Урок письма и развития речи в 7 классе
план-конспект урока (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок письма и развития речи в 7 классе
Тема урока: «Сложные слова»
Цель урока: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных)
Задачи:
Образовательная: повторить значимые части слова; формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов.
Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.
Воспитательная: формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.
Ход урока:
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Всем ребятам дан звонок.
Он собрал нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Вспомним правила посадки ученика за партой.
Запишем число в тетради.
2. Повторение:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
Вспомним из каких частей состоит слово.
Кроссворд
1 | |||||||||||||
2 | 3 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
- Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.
- Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
- Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.
- Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении
3.Подготовка к восприятию темы.
Но сегодня я вам хочу рассказать, что слова образуются не только при помощи
суффиксов и приставок, но и сложением двух корней.
Задание: отгадать загадки
На правильную отгадку, на доске появляется ответ с изображением самолета, парохода, пешехода.
- Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ) - По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД) - Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Вопросы исследовательского характера:
- Что общего в этих словах?(состоят из двух слов)
-Такие слова, ребята, называются сложными.
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? Сложные – не значит трудные.
- Какое матем. действие подходит для образ-я сложных слов?
-Что вы складываете на уроках математики?
- А можем ли мы сложить сантиметры с граммами?
-Какой математический знак обозначает сложение?
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
4. Сообщение темы урока:
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться СОСТАВЛЯТЬ сложные, находить их среди других слов.
- Работа с учебником.
Чтение правила на странице 58, выполнение упр. 78
(один учащийся выписывает на доске слова с соед. гласной О, второй – с Е, из первых двух строк)
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О.
– Как же можно построить новые слова?(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад)
– Запишите это слово. Сколько в нём корней?(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-)
– Выделите корни. Как получили это слово?(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход)
Как мы получили новые слова?(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)
– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О, Е. Эти гласные называются соединительными.
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
Твёрдо помни: не пиши
В сложном слове букву И.
– А как же называются такие слова? (СЛОЖНЫЕ)
-На уроках труда и СБО вам тоже часто встречаются сложные слова, вспомните их с опорой на слайд, правда, слова эти зашифрованы, ваша задача их расшифровать.
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!
(краскопульт, бумагорезательная машина, , скороварка)
Зачем нам в речи нужны сложные слова?
Сравните. Как сказать удобнее:
- маслозавод или завод, изготавливающий пищевое масло?
- пылесос или устройство для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха?
Сложные слова очень удобны в языке. Они позволяют более ясно и лаконично назвать предмет или явление.
- Физминутка
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
- Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний)
Для учащихся 1 группы
Самооценка | оценка учителя | |
Подчеркни слова по теме урока: птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. | ||
Составь сложные слова: вертит летит ........................................ сам катит................................................ | ||
Придумай свои сложные слова: ............................................................... |
Для учащихся 2 группы
Образуйте сложные слова по образцу, выдели корни, подчеркни соединительную гласную:
Сух+о+фрукт
Вод+о+лаз
Жизн+е+люб
Камн+е+пад
Лёд+о+кол
Пар+о+воз
Для учащихся 3 группы
Расшифруй сложные слова:
ФЛФЕФДФОФКФОФЛФ______________________
ПЕШ+Е+ХОД _________________________________
ЯПЯАЯРЯОЯВЯОЯЗЯ_________________________
ЗЕМЛ+Е+КОП__________________________________
ЖСЖАЖМЖОЖЛЖЁЖТЖ____________________
ВЕЗД+Е+ХОД __________________________________
- Тестовое задание (проверка полученных знаний)
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.
- Сложные слова образованы …
а) сложением корней; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы; б) суффиксы; в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект
3) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
4) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
5) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
9.Домашнее задание (дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. Перед вами две карточки: жёлтая и розовая. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
10.Рефлексия.
- Сегодня познакомились со определением «сложные слова, «соединительные гласные О и Е в сложных словах», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс
"Склонение имен прилагательных женского рода"...
Урок письма и развития речи 5 класс
"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...
Урок письма и развития речи 6 класс
"Склонение имён прилагательных женского рода"...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
Конспект урока по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...