Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету коррекционные курсы "Предметно-практические действия" 1-4 классов, вариант 9.2
    рабочая программа

    Попова Наталья Викторовна

    Рабочая программа по предмету коррекционные курсы "Предметно-практические действия" 1-4 классов,  вариант 9.2

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ppd_2variant_predmetno-prakticheskie_deystviya.doc368 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    Сахалинской области

    «Школа - интернат «Радуга»

    Согласовано                                                                                                          «Утверждаю»:

    Межпредметным МО                                                                                        Директор ГКОУ

                                                                                                               «Школа-интернат «Радуга»

    Протокол №_____                                                                         __________ И.А. Тисовская      от ______________

                                                           

    ФГОС  УО (ИН)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

    КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ:

    «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

    1 - 4 КЛАСС

    Вариант 9.2

    (Срок реализации 4 года)

    Программу составил:

    учитель начальных классов

    Н.В. Попова

     

    Смирных

    2019г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по курсу «Предметно – практические действия» создана на основе:

    • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 12 2014 г. №1599.
    • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат «Радуга» (Вариант 9.2).
    • Примерной рабочей программы для 1-го дополнительного и 1-го классов по учебному предмету для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    • Учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (0), 1- 4 классы Вариант 9.2

    Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в  АООП в варианте 9.2.  

    Цели коррекционного курса:

    1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
    2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности,  формирование внутренний позиции школьника
    3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи  в связи с практической деятельностью.
    4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

    Задачи:

    Предметные:

    • освоение простых действий с предметами и материалами;
    • развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
    • формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.

    Личностные:

    • формирование положительного отношения к обучению и труду;
    • развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
    • формирование положительных качеств личности.

    Коррекционные:

    • корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
    • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

    Социальные:

    • овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
    • развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.


    Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

    В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 9.2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 9.2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. 

    Личностные результаты:

    Минимальный уровень: 

    • Формирование минимального  интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру.
    • Овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
    • Минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
    • Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

    Достаточный уровень: 

    • Формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
    • Овладение  навыками предметно-практической деятельности как       необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
    • Владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
    • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
    • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
    • Потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

    Предметные результаты:

    Минимальный уровень: 

    • Освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами.
    • Использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал, бумага, картон, нитки, ткань).
    • Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
    • Уметь захватывать и удерживать предмет;
    • Уметь сминать лист бумаги;
    • Уметь открывать емкости для хранения;
    • Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
    • Уметь погружать руки в сухой бассейн;
    • Уметь доставать из сухого бассейна предметы;
    • Уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
    • Уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

    Достаточный уровень: 

    • Освоение простых действий с предметами и материалами.
    • Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
    • Умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
    • Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
    • Уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
    • Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
    • Уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
    • Уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
    • Рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
    • Выполнять последовательно организованные движения;
    • Играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
    • Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
    • Уметь погружать руки в сухой бассейн ;
    • Уметь доставать из сухого бассейна предметы;
    • Уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
    • Уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
    • Уметь сортировать крупы (3 вида);
    • Складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
    • Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек. Разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
    • Играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.).
    • Узнавать материалы на ощупь, по звуку.
    • Наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
    • Играть с конструктивными материалами.

    Общая характеристика учебного предмета

    Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

    Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

    Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

    На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.      Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

    В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.

    Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни.

    Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями обучающихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.

    Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.

    Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:

    «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 9.2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

    Количество часов в неделю

    Количество недель

    Всего за год

    1 класс

    1ч.

    33

    33 ч.

    2 класс

    1ч.

    34

    34 ч.

      3 класс

    1ч.

    34

    34 ч.

    4 класс

    1ч.

    34

    34 ч.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Содержание курса  1 года состоит из следующих разделов:

    1. «Действия с материалами».

    2. «Действия с предметами».

    Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

    Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

    Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

    1.Формирование временных представлений (день – ночь).

    2. Формирование количественных представлений (один – много), нахождение одинаковых предметов.

    3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).

    4. Формирование представлений о форме (круг).

    5. Формирование пространственных представлений (вверху – внизу).

    6. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).

    Содержание курса 2 года состоит из следующих разделов:

    1. «Действия с материалами».

    2. «Действия с предметами».

    Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

    Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

    Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

    1.Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).

    2. Формирование количественных представлений. Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6»).

    3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «Длинный-короткий».

    4. Формирование представлений о форме «Квадрат» (круг (повтор) →квадрат).

    5. Формирование пространственных представлений «Середина».

    6. Формирование пространственных представлений «Поровну», «Больше-меньше».

    Содержание курса 3 года состоит из следующих разделов:

    1. «Действия с материалами».

    2. «Действия с предметами».

    Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

    Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

    Коррекционные направления:

    1. Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).

    2. Формирование количественных представлений. Числа и цифры « 0 1 2 3 4 5 6».

    3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой, широкий-узкий».

    4. Формирование представлений о форме «квадрат круг треугольник».

    5. Формирование пространственных представлений «впереди, позади, сбоку, посередине».

    6. Формирование пространственных представлений «поровну», «больше-меньше».

    Содержание курса 4года состоит из следующих разделов

     Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать

    материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

    Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

    Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

    1.Действия с предметами, материалами, формирование игровых действий «Конструирование».

    2. Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».)

    3. Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме».

    4. Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине «Сравнение по величине».

    5. Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения».

    6. Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года».

    Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

    Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

    Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

    Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Для этого в содержание основных разделов  включаются задания  следующей тематики:

    • «Конструирование»;
    • «Работа с мозаикой»;
    • «Работа с пластическими материалами»;
    • «Работа с бумагой и фольгой»;
    • «Работа с нитками и тканью»;
    • «Работа с природными материалами»;

    Задания данных подразделов отражают предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривают развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

    Каждый подраздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

    Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:

    собирание листов бумаги, монет;

    открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками;

    пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком;

    набирание ложкой сахара (крупы);

    опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия;

    нанизывание колец на штырь;

    нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур;

    нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание;

    складывание трех составной матрешки.

    Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

    выбор предметов различной длины для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте (достать мяч из-под шкафа, дивана);

    использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери.

    Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3).

    Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение собственных вещей, учебных принадлежностей, предметов личного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке.

    Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук.

    Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем».

    Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

    Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.

    Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера).

    Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы.

    Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).

    Чередование предметов через один элемент:

    по цвету (красный — синий — красный — синий);

    по форме (шар — куб — шар — куб);

    по размеру (большой — маленький — большой — маленький).

    Выкладывание их в ряд.

    Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий).

    Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.

    Конструирование

    Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним: ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка башни из 2—4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула, дивана, кровати). Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя («Комната для куклы»).

    Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница. Накладывание счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя.

    Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу:

    постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету;

    постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом;

    постройка дорожек, заборов из различного по форме материала;

    постройка поезда, автомобиля.

    Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.

    Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.

    Складывание разрезных картинок из 5—7 частей разных форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.

    Работа с мозаикой

    Выкладывание по подражанию и по образцу:

    прямого длинного ряда из одноцветной мозаики;

    двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов;

    чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный — синий);

    Выкладывание узоров с соблюдением цвета:

    «Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный);

    «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент);

    «Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых);

    «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета).

    Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный — два синих — красный и т. д.).

    Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный — зеленый — белый и т. д.).

    Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат.

    Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу:

    букет из трех цветов разного цвета на стеблях;

    дом с крышей и трубой;

    елочка;

    снежинка;

    коврик.

    Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)

    Формование пластических материалов различными формами. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Лепка по образцу и самостоятельно изделий.

    Освоение новых способов лепки.

    Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты.

    Сплющивание шара между ладонями. Лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание выполняемых действий.

    Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце.

    Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.

    Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы.

    Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Обыгрывание ситуаций с использованием данных поделок.

    Освоение приемов размазывания и надавливания совместно с учителем:

    надавливание на пластилиновый шарик для прикрепления его к основе (доска, картон);

    размазывание пластилина по поверхности, контуру (солнышко, туча, дождик);

    дополнение пластилиновой картинки мелкими деталями (белые точки на шляпке мухомора, яблоки на дереве, точки на спине у божьей коровки).

    Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов и инструментов.

    Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить. Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью учителя.

    Анализ образца изделия с помощью учителя.

    Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др.

    Лепка знакомых букв (цифр). Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.

    Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание;

    простейшее оттягивание небольших деталей (клюв). Создание пластилиновых картин.

    Резание шара ниткой на две половинки.

    Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин). Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик.

    Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина с фруктами».

    Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками.

    Работа с бумагой и фольгой

    Упражнения с бумагой и фольгой:

    сгибание листа пополам;

    складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии;

    разглаживание листа от центра к краю;

    разрывание бумаги, фольги по сгибу.

    Изготовление закладки из цветной бумаги путем сгибания.

    Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету.

    Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей, включение в несложные композиции. Предметная аппликация из готовых форм: «Скворечник», «Веселый снеговик», «Подводное царство» и др.

    Изготовление из бумаги стола, скамейки (без применения клея), елочных украшений. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета и размера, кубики, столбики, колбаска, лепешка (монетка), колечко (из колбаски), украшения для новогодней елки и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали;

    разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами.

    Узнавание, различение, называние инструментов для работы с бумагой (фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка, шаблоны.

    Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой, конверт, письмо-треугольник, пакетик для семян.

    Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей), скамейка, корона и т. д. Обыгрывание ситуаций с использованием поделок под руководством учителя.

    Назначение клеевого карандаша. Приемы наклеивания клеевым карандашом:

    размещение деталей наклеиваемой стороной вверх; правильное держание клеевого карандаша; равномерное нанесение клея на наклеиваемую деталь; размещение детали на листе наклеивания; прижимание и приглаживание детали тряпочкой. Наклеивание с использованием клеевого карандаша готовых геометрических фигур на закладки, коробки. Наклеивание простых готовых форм на контур.

    Аппликация с наклеиванием: «Елочки», «Желуди», «Тучки», «Подсолнухи».

    Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из одной (двух) готовых частей.

    Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: флажки из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, елочные украшения.

    Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

    Приемы резания:

    держание заготовки одной рукой;

    правильный захват ножниц пальцами второй руки;

    широкое разведение лезвий ножниц и неполное их сведение.

    Резание бумаги (фольги) по прямой линии.

    Вырезание полос по предварительной разметке педагога.

    Резание полосы бумаги (фольги) на квадраты и прямоугольники.

    Резание квадрата на треугольники по разметке педагога.

    Изготовление геометрического материала.

    Работа с нитками и тканью

    Действия с тканью:

    складывание в коробку, мешок;

    заворачивание в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы;

    укрывание (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища.

    Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Сортировка (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету.

    Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок.

    Скручивание нескольких толстых ниток в одну.

    Изготовление изделий из толстых ниток:

    шнурок для закрепления волос;

    поясок;

    ручки для сумки.

    Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента. Использование ткани в качестве предметов быта: салфетки, скатерть, покрывало, занавески (накрывание стола, застилание кровати и т. д.). Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

    Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине.

    Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон. Наматывание ниток на катушку («Кто быстрее?»). Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок»). Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета. Изготовление закладки для книг. Завязывание узелков на концах ниток. Связывание ниток. Завязывание толстых ниток бантиком. Разрезание ниток и ткани ножницами.

    Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и предметных изображений с несложным контуром через постепенно уменьшающиеся отверстия в картоне. Использование различных видов застежек на ткани.

    Аппликация из ниток: «Осенний лес».

    Работа с природным материалом.

    Закрепление правил поведения на экскурсии в природу. Экскурсия в лес (парк) с целью сбора природных материалов. Сбор, сортировка по форме, размеру природных материалов с

    помощью учителя. Участие в первичной обработке природных материалов. Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя, крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение.

    Экскурсии на выставки работ из природных материалов. Предметная аппликация без наклеивания: «Осенние листья», «Узор из семян».

    Охрана природы при заготовке природных материалов. Правила сбора и хранения природных материалов. Виды природных материалов, возможности их использования при изготовлении поделок.

    Первичная обработка природных материалов в процессе сбора и подготовки к хранению.

    Изготовление изделий по показу (образцу): стрекоза, бабочка (туловище из пластилина, крылья — крылатки клена);

    мышка (туловище — желудь, хвост — нитки (проволока)); паук (туловище — скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки — тонкие палочки).

    Соединение деталей с помощью пластилина.

    Предметная аппликация из сухих листьев, зерна. Размещение и закрепление поделок на подставке. Игровые действия с поделками.

    Комбинированные работы из природных материалов и пластилина

    Практическое усвоение приемов труда при совместном с учителем изготовлении:

    грибов (ножка — пластилин, шляпка — каштан); ежика (туловище из пластилина, иголки из хвои). Составление композиций: «Ежик на лесной дорожке», «Ежик и грибы».

    Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:

    сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); нанизывание колец пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец;

    нанизывание мелких бус на шнур, леску; пристегивание пластмассовых (деревянных) бельевых прищепок;

    снятие предметов со стены;

    завод механических игрушек, часов;

    опускание объемных фигур в соответствующие по форме прорези коробки, зрительно соотнося их;

    разборка и складывание трех-, четырех-, пятисоставной матрешки; умение сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по величине;

    открывание и закрывание различных кранов до упора;

    наполнение сосудов водой;

    перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на другое;

    полив комнатных растений.

    Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия:

    выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда.

    Сортировка предметов по их назначению.

    Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).

    Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4.

    Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.

    Действия с предметами разного цвета:

    определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд;

    нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.

    Действия с предметами разной формы:

    формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат);

    различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы;

    выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.

    Действия с предметами разной величины:

    узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий);

    нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару;

    составление сериационного ряда из трех предметов по размеру (самый большой — немного меньше — самый маленький);

    составление сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный — короче — самый короткий);

    подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).

    Календарно - тематическое планирование ППД

    1класс (вариант 9.2)

    I четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    Собирание листов бумаги и укладывание в папку.

    Действия с предметами.

    Листы белой бумаги. Папки.

    Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров).

    Действия с предметами.

    Сортировка листов цветного картона, бумаги по цвету (размеру). Раскладывание их в коробки, веерки, стаканы соответствующего цвета (размера).

    Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы.

    Действия с предметами.

    Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).

    Действия с сыпучими продуктами.

    Действия с материалами. Крупа. Банки с крышками. Ложки. Набирание ложкой крупы, пересыпание из одной емкости в другую.

    Собираем пирамидку.

    Действия с предметами.Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета (одной, двумя руками).

    Действия с крупными бусинами.

    Действия с предметами.

    Нанизывание крупных бусин на проволоку, шпагат, тонкий шнур.

    Действия с бусинами средней величины.

    Действия с предметами.

    Нанизывание средних бусин на проволоку, шпагат, тонкий шнур.

    Действия с мелкими бусинами.

    Действия с предметами.

    Нанизывание мелких бусин на проволоку, шпагат, тонкий шнур.

    Собираем браслет.

    Действия с предметами.

    Нанизывание бусин разной величины в определенном порядке.

    ППД

    1класс (вариант 9.2)

    II четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    Чередование предметов через один элемент по цвету.

    Игра: «Веселые узоры»

    Действия с предметами.

    Красный — синий — красный — синий.

    Чередование предметов через один элемент по форме.

    Игра: «Повторяй за мной»

    Действия с предметами.

    Шар — куб — шар — куб.

    Чередование предметов через один элемент по размеру.

    Игра: «Веселые узоры»

    Действия с предметами.

    Большой — маленький — большой — маленький.

    Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.

     Игра: «Повторяй за мной»

    Действия с предметами.

    Предметы различные по цвету, форме, размеру.

    Чередование предметов через один элемент по длине.

    Игра: «Собери дорожку».

    Действия с предметами.

    Выкладывание предметов в ряд. Узнавание и различение предметов подлине (длинный — короткий).

    Упражнения в различении предметов по величине на ощупь.  Игра: «Чудесный мешочек».

    Действия с предметами.

    Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.

    Упражнения в различении знакомых предметов  на ощупь. Игра: «Чудесный мешочек».

    Действия с предметами.

    Различение на ощупь знакомых предметов. Макеты овощей, фруктов и др.

    ППД

    1класс (вариант 9.2)

    III четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    Конструирование.

    Выполнение построек из одноцветных деталей.

    Действия с предметами.

    Работа со строительным материалом. Построение домиков из деревянных (пластмассовых) деталей.

    Выполнение построек из разноцветных  деталей.

    Действия с предметами.

    Выполнение простейших построек по заданному образцу, по словесной инструкции.

    Выполнение построек из разноцветных  деталей. Самостоятельное конструирование.

    Действия с предметами.

    Свободное творчество.

    Складывание различных фигур по показу из различного материала.

    Действия с предметами и материалами.

    Счетные палочки, фасоль, крупа, пуговицы и т.п. Образцы фигур.

    Складывание из различных материалов разных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница.

    Складывание из различного материала  разных фигур по образцу.

    Складывание из различного материала.разных фигур по словесной инструкции.  

    Складывание разрезных картинок из 2—4частей, разрезанных по диагонали.

    Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2 - 16 частей, разрезанных по диагонали,

    горизонтали и вертикали, в разных направлениях с помощью учителя.

    Складывание разрезных картинок из 5—7 частей

    Складывание разрезных картинок из 8—10 частей  

    Складывание разрезных картинок из 12 -16 частей

    ППД

    1класс (вариант 9.2)

    IV четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    Работа с мозаикой. «Елочки и грибочки».

    Действия с предметами.Мозаика. Выкладывание узоров с соблюдением цвета по образцу.

    Работа с мозаикой. «Ромашка».

    Действия с предметами.

    Мозаика. Выкладывание узоров с соблюдением цвета по образцу.

    Работа с пластическими материалами (пластилин).

    «Пластилиновые бусы».

    Действия с  материалами.

    Освоение новых способов лепки. Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков.

    Лепка предметов овальной и конической формы.

    Действия с  материалами. Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.

    Работа с бумагой и фольгой.

    Действия с  материалами.Сгибание листа пополам, складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; разглаживание листа от центра к краю, разрывание бумаги, фольги по сгибу.

    Изготовление из фольги объемных и плоских предметов.

    Действия с  материалами.Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного размера, кубики, столбики, колбаска.

    Работа с нитками. Наматывание ниток на картонку, катушку.

    Действия с  материалами. Виды ниток. Отматывание, обрывание, отрезание ножницами, наматывание ниток на картонку, катушку.

    Работа с нитками. «Цветные полосы»

    Наматывание цветных ниток на картонку.

    Действия с  материалами.Наматывание цветных ниток в виде цветных полосок.

    ППД

    2класс (вариант 9.2)

    I четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Вводный урок. Правила поведения на уроке.

    Игра: «День-ночь».

    Действия с предметами, материалами, временные представления «Части суток» (утро, день, вечер, ночь).

    Показывать на картинке день и ночь, соотносить слово с картинкой. Выбирать, подавать нужную картинку.

     2.

    «Режим дня (что мы делаем утром, днем, вечером, ночью)».

    3.

    Сравнение предметов по длине.

    Игра «Подберем шнурочки»

    Действия с предметами, материалами, представления о величине, противоположные величины

     «Длинный - короткий»

    4.

    Сравнение предметов по длине.  

    Игра  «Чья дорожка длиннее?»

    5.

    Сравнение предметов по форме.

    Игра «Построим домики».

    Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг, квадрат»

    6.

    Сравнение предметов по форме.

    Игра «Составь фигуру»

    7.

    Сравнение предметов по цвету.

    Игра «Найди такую же»

    Действия с предметами, материалами, представление о цвете.

    8.

    Сравнение предметов по цвету.

    Игра «Игрушки на елку».

    9.

    Сравнение предметов по цвету, форме, размеру.

    Игра «Чудесный мешочек»

    Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; выделять предметы в различные совокупности.

    ППД

    2класс (вариант 9.2)

    II четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Числа и цифры.

    Игра: «Магазин игрушек»

    Действия с предметами, материалами, количественные представления.

    Сравнивать предметы по количеству. (0 – пусто, «Счет от 0 до 6») Соотносить цифры с предметами. Обводить по точкам цифры.

    2.

    Числа и цифры.

    Игра: «Обведи по точкам»

    3.

    Числа и цифры.

    Игра: «Заштрихуй цифру»

    4.

    Числа и цифры.

    Игра: «Найди  цифру»

    5.

    Числа и цифры.

    Игра: «А ну-ка посчитай!»

    6.

    Числа и цифры.

    Игра: «Соедини точки».

    7.

    Числа и цифры.

    Игра: «Что нарисовано?» (раскраска по цифрам)

    ППД

    2класс (вариант 9.2)

    III четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Пространственные представления «Середина».

    Игра:         «Мяч бросаем мы в корзину»

    Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Середина». Исследовать ситуации, требующие ориентировки в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги.

    2.

    Пространственные представления «Середина».

     Игра:  «Кто, где сидит»;

    3.

    Пространственные представления «Середина». Игра: «Найди фигуру»

    4.

    Пространственные представления «Середина». Игра: «Варежки»

    5.

    Впереди, позади. Вверху, внизу. Игра: «Машинка едет через ворота»

    Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Впереди, позади. Вверху, внизу».

    Исследовать ситуации, требующие ориентировки в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги

    6.

    Впереди, позади. Вверху, внизу. Игра: «Машинка едет по дорожке»

    7.

    Впереди, позади. Вверху, внизу. Игра: «Собери цветочки»

    8.

    Впереди, позади. Вверху, внизу. Игра: «Найди пропажу»

    9.

    Числа и цифры.

    Игра: «А ну-ка посчитай!»

    Действия с предметами, материалами, количественные представления.

    Сравнивать предметы по количеству. (0 – пусто, «Счет от 0 до 6») Соотносить цифры с предметами. Обводить по точкам цифры.

    10

    Числа и цифры. Игра: «Что нарисовано?» (раскраска по цифрам)

    ППД

    2класс (вариант 9.2)

    IV четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше». Игра:  «Магазин игрушек»;

    Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше»

    2.

    Пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше». Игра:  «Пришиваем пуговки»;

    3.

    Пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше». Игра:  «Бабочки-цветочки».

    4.

    Широкий и узкий. Сравнение  предметов. Игра: «Магазин игрушек»

    Действия с предметами, материалами, представления о величине, противоположные величины: «Широкий и узкий».

    Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур. Описывать свойства геометрических фигур. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур

    5.

    Широкий и узкий. Сравнение  предметов.

    Игра: «Найди и покажи»

    6.

    Числа и цифры.

    Игра: «А ну-ка посчитай!»

            Действия с предметами, материалами, количественные представления.

    Сравнивать предметы по количеству. (0 – пусто, «Счет от 0 до 6») Соотносить цифры с предметами. Обводить по точкам цифры.

    7.

    Числа и цифры. Игра: «А ну-ка посчитай!», «Что нарисовано?» (раскраска по цифрам)

    8.

    Числа и цифры. Игра: «А ну-ка посчитай!», «Что нарисовано?» (раскраска по цифрам)

    ППД

    3 класс (вариант 9.2)

    I четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Вводный урок. Правила поведения на уроке

    Разбор правил поведения на уроке

    2.

    День-ночь. Части суток. Игра: «День-ночь»

    Показывать на картинке день и ночь, соотносить слово с картинкой. Выбирать, подавать нужную картинку, часть картинки

    3.

    Утро-вечер. Части суток. Игра: «День-ночь»

    Показывать на картинке день и ночь, соотносить слово с картинкой. Выбирать, подавать нужную картинку, часть картинки

    4.

    Широкий и узкий. Сравнение  предметов. Игра: «Найди и покажи»

    Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; выделять предметы в различные совокупности

    5.

    Треугольник. Игра: «Подбери по форме»

    Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур из палочек. Описывать свойства геометрических фигур. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур

    6.

    Столько же, больше, меньше. Игра: «Строим дом»

    Сравнивать предметы по количеству. Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как расположение в пространстве        

    7.

    Столько же, больше, меньше. Игра: «Разложи карандаши»

    Сравнивать предметы по количеству. Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как расположение в пространстве

    8.

    Вверху, внизу. Игра: «Самолеты на листочках»

    Исследовать ситуации, требующие ориентировки в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги

    9.

    Впереди, позади, сбоку. Вверху, внизу

    Исследовать ситуации, требующие ориентировки в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги

    ППД

    3 класс (вариант 9.2)

    II четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Треугольник. Игра: «Посылка»

    Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур. Описывать свойства геометрических фигур.

    Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.

    2.

    Больше, меньше. Сравнение предметов (кубики, мячи, карандаши)

    Исследовать ситуации, требующие сравнения предметов, их упорядочения

    Изготавливать (конструировать) модели геометрической фигуры треугольник.

    3.

    Чертеж линий по линейке.

    Учить пользоваться линейкой

    4.

    Понятие «столько же». Игра: «Сделай как я»

    Исследовать ситуации, требующие сравнения предметов.

    5.

    Игра «Волшебный мешочек» (крупные предметы)

    Учить тактильно определять крупные предметы

    6.

    Игра «Волшебный мешочек» (мелкие предметы)

    Учить тактильно определять мелкие предметы

    7.

    Игра «Ассоциации»

    Учить подбирать картинки по образцу, ассоциируемые с предметом

    ППД

    3 класс (вариант 9.2)

    III четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Сбор мозаики из трех цветов по образцу

    Учить собирать мозаику из трех цветов по готовому образцу

    2.

    Сбор мозаики из четырех цветов по образцу

    Учить собирать мозаику из четырех цветов по готовому образцу

    3.

    Работа со счетными палочками

    Учить составлять простые фигуры из счетных палочек по готовому образцу.

    4.

    Нанизывание предметов на стержень

    Нанизывание предметов (большие и средние бусины, макароны) на стержень.

    5.

    Нанизывание предметов на шнур

            Нанизывание предметов (большие и средние бусины, макароны) на шнур

    6.

    Сбор предметов из деревянного конструктора

    Сбор предметов из деревянного конструктора с помощью педагога, по образцу.

    7.

    Сбор предметов из конструктора «Лего» по образцу.

    Сбор предметов из конструктора «Лего» с помощью педагога, по образцу.

    8.

    Сбор предметов из конструктора «Лего» по образцу.

    Сбор предметов из конструктора «Лего» с помощью педагога, по образцу.

    9.

    Сбор предметов из конструктора «Лего». Свободное конструирование

    Сбор предметов из конструктора «Лего» по замыслу детей.

    10

    Сбор предметов из конструктора «Лего». Свободное конструирование

    Сбор предметов из конструктора «Лего» по замыслу детей.

    ППД

    3 класс (вариант 9.2)

    IV четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Треугольник, квадрат. Игра: «Обведи по точкам»

    Учить правильно держать карандаш, соединять точки поочередно.

    2.

    Треугольник, квадрат. Игра: «Заштрихуй фигуру»

    Учить правильно держать карандаш, рисовать ровные линии в определенном направлении.

    3.

    Игра «Пазлы».

    Учить собирать пазлы по образцу.

    4.

    Игра «Найди фигурки». Использование фасоли

    Учить находить и узнавать предметы в емкости с фасолью

    5.

    Понятие «поровну». Игра «Подели конфеты», «Раздай карандаши»

    Исследовать ситуации, требующие понятия определения «поровну». Использовать   терминологию в речи при действиях с предметами  

    6.

    Шнуровки

    Учить шнуровать разными способами

    7.

    Пересыпание песка из одной емкости в другую поровну

    Учить пересыпать песок из одной емкости в другу. Сравнивать свой результат, и результат учеников.

    8.

    Переливание воды из одной емкости в другую поровну.

    Игра «Рыбалка»

    Учить переливать воду из одной емкости в другу. Сравнивать свой результат, и результат учеников.

    Учить понимать и выполнять простые инструкции: «Поймай серую, большую рыбку»…

    ППД

    4 класс (вариант 9.2)

    I четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Занятие с деревянным строительным материалом: «Дома для матрешек».

            

    Действия с предметами,

    материалами,

    формирование игровых действий «Конструирование».

    Деревянный  строительный материал.

    2.

    Занятие с деревянным строительным материалом: «Дорожки».

    3.

    Занятие с деревянным строительным материалом: «Мебель».

    4.

    Занятие с деревянным строительным материалом: «Поезд».

    5.

    Занятие с разрезными картинками: «Овощи».

    6.

    Занятие с разрезными картинками: «Фрукты».

    7.

    Занятие с разрезными картинками: «Игрушки».

    8.

    Занятие с мягкими пазлами:

    «Домик».

    9.

    Занятие со счетными палочками:

    «Звезды».

    ППД

    4 класс (вариант 9.2)

    II четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Занятие с картинками и предметами: «Яблоки созрели».

    Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».)

    Предметные картинки.

    Предметный счетный материал.

    2.

    Занятие с картинками и предметами: «Раздай тарелочки».

    3.

    Занятие с картинками и предметами: «Дно морское».

    4.

    Занятие с игрушками: «Машины перевозят груз».

    5.

    Занятие с игрушками:

    «Считалочки».

    6.

    Занятие с  пластилином:

    «Фрукты в вазе».

    7.

    Занятие по обводке и рисованию: «Ладошки».

    ППД

    4 класс (вариант 9.2)

    III четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Занятия с предметами и игрушками: «Наведем порядок»

    Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме».

            

    2.

    Занятия с «Волшебным мешочком»:  «Веселый мешочек», «Одно к одному».

    3.

    Занятия с «Волшебным мешочком»: «Узнай фигуру», «Найди пару»

    4.

    Занятия по обводке и рисованию: «Крыша для дома», «Кирпичики на стройку».

    5.

    Занятия по обводке и рисованию: «Лишняя фигура», «Все смешалось».

    6.

    Занятия с конструктором, предметами, игрушками: «Овощной магазин».

    Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине «Сравнение по величине».

    7.

    Занятие с «Волшебным мешочком»: «Что там?»

    8.

    Занятие с кубиками:

    «Башня из кубиков»

    9.

    Занятия с карточками и панно: «Лесная поляна».

    Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения».

    10

    Занятия с карточками и панно: «Добрый доктор Айболит».

    ППД

    4 класс (вариант 9.2)

    IV четверть

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Дата

    Тип урока

    Содержание, оборудование

    1.

    Занятия по обводке и рисованию:  «Такие разные игрушки».

    Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения».

    2.

    Занятия по формированию представления о «схеме собственного тела»: «Зеркало».

    3.

    Занятия по формированию представления о «схеме собственного тела»: «Право-лево»

    4.

    Занятия по расположению объектов в окружающем пространстве относительно друг друга: «Гости пришли».

    5.

    Занятия по ориентировке в двумерном пространстве:«Елочки на полянке»,

    6.

    Занятия с пластилином:

     «Пасхальные яйца».

    Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года».

    7.

    Занятия с карточками: «Одежда по сезону», «Одень куклу на прогулку».

    8.

    Занятия с карточками: «Подбери пару».

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

    Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

    Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

    Адаптированная  рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса  с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

    Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

    Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) ...

    Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант

    Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования об...