душе у нас весна!  (За окном пришла весна)

  Мы начнём урок с улыбок,

  Выполним всё без ошибок.

Учащиеся садятся.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Догадались?

- Правильно. Это имя прилагательное.

Цель нашего урока – повторить правописание окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

  1. Работа над темой урока.

- Откройте тетради. Запишите число. Седьмое апреля. Классная работа. Повторение.

  1. Словарная работа.

- Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов (выкройка).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

-  Военный человек (солдат).

- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите.

- Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают?).

Придумайте предложения с прилагательным«интересный» (УСТНО)

- Какая орфограмма, которую мы можем проверить, спряталась в этом слове? (Сочетание СН пишется без Т).

- Подберите проверочное слово. (ИНТЕРЕСЕН)

  1. Повторение об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?).

2. С какой частью речи согласуется имя прилагательное? ( С именем существительным).

3. Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам).

4. Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (По имени существительному).

5.  Как определить падеж существительного? (По вопросу).

          6. Для чего  нам нужны имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).

           7. Как проверить, какое окончание нужно написать у прилагательных? (Задать вопрос от существительного, с которым это прилагательное связано или согласуется).

- На доске даны вопросы и окончания. Подберите к каждому вопросу свои окончания.

(Учащиеся по очереди выходят к доске и подбирают к вопросам, написанным на доске, соответствующие  окончания).

3. Коллективная работа с доской.

- Ребята, прочитайте стихотворение, которое записано на доске.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную…

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

                      (Александр Прокофьев)

- О чём это стихотворение? (О берёзе).

- Запишите стихотворение в тетрадь.

- Найдите прилагательные в этом стихотворении, задайте вопросы.

- Какое окончание у всех этих прилагательных? (Окончание –УЮ).

- От какого существительного  мы зададим вопрос к этим прилагательным? Поставьте над ним ×. (От слова «берёза»).

- Давайте определим, в каком роде, числе и  падеже они стоят. (В женском роде, единственном числе, винительном падеже).

  1. Закрепление.

- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.

1)- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь в столбик.

Загадки:

Зелёные листочки,

Жёлтые серёжки,

Стоит в лесочке

 На белой ножке.

                            (Берёза)

Говорливый, и журчащий,

И холодный, и блестящий,

Он по камешкам бежит,

В речку дальнюю спешит.

                                            (Ручей)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

                                  (Облако)

- Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.

2)- А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».

Нужно записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное. (Проверка с места).

Берёза (какая?) стройная, кудрявая, высокая.

Ручей (какой?) звонкий, холодный, блестящий.

Облако (какое?) белое, лёгкое, пушистое.

3)- Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).

- Как определить род прилагательного? (По роду существительного).

- Определите род данных прилагательных, напишите вверху.

- В каком числе стоят данные прилагательные? (В ед.ч.).

- Образуйте от данных прилагательных ед.ч. прилагательные мн.ч. (УСТНО)

Берёзы (какие?) стройные, кудрявые, высокие.

Ручьи (какие?) звонкие, холодные, блестящие.

Облака (какие?) белые, лёгкие, пушистые.

Гимнастика для глаз.

Упражнения «Во все стороны», «Кто там?», «Сон».

4) Работа с пословицами (коллективная работа в тетрадях).

 

- Как проверить безударные окончания имён прилагательных? (По вопросу).

- Подберите к началу пословицы конец.

- Как понимаете пословицы?

- Запишите, задайте вопрос к прилагательному, вставьте пропущенные окончания, определите род и падеж.

Маленьк… дело                              и топором не разрубишь

Крепк… дружбу                              лучше больш… безделья

           5) Игра «Найди пару».

- Перед вами слова. В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.

Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным (по ходу выполнения задания учащиеся задают вопрос к прилагательным, называют окончания, определяют число и род имён существительных и имён прилагательных).

цветы                      свежий

утро                         душистые

трава                        раннее

воздух                      жёлтый

одуванчик                зелёная

Физкультминутка.

- Давайте отдохнем.

- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода.

- Если словосочетания женского рода – хлопаете,

                              мужского рода – приседаете.

Морской котик, веселая музыка, старый дом, зимняя ночь, чистый воздух, далекая   страна, большой город.

         6) Игра «Назови предмет по его признаку».

- Подберите к прилагательным имя существительное.

1. Серый, хитрый, жадный…(волк)

2. Косой, слабый, трусливый… (заяц)  

3. Сухое, свежее, душистое…(сено)

4.Ясная, холодная…(ночь)

5.Серое, хмурое…(небо)      

  1. Работа с учебником. Коллективная и самостоятельная работа.

Стр.218, упр.369 (1 часть).

- Читаем задание, отвечаем на вопрос.

1 и 2 предложения -с доской, остальные - самостоятельно (по времени).

  1. Творческая самостоятельная работа на карточках. (сильные ученики)

ЗАДАНИЕ:   Вставьте в текст имена прилагательные, выделите окончания.

Пришла ____________ весна. Ярко светит ____________ солнце. Быстро тает ____________ снег. Журчат ____________ ручьи. Зеленеет _____________ травка на полях. Летят с юга _____________ птицы.

Слова для справок: перелётные, тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

  1. Домашнее задание.

Стр.218, упр.369 (2 часть) –выполняем, как в классе.

  1.   Выставление оценок.

- Молодцы! Сегодня на уроке работали на оценку «5»-…..

                                                                     На оценку «4»-….

                                                                     На оценку «3»-….

 

       XI.      Рефлексия. Итог урока.

        

- Какую часть речи мы повторяли на уроке?

-Для чего нам нужны прилагательные?

- Как проверить безударные окончания имён прилагательных? (По вопросу).

- Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Автомобили повсюду!»

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5,6,7 классов по темам «Транспорт», «Движение в большом городе», «Правила дорожного движения».В ...

Конспект урока в 5 классе. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Лично разработанный конспект урока по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой...