Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"
материал (7 класс)

Титова Татьяна Григорьевна

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация из Интернета616.62 КБ
Файл урок по сказке20.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журавль и цапля. Русская народная сказка

Слайд 3

Летела сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза v неё как плошки, не видят ни крошки! Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Слайд 5

Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые, сине-алые и жёлто-серые. Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Слайд 7

Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть". Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: "Ведь уродился же неуклюжий какой!"

Слайд 9

Тем временем надумался журавль: "Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока". Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом - хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит - хвост увязнет- насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает: -А дома ли сударушка-цапля?

Слайд 11

- Здесь она. Что надо? - ответила цапля. -Иди за меня замуж, - сказал журавль. -Как не так, пойду за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь! Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул, да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Слайд 13

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: "А что ж; и вправду для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком , ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить". Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит: -Журавль, я иду за тебя!

Слайд 15

-Нет, цапля, - говорит ей журавль, - уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла! Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит: -Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя. А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём хочет.

Слайд 17

-Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, - повторил журавль. -Ты берёшь, да я не иду, - отвечала она. Нечего делать, пошёл опять журавль домой. "Этакая нравная, - подумал он, - теперь ни за что не возьму её!" Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону г де цапля живет. А та опять передумала: "Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него".

Слайд 19

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит - клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит: - Журонька , послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ: - Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт. - Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Слайд 21

Думал, думал журавль, да опять пожалел, для чего ему было не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит - клюв увязит, а клюв вытащит - хвост увязнет. Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Слайд 23

Использованные интернет-ресурсы http://printonic.ru/kartinki/skazki/guravl-i-tsaplya/item-13671/ https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post349638907



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №18 Центрального района

Санкт-Петербурга

Конспект урока чтения  

Журавль и цапля.

Русская народная сказка 

                                                                                                            Составитель: Титова Т.Г.

Санкт-Петербург

2019 /2020 учебный год

Дата проведения: 10.09.2019

Класс:  7 класс.

Количество учащихся: 11 учеников.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: развитие коммуникативной функции речи на материале литературного текста.

Задачи:

образовательные:

- закрепить знания учащихся об УНТ (устном народном творчестве), в частности  о сказках;

- познакомить с новой русской сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения;

коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать внимание и мышление учащихся;

- пополнять  активный и пассивный словарный запас;

- развивать связную речь семиклассников;

воспитательные:

-воспитывать любовь к УНТ;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, учебники (тексты), карточки № 1, № 2 с пословицами, карточки с алгоритмом рассуждения, иллюстрациями к сказке, словарь на доске (новых и непонятных слов), карандаши, ручки, дневники.

План урока:

  1. Орг. момент - 1 мин
  2. Повторение  - 5 мин
  3. Вхождение в тему -4 мин
  4. Изучение нового материала- 10  мин

Физкультпауза 2 мин

  1. Закрепление - 10  мин
  2. Домашнее задание - 5
  3. Итог урока -3  мин
  4. Оценка - 2 мин

Ход урока:

Этапы

Содержание этапов, рефлексия.

Деятельность:

учитель-ученик

ученик-учитель

ученик-ученик

УУД

Универсальные

учебные

действия

I.  

Орг.момент

Проверка готовности, настрой:

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее –

Начнем урок!

Учитель

Саморегуляция Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

II. Повторение

 (работа по карточке №1)

Мы продолжаем знакомится с русскими народными сказками.

Кроме народных, какие еще могут быть сказки? (авторские или литературные).

Стрелочкой соедините нужные части и выражения на карточке.

Ученики выполняют работу

Актуализация знаний

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

III. Вхождение в тему

Как еще мы можем условно поделить все сказки? (бытовые, волшебные, о животных и птицах).

Какую куда можно отнести?

А почему мы в школе изучаем УНТ? Ведь сказки читают малышам? Они нас чему-нибудь учат?

На доске названия разных сказок: «Теремок», «Золотые руки», «Репка», «Лиса и Волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «журавль и Цапля»

Ученик у доски – остальные устно

ученики

Целеполагание.

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

IV. Изучение нового материала.

- Объявление темы и цели урока;

- Чтение сказки учителем и рассматривание рисунков,  с использованием презентации    (проверка восприятия);

- речевая разминка (быстрое проговаривание: «Это присказка, не сказка, сказка будет впереди», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

- Объяснение значения непонятных слов: сватовство(посвататься), верста (семь верст), несолоно хлебавши.

- Чтение сказки из учебника  учащимися по абзацам (по ролям).

Почему птицы отказывают друг другу.

Чему они нас учат?

- карточка с алгоритмом рассуждения: (Журавль не понравился цапле, потому что у него…)

(«Цаплю обидел ответ журавля…)

(«Несолоно хлебавши» заменить на другое…)

Учитель

Учитель

Ученики

на доске – слова,

на столе – словарь

ученики

учитель - ученик

Самостоятельное выделение в тексте новых понятий и терминов

Коррекция – внесение необходимых дополнений

Физкультпауза: изобразить цаплю, журавля

V. Закрепление пройденного

- Повторное чтение (внимание на каждой тон каждой птицы, когда она просит и когда отказывает)

- Анализ содержания (работа с карточкой №2, где записаны три пословицы, которые нужно воссоединить и выбрать подходящую к нашей сказке)

(Сначала подумай, потом говори).

Лучшими учениками

Ученики  (можно группами)

Структурирование знаний

VI. Домашнее задание

Придумайте положительный конец сказке.

Ученик – дневник

установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство

VII. Итог урока

Чему-нибудь мы научились у наших героев? (уважать, терпеть)

Что бы могли посоветовать нашим героям? (меняться)

Это совет только птицам? (и нам, людям).

учитель - ученик

Рефлексия   деятельности

VIII. Оценка

Самооценка

Ученик-дневник-учитель

Контроль и оценка процесса и результатов

Использованные интернет-ресурсы

http://printonic.ru/kartinki/skazki/guravl-i-tsaplya/item-13671/

https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post349638907


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

Открытый урок "Истоки русской народной песни"

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми. Развитие ...

«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»

В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования  исполнительской культуры школьников....

технологическая карта урока изо русская народная вышивка 5 класс

технологическая карта к уроку изо "Русская народная вышивка" программа Неменский с учетом ФГОС...