Основные методы олигофренопедагогики как науки
материал

Мышко Екатерина Валерьевна

Основные методы олигофренопедагогики как науки.

 

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_metody_oligofrenopedagogiki_kak_nauki.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы олигофренопедагогики как науки

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые можно условно разделить на 3 блока:
1.
Медицинские науки помогают увидеть биологические причины умственной отсталости, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его образовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.
2.
Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов. К этому блоку относятся общая психология, возрастная психология, специальная психология, олигофренопсихология.
3.
Педагогические науки определяют цели, задачи, принципы, содержание обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. К этим наукам относится общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика.

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи

  • Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
  • Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
  • Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с   нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
  • Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
  • Разработка моделей педагогической помощи и сопровождения детей, подростков и молодых людей с нарушением интеллекта в процессе их социализации.

Основные методы олигофренопедагогики как науки.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

  • Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
  • Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

  • Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

  • Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.

  • Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

  • Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:
  • теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
  • методический - разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;
  • собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;

аналитический - количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Основные методы решения задач на смешивание растворов

Математика многообразна и многогранна. Существует ряд ситуаций, когда при изучении какой-либо темы по физике, химии, биологии и т.д. затрагиваются понятия математики, например, суще...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...

Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку...