Д О К Л А Д НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
материал

Л.В.Михайлова

     Педагог дает определение "здоровьесберегающим технологиям", описывает основные группы здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе, представляет  опыт реализации в образовательной организации  программы "Школа-интернат - школа-здоровья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Д О К Л А Д

НА ТЕМУ:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

                                    Подготовила:   Михайлова Л.В.

   Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

                                     От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

      Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

     В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

     «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

      Под здоровьесберегающей образовательной технологией  О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

     Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая  организация  образовательного пространства  на  всех уровнях, при которой

качественное  обучение,  развитие,  воспитание   учащихся   не     сопровождается

нанесением ущерба их здоровью.

     Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями;

  образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

     Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.  Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя

    К критериям здоровьесбережения на уроке относятся:

- комфортная обстановка и гигиенические условия в классе (температурный режим, освещение класса и доски, свежесть воздуха);

- смена видов учебной деятельности (самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, рассказ, рассматривание наглядных пособий);

- средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут);

- наличие на уроке методов преподавания, способствующих мотивации к учебной деятельности  (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес  к  изучаемому  материалу  и  т.п.), активизации  инициативы  и  творческого

самовыражения самих обучающихся;

- чередование методов преподавания (словесный, наглядный и т.д.);

- место и длительность применения ТСО (в соответствии с СанПиН);

 - поза учащихся, смена поз;

- наличие места, содержания и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физминутки – тематические, танцевальные, подражательные, динамические паузы, речевая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек);

- психологический климат и эмоциональные разрядки (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм) на уроке.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

     Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

    Правило 1. Правильная организация урока.  

     Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

     Во-вторых, главной целью учителя, должно быть,  научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.  Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами:  во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.

     Правило 2. Использование каналов восприятия. 

     Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности. На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

     Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материала

доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

     Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся.     

     Экспериментально  доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.

    Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

     При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40%

35-40 минута – 10%

     Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.  Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

     3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Эти технологии должны разрабатываться и внедряться в совместной работе психологического, логопедического, медицинского, педагогического отделов после объективизация состояния здоровья детей при помощи комплексного валеологического мониторинга и  создание информационной базы данных. Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются: стимулирование познавательной активности; развитие критического мышления, навыков самоанализа; формирование умения жить в обществе, сотрудничать; развитие навыков общения и т.д. Логопедический отдел способствует коррекционному развитию сенсорных и моторных функция; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; коррекция чтения и письма. Медицинской отдел проводит ежегодную диспансеризацию с участием узких специалистов, лабораторные и клинические исследования, оказывает профилактическую помощь, проводит занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж. Педагогические приемы включают: наличие в содержательной части урока целеполагания, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и  творческого самовыражения учащихся; создание ситуации успеха на уроке.

    Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности.

     Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

     Технология проблемного обучения.

     Технология психологического сопровождения. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

      Технология ненасильственного обучения.

     Технология эффективной речевой деятельности.

     Технология диалогового обучения.

    Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущность, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

      Модульное обучение.

     4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

     Создание образовательных программ;введение учебного предмета «Валеология, здоровье и ЗОЖ» в учебный план образовательного учреждения; включение валеологических модулей в предметы;  преподавание факультативного цикла; создание системы работы по валеологичекому образованию педагогов.

    Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся  —  объем  учебной   нагрузки,   сложность  материала  должны

соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее:  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

      Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.

     На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся  и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?

       В нашей школе-интернате реализуется  программа «Школа-интернат - школа здоровья». За методологическую основу Программы взята концепция Проекта «Школа здоровья» под общей редакцией И.В. Кузнецовой, в которой определена модель здоровья воспитанников, включая здоровье физическое – совершенствование саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, здоровье социальное, включая моральное самообеспечение, адекватную оценку своего «Я», самоопределение и здоровье психическое включая развитие мышления, внутреннюю и моральную силу, побуждающую к действию.

     Цель этой программы: сохранение и укрепление психологического и социального здоровья обучающихся воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения специальной (коррекционной) образовательной программы; создание благоприятных условий для формирования здоровой личности, социальная защита детей с ОВЗ, подготовка их к самостоятельной жизни, создание возможностей для формирования основных жизненных ценностей ребенка.

     Комплексная программа включает в себя следующие направления:

1. Педагогическое направление (Цель: оптимизация системы обучения и воспитания, направленных на создание условий для обеспечения развития здоровья детей и взрослых), включающее организационно-педагогическую, коррекционно-развивающую, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу; работу по адаптации и интеграции воспитанников в социуме;

2. Физиолого-валеологическое направление (Цель: укрепление здоровья воспитанников), включающее лечебно-профилактическую, общегигиеническую и санитарно-просветительскую работу;

3. Психологическое направление (Цель: компенсация психологическими методами психолого-социальной депривации у воспитанников школы-интерната), включающее коррекционно-развивающую, психопрофилактическую работу, психологическое консультирование и сопровождение педагогической деятельности.

     Мониторинг реализации данной Программы включает:

- данные об уровне представлений обучающихся о своем здоровье, правильном питании, влияние вредных привычек на здоровье человека;

- отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;

- отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;

- анализ случаев травматизма в школе-интернате;

- статистика о динамике развития мотивации в обучении;

- контроль за организацией учебно-воспитательного процесса.

     Результаты мониторинга:

- положительные результаты экспресс-диагностики показателей здоровья обучающихся воспитанников;

- положительные результаты анализа анкет по исследованию здоровья школьников, анкет для родителей (законных представителей);

- улучшение качества обучения воспитания детей на основе адаптивной психо-эмоциональной среды и здоровьесберегающих технологий образования;

- увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой, сужение сферы противоправных действий;

- стабилизация, а затем улучшения  основных показателей здоровья детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам саморегуляции и способов укрепления здоровья;

- целенаправленная работа педагогов и учащихся по саморазвитию,

самосовершенствованию, самокоррекции на основе мониторинговых исследований резервных возможностей здоровья ребенка.

      Систематическое использование на уроках и во внеклассной деятельности здоровьесберегающих технологий являются залогом успешности всего учебно-воспитательного процесса, и, следовательно, повышения качества обучения. Применение этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно-ориентированный подходы при работе с детьми с ОВЗ. Можно смело сказать,  что успешная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию ЗОЖ дает положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают учебные занятия, активно работают на уроках и во внеурочной деятельности.

    Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

  • почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
  • что? – отбор и структура содержания;
  • как? – оптимальная организация учебного процесса; 
  • с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
  • кто? – реальный уровень квалификации учителя;
  • так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

       Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. От каждого из нас, помимо результативности коррекционной работы, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Литература:

1.  Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ авт.-сост. Безух К.Е. и др. - Волгоград: Учитель, 2011.

2.Смирнов Н.К. Здороьесберегающие образовательные технологии в современной  школе. М.,2005.

3. Современный урок в коррекционной школе/ авт.-сост. Т.И.Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2013.

4.Управление  развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ. Под.ред. Шамовой Т.И. - М.: Изд-во ООО «УП Перспектива», 2008.

5. Шклярова О.А., Шестакова Н.В. Здоровьесберегающее направление в современной школе. – М.: Изд-воООО «УП Перспектива», 2012.