Конспект занятия по ФП и РСВ (ученица 1-го класса, состояние слуха-глухота)
план-конспект

Полозова Оксана Анатольевна

Принципиальное значение в системе обучения глухих детей устной речи придается развитию речевого слуха, т.е. способности воспринимать речь на слух (с использованием электроакустической аппаратуры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisitsyna_r.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30

Имени К.А. Микаэльяна»

Технологическая карта индивидуального занятия по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения)

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для глухих обучающихся

с учащейся 1 «Г» класса

учителя-дефектолога

Полозовой Оксаны Анатольевны

Москва 2020 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Развитие речевого слуха и произносительной стороны речи.

Тема

Работа над ритмико- итонационной структурой речи. Автоматизация звука «В». Текст «Весна».

Цель

Закреплять умение воспроизводить трехсложные слова с ударением; закреплять умение воспроизводить в речевом материале правильное произношение звука «В».

Восприятие текста «Весна» с использованием ИСА.

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- формирование и развитие внятной устной речи;

- автоматизация звука «В», с использованием элементов   фонетической ритмики;

- работа над словесным и логическим ударением;

- слитное произношение слов и коротких фраз;

- различение текста и выяснение его понимания;

- развитие абстрактного мышления;

- работа над грамматическим строем речи.

Образовательные

- учить вести диалог по схемам предложений;

- учить подбирать лексику в зависимости от цели высказывания.

Воспитательные

- воспитывать навыки сотрудничества;

- воспитывать навыки самоконтроля учащегося.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные

Предметные

Личностные

- способности принимать и выполнять учебную задачу;

- готовность осуществлять речевые действия;

способности воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию;

- выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

- различать опознавать и распознавать на слух знакомый по значению и необходимый на уроках и во внеурочном общении речевой материал;

- умения воспринимать и анализировать поступающую информацию;

- воспроизводить звуковую и ритмико- интонационную структуры речи; использовать приемы самоконтроля произносительной стороны речи; применять невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику)

- мотивация овладения устной речью, устной коммуникацией с неслышащими и со слышащими людьми;

- желание и умения пользоваться звукоусиливающей

аппаратурой включая ИСА;

- применение приобретенного опыта в восприятии и воспроизведении устной и внеурочной деятельности;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Метапредметные связи

Оборудование, ресурсы

Формы работы

Дефектологическое занятие + развитие речи; русский язык и чтение, окружающий мир, музыкально- ритмические занятия, фонетическая ритмика, математика

таблички, карточки с заданиями, слайды по теме «Весна», видеосюжеты

Индивидуальная.

Организационная структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап № 1. Работа над произношением

Орг.момент: предъявляется выученный пестрый материал на слух с ИСА

Как дела?

- Как ты слышишь?

 (учитель проверяет работу ИСА)

- В каком классе ты учишься?

- Как тебя зовут?

- Назови весенние месяцы.

- Повтори:

Март – первый месяц весны.

Март, апрель. Май – весенние месяцы.

- Будем хорошо говорить звук «В__»!

Артикуляционная гимнастика на звук «В» («Шарик, надуй щеки- и другие)- выполняется перед зеркалом.

Посмотри, прочитай, повтори:

ТАтата – это ритм.

Будем хлопать (учитель с учеником хлопают, топают и проговаривают, используя речевой тренажер «ИНТОН»)

 СЛОВА

Дев_очка - ТАтата

В_идела - ТАтата

Делала - ТАтата

Бросила - ТАтата

Плакала - ТАтата

РИТМ-ТАтата

Подбери слова на тот ритм

Читаем, проговариваем, контролируем произношение звуков, работаем над словесным ударением и слитным произнесением слов.

Прочитай словосочетания. Выдели ударение. Повтори еще раз. Подбери к словам ритм. (Подбери к ритму слова).

Девочка – ТАтата

Девочка – делала - ….

Девочка – бросила - …..

Девочка – плакала - ……

Контролируем правильное произношение звука «В___»

Слушает учителя, повторяет, отвечает на вопросы.

Выполняет задания.

Слушает, повторяет, выполняет задание с движениями фонетической ритмики

Выполняет задания.

Подбирает слова: девочка, бросила, видела, бегала, прыгала ….

Выполняет задание, произносит с движениями все фразы сопряженно и самостоятельно.

Этап № 2. Работа по развитию слухового восприятия.

Картинки, видеосюжет, чтение текста на слух:

ВЕСНА.

Пришла весна. (что сделала? + что?)

Тает снег.  ( что делает?  + что?)

Появились цветы. (что сделали? + что?)

Ярко светит солнце.  (как? + что делает? + что?)

Прилетают птицы. (что делают? + кто?)

Работа с табличками, картинками, схемами; анализируем ритмический рисунок данного текста (работа с «Интоном-М»: обращаем внимание на шкалу основного тона, на шкалу силы голоса, использование вибратора)

таТА  

таТА  таТА

ТАта  ТА

татаТАта  таТА

ТАта ТАта ТАта

татаТАта ТАта

ВЕСНА.

Пришла весна.

Тает снег.

Появились цветы. Ярко светит солнце. Прилетают птицы.

Вопросы:

  1. Какое время года наступило?
  2. Как светит солнце?
  3. Кто прилетает?

Смотрит видеосюжет.

Слушает текст, предлагает свои варианты ответов, объясняет почему она так думает.

 Проговаривает слова,фразы , которые услышала. (таблички, картинки, схемы предложений).

Работает с речевым тренажером.

Смотрит картинки. Слушает учителя. Выбирает правильный ответ. Повторяет услышанное за учителем.

Этап № 3. Рефлексия. Итог занятия.

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, корректирование своих последующих действий.

Учитель предлагает учащемуся подвести итог занятия.

- Перечислить виды деятельности на занятии.

- Дать эмоциональную оценку изученному материалу.

Ученик оценивает свои успехи на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по психологии для учащихся 6–8-х классов «Добро и зло»

Цель:Формирование установки на толерантное поведение;  Знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность».Способствование к приобретению опыта толерантного общения....

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

План - конспект занятия по теме: "Мир вокруг нас" для 8 класса

План- конспект занятия по теме: "Мир вокруг нас" для 8 класса коррекционной школы I-II вида...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

Конспект занятия. Индивидуальное занятие по ФП и РСВ (4 класс IIотделение; состояние слуха - ГЛУХОТА!!!)

Планирование работы по раазвитию речевого слуха на индивидуальных занятиях осуществляется на основе разноуровневых программ с учетом речевого развития каждого ученика, состояния слуховой функции и про...