Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
план-конспект

Бабанина Нина Алексеевна

Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx443.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

 

Задачи:

 Коррекционно- образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

- формировать навыки согласования числительного с существительным;

 

Коррекционно- развивающие

-развивать целостное восприятие, память, внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать плавный продолжительный выдох.

Коррекционно- воспитательные:

  -воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

 

Оборудование: игрушка пчела Кларакартинки с изображением цветов (орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка); разрезная картинка с изображением Клары; игрушки для задания «Где спрятался звук».

 

                                Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её?..... (пчела).

- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.

Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.

  2. Артикуляционная гимнастика.

 

-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

«Пароход гудит»

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».


«Лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

«Маляр»

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

«Дятел»

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

«Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

«Заведи мотор»

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

3. Дыхательная гимнастика.

Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давай поиграем с ними. Подуй на них, они полетают.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе.

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (ребёнок дует на бабочек).

4. Автоматизация звука [Р], [Л] в слогах.

- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал

лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул

лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло оло-оро-оло ол – ор - ол

 

5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.

   Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].

Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).

Ло- ро- ло, убежали … (далеко).

Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).

Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).

Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).

Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).

6. Зрительная гимнастика. 

Наша пчелка хочет показать нам лужайку, где она живет давай посмотрим.

7. Формирование навыка звукового анализа.

 - Как много цветов растет на лужайке. Клара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Р] [Л].

(орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка);

8. Физминутка.

  - Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчёлкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро хлопни, улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.Умница! 

9. Игра «Где спрятался звук».

 Клара принесла с собой мешок. Тут много игрушек, в названии которых, спрятался звук [Р] [Л]. Нам нужно выбрать игрушки в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

 10. Развитие мелкой моторики.

 Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

- Молодец! Клара очень довольна.

 

11. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

 - Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки, и где нужно вставь пропущенные слоги РА-ЛА, РУ-ЛУ, РЫ-ЛЫ, РО-ЛО.

Салат ел Варю.

Салазки везут Рому.

Пол упал на стул.

Лопатка взяла Влада.

Ладони вымыли Клару.

Кукла купила Марго.

РО-ЛО

У камина стоит т….н (ро)

На него сел с…н (ло)

РЫ-ЛЫ

Кусают больно кома…(ры)

Хоть и очень они мА… (лы)

РА-ЛА

В сказке фея жи…(ла)

Она была доб…(ра)

РУ-ЛУ

Искрится …чей (ру)

От солнечных … чей (лу)

12. Итог занятия.

 - Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какой звук мы учились правильно произносить? Какая игра тебе понравилась больше всего?


 

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация звуков [Р], [Л] в словах, слогах, предложениях» Учитель-логопед: Павленко Н.И. Март 2018 Москва Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Кррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях; Коррекционно- развивающие: развивать целостное восприятие, внимание, память; развивать фонематический слух; развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; обогащение и расширение словарного запаса; закреплять навыки звукового анализа и синтеза; развивать плавный продолжительный вдох. -воспитывать интерес и самостоятельность к занятию. Оборудование: Игрушки : Лола и Рома, карточки, игрушки для игры «Где спрятался звук». 1.Организационный момент. У нас гости Лола и Рома они будут помогать тебе, учится правильно произносить звук «Р», «Л» и отличать их друг от друга, но для этого, чтобы правильно произносить звуки «р» и «л» давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношение этих звуков. «Р» - губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит. «Л» - губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет. 2.Артикуляционная гимнастика. «Лопаточка» «Качели» «Вкусное варение» «Индюк» «Лошадка» «Заведи мотор» 3.Дыхательная гимнастика» Сделаем глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Упражнение «Подуем на шарики» 4.Автоматизация звука [ Р], [Л] в слогах. Ра-ла-ра, ара-ала-ара, ал-ар. Ру-лу-ру, уру-улу-уру, ур-ул-ур. Ры-лы-ры, ыры-ылы-ыры, ыр-ыл-ыр. Ро-ло-ро, оро-оло-оро, ор-ло-ор. 5.Автоматизация звука «Р» и «Л» в словах. Вместе с Лолой и Ромой поиграем: Игра «Доскажи словечко» Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а… (лук) «Как бы мне пошла корона!» - Важно каркает… (ворона) Кто имеет один рог? Отгадайте. (носорог) Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло). Захотела кошка спать, Вот и лезет на … (кровать). Шьет, зашивает колется колко. А зовут её… (иголка) Научись держать в порядке Свои книжки и …(тетрадки) На ветке не птичка- Зверёк-невеличка, Мех тёплый, как грелка. Кто это? (белка) 6.Формирование навыка звукового анализа. Игра «Картинки для Лолы и Ромы». Рыба, лопата, лама, лак, игла, ракета, торт, корабль, портфель. 7.Пальчиковая гимнастика. Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей, Мы летаем вверх и вниз. Вместе с нами веселись. Т.СИКАЧЕВА 8.Игра «Где спрятался звук». У Лоры и Ромы много игрушек, в названии которых спрятался, звук [Р], [Л]. Нужно выбрать игрушки в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. 9. Игра «Скажи наоборот». Летом день длинный, а зимой… (короткий). Суп горячий, а компот… (холодный). Дедушка старый, а внук… (молодой) Вчера мне было весело, а сегодня… (грустно) Заяц трусливый, лев… (смелый) Баба Яга злая, а фея… (добрая) 10.Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях. Лола и Рома придумали забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки. Где нужно вставь пропущенные слоги РА_ЛА,РУ_ЛУ,РЫ_ЛЫ,РОЛО. Салат ел Варю. Салазки везут Рому. Пол упал на стул. Лопатка взяла Влада. Ладони вымыли Клару. Кукла купила Марго. У камина стоит т….н (РО) На него сел с….н (ло) Кусают больно кома…(ры) Хоть и очень они ма….(лы) В сказке фея жи…(ла) Она была доб…… (ра) Искрится ….чьй (ру) От солнечных …чей (лу). 11. Итог занятия Занятие подошло к концу прощаемся с Лолой и Ромой. 9. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

© Ссылка на источник: 
https://ds1996.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/pavlenko_natal_ya_ivanovna/konspekt_individual_nogo_logopedicheskogo_zanyatiya_tema_differenciaciya_zvukov_r_l_v_slovah_slogah_predlozheniyah/

Давай произнесем звук [р] и посмотрим, где находится язычок. (Язык широкий. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Поступившего из гортани в ротовую полость. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

- А теперь звук [л]. Где находится язычок? (Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.)

  1. Дифференциация в слогах.

- Повтори за мной слоги:

Ра-ла ла-ра

Ро-ло ло-ро

Ру-лу лу-ру

Ры-лы лы-ры

  1. Дифференциация в словах.

Назови предметы, которые ты видишь на картинке:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/17/s_58cbabf8b90ba/588511_3.jpeg

  1. Пальчиковая гимнастика.

Давай немножко отдохнем, выполнив упражнения для пальчиков.

1) «Упр. «В гости».

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

А мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(постучать кулачками друг о друга)

Вместе пальчики-друзья.

(ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)

Друг без друга нам нельзя!

(соединить руки в «замок»)

2) Упр. с мячом-ёжиком.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

мяч летает между рук! из руки в руку)


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/28/k_5c7702e507ad5/501682_2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».

Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...