Конспект урока на тему "Изменение глаголов по временам".
план-конспект урока (8 класс)

Конспект урока русского языка для обучающихся по программе VIII вида (1 вариант).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка. 8 класс, VIII вид.

Тема: Изменение глаголов по временам.

Цели:-  формировать представления о том, что глаголы употребляются в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем;

- закреплять знания о глаголе как части речи, грамматических признаках глагола, тренировать умение употреблять глаголы во времени, соответствующем контексту.

Учебник. Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение».

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы (3 уровня сложности), схема-модель «Грамматические признаки глагола».

Ход урока

Этап урока, приёмы работы над произведением

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Организационный момент

Повторение ранее изученного

Подготовка к изучению нового материала

Работа над новым материалом

Динамическая пауза

Закрепление

Активизация нового материала

Словарная работа, уточнение словаря

Самостоятельная работа

Обобщение

Домашнее задание

  Итоги урока, рефлексия

(Слайд 1. Фрагмент х/ф «Сказка о потерянном времени»)

- Назовите фильм – сказку. Что теряли герои сказки?

- Как были наказаны дети, теряющие время понапрасну?

- Мы, в отличие от героев сказки, сегодня на уроке будем находить время. Но прежде повторим всё, что знаем о глаголе (1 – 2 пункты).

 -Повторим то, что мы знаем о глаголе

(На доске алгоритм ответа)

Глагол – это …

1.Обозначает …

2.Отвечает на вопросы: ...? и ...?

3.Изменяется по .…,  .…., …

   и временам:  ………время;

                          .…..….время;

                         ………. время.

- Прочитайте слова кукушки, которые являются главной мыслью произведения.  

Слайд 2. («Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».)

- Назовите глаголы в предложении.

- Определите  грамматические признаки глаголов (число, род, лицо).

-Послушайте отрывок из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», по мотивам которой был снят фильм.

Слайд 3. (Фрагмент к/ф (монолог старика)).

 «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится

- Кому принадлежат эти слова?

- Почему Петя Зубов превратился в старика?

- Задайте вопросы к выделенным глаголам. Одинаковы ли они?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что делал?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что делаю?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что будет делать? что сделает?

(Распределение карточек со словами соответственно вопросам)

- Оказывается, у глаголов можно определить время.

- Как вы думаете, могут ли глаголы терять своё время и получать новое?

Учился – учусь – буду учиться.

Работал – работаю – буду работать.

Играл – играю – буду играть.

Вывод: один и тот же глагол можно употребить в разных временах.

Игра «Времена глаголов».

- Я называю глаголы. Если это глагол в прош. вр. – ставите руки на пояс, если в наст. вр. – поднимаете вверх, а в буд. вр. – вытягиваете вперёд.

- Прочитайте пословицы.

     Пословицы.

  1. Время не ждёт.
  2. Потерял минуту – потеряешь и час.

- Определите время глаголов в пословицах самостоятельно, опираясь на схему.

Проверка.

- Каким ребятам обычно не хватает времени ни на что: ни на выполнение домашних заданий, ни на уборку своей комнаты…

- Оказывается, режим – от фр. «управлять».

- Чем надо научиться управлять, чтобы успеть выполнить много дел в течение дня?

- Чтобы управлять временем, надо всего лишь научиться выполнять режим дня (чередование труда и отдыха в определённом порядке).

-  Опираясь на схему «Времена глаголов», составьте свой режим дня. Для этого глаголы в неопределённой форме употребите в том времени, которое указано в индивидуальной карте.

Проверка.

 

-Повторим всё, что мы знаем о глаголе

(На доске алгоритм ответа)

Глагол – это …

1.Обозначает …

2.Отвечает на вопросы: ...? и ...?

3.Изменяется по .…,  .…., …

   и временам:  ………время;

                          .…..….время;

                         ………. время.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое режим и для чего надо соблюдать режим дня?

Стр. 144 упр.191.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какими трудностями столкнулись? Поставьте себе отметку за урок.

Ответы детей

Ответ с опорой на алгоритм

Чтение пословицы со слайда

Теряет – ед.ч., 3 – лицо.

Род не определить.

Параллельное чтение с индивидуальной карты.

Пете Зубову.

Понапрасну терял время.

учился

работаю

закончится

Не ждёт – наст. вр.

Потерял – прошедш. вр.

Потеряешь – буд. вр.

Тем, которые не соблюдают режим.

Временем.

Упражнение в употреблении глаголов в форме заданного времени.

Приложение

Индивидуальная карта.  I вариант. ……………………………………………….

Тема: Изменение глаголов по временам.

I. Глагол – это ………………………………………………………………….

Обозначает …………………………………………..……………………………..

Отвечает на вопросы: ……………………..……..? …………...…….…………..?

Изменяется по ………………………,  ………………………., ………………….

и временам: -……………………………….. время;

                        ……………………………….время;

                        ………………………………. время.

  1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится
  2. Пословицы.
  1. Потерял минуту – потеряешь и час.
  2. Время не ждёт.
  3. Делу – время, а потехе – час.
  1. Режим дня.  Употреби глаголы в форме будущего  времени (Что буду делать?Что сделаю?)

7.00– подъём:

(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...………….. зарядку,

(убирать)………………………… постель, (чистить) .…………………… зубы.

7.30-7.50-(завтракать)……………………………………………………………..

9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………………..… в школе.

16.00- 17.00 – (гулять) ………………………….………...….на свежем воздухе.

17.30-19.30 – (выполнять) ……………………………..……домашние задания.

22.00- (ложиться)…………………………………….спать.

Индивидуальная карта.  II вариант. ………………………………………………

Тема: Изменение глаголов по временам.

1.        Глагол – это ……………………………………………………….

Обозначает ………………………………..……………………………..

Отвечает на вопросы: …………………..…..? ………...…….…………..?

Изменяется по ………………………,  ………………………., ………………….

и  временам: -……………………………….. время;

                        ……………………………….время;

                        ………………………………. время.

2.        «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится

3.Пословицы.

  1. Потерял минуту – потеряешь и час.
  2. Время не ждёт.

3.        Делу – время, а потехе – час.

4.Режим дня. Употреби глаголы в форме прошедшего времени (Что делал?Что сделал?)

7.00 – подъём:

(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...…………..

зарядку, (убирать)………………………… постель, (чистить)

.…………………… зубы.

7.30-7.50 - (завтракать)…………………………………………………..

9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………… в школе.

16.00- 17.00- (гулять) …………………………....….на свежем воздухе.

17.30-19.30-(выполнять) ……………………..……домашние задания.

22.00- (ложиться)…………………………………….спать.

Индивидуальная карта.  III вариант. ……………………………………….

Тема: Изменение глаголов по временам.

I.        Глагол – это часть…………………………

Обозначает …………………..…………….……предмета.

Отвечает на вопросы: ……………………..……..? …………...…….…………..?

Изменяется по ………………………,  ………………………., ………………….

и  временам: ……………………………….. время;

                        ……………………………….время;

                        ………………………………. время.

II.        «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится

  1. Пословицы.
  1. Потерял минуту – потеряешь и час.
  2. Время не ждёт.
  3. Делу – время, а потехе – час.
  1. Режим дня. Употреби глаголы в форме настоящего времени (Что делаю?)

7.00 – подъём:

(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...…………..

зарядку, (убирать)………………………… постель, (чистить)

.…………………… зубы.

7.30-7.50 - (завтракать)…………………………………………………..

9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………… в школе.

16.00- 17.00 - (гулять) …………………………....….на свежем воздухе.

17.30-19.30-(выполнять) ……………………..……домашние задания.

22.00- (ложиться)…………………………………….спать.