Автоматизация звука [р] в слогах и словах.
план-конспект урока

Пекина Елена Игоревна

Автоматизация звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация звука «р» в слогах, словах» 

 Задачи:

I. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание и память.
  • Развивать фонематический слух, фонематический

    анализ, синтез и представления.

  • Развивать слоговой анализ.

II. Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука «р» в слогах, словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять наличие звука в слове.
  • Закреплять умение определять место звука в слове.


           Оборудование: предметные картинки, мяч, зеркало.

                        Ход занятия

Логопед: «Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук «р» - «песенку моторчика» и играть со словами и звуками.

1.Артикуляционная гимнастика «В гостях у дедушки»:

-Дедушка сделал для внуков качели - упражнение «Качели»,

-Все покачаться на них мы успели - упражнение «Качели»,

-Дедушка скачет на лошади ловко - упражнение «Лошадка»,

-Звонкие вязнут на глине подковки - упражнение «Лошадка»,

-Вот замедляет лошадка шажочки - упражнение «Лошадка»,

-Вот на опушке мы видим грибочки - упражнение «Грибочки»,

-Мы их в корзинку скорее собрали - упражнение «Чашечка»,

-И на лошадке домой поскакали - упражнение «Лошадка»,

 

2. Основная часть.

-Логопед: Теперь язычок проснулся, сделал зарядку и будет хорошо рычать - произнеси долгий звук «Р» 3 раза.

– РРРРРРРРРРРРРР

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами и вибрирует.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

 - А теперь ведем пальчиком по букве и поем звук [Р] (по 3 раза).

3. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р] и топнуть ногой если нет: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

4.Дидактическое упражнение

 «Тактильные ладошки»  

Ра-ро-ру                      Ар-ор-ур

Ро-ру-ры                     Ор-ур-ыр

Ру-ры-ра                     Ур-ыр-ар

Ры-ра-ро                     Ыр-ар-ор

За правильное повторение слогов логопед награждает ребёнка картинками.

5.Работа с картинками «Игровизор»:

- Задание 1: Выбери только те картинки, в названии которых есть звук «Р».

-Задание 2: Разложи выбранные картинки в «Игровизор», определи место звука в лове.

-Задание 3:Придумай свои слова на каждый вариант

(начало-середина-конец)

6.Физминутка с мячом «Запомни - назови».

Барабан, баран, гитара, пирамида, буратино, муравьи и др.

7.Дидактическое упражнение «Хлопай и считай»

(деление слов на слоги и раскладывание картинок по домикам-

В первый домик - из одного слога,

Во второй домик - из двух слогов,

В третий домик - из трёх слогов,

В четвёртый домик – из четырёх.)

8. Работа в альбоме.

9. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

10. Домашнее задание. Повторить слоги и слова в тетради.