Обучение детей с нарушением слуха: инклюзия или нет?
статья

Манакова Людмила Анатольевна

Статья, в котором выражено мнение воспитателей коррекционной школы-интерната на обучение особенных детей в условиях инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Обучение детей с нарушением слуха: инклюзия или нет?»

Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.

Дети с особыми образовательными потребностями – это также и дети с нарушением слуха. Согласно классификации, они разделены на две основные группы: глухие и слабослышащие. Если сказать проще, то глухие дети не могут самостоятельно накапливать речевой материал, потому что не слышат речь, а слабослышащие могут самостоятельно накапливать речевой запас при помощи слухового анализатора хотя бы в минимальной степени.

Дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, могут обучаться инклюзивно. В процесс инклюзивного образования в первую очередь могут включаться слабослышащие дети с небольшой потерей слуха, которые имеют достаточно развитую самостоятельную речь, а также достаточный уровень понимания речи. Но даже такой слабослышащий ребенок, придя в общеобразовательную школу, испытывает определённые трудности в обучении. Часто учителя не готовы обучать его, так как они не прошли специальную подготовку для работы с такими детьми.

Чтобы обучать детей с нарушением слуха, необходимо знать их особенности:

- нарушение слуха влияет на речевое развитие ребенка и оказывает влияние на формирование памяти, мышления, что влечет за собой затруднение запоминания, сохранения и воспроизведения речевого материала;

- особенности мышления детей с нарушениями слуха приводят к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике;

- нарушение слуха приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет социальный опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности.

В России есть успешный опыт обучения детей с нарушением слуха в массовой школе. Изучая опыт работы коллег по данной проблеме, мы узнали, что в одной из школ (НОУ СОШ «Интеграция»), реализующих инклюзивное обучение глухих и слабослышащих детей, организована специальная помощь для таких детей. Для этого приглашены специалисты дефектологи, которые проводят с ними коррекционные занятия по развитию слухового восприятия, организованы музыкально-ритмические занятия, работает психолог, который помогает этим детям наладить контакт с их одноклассниками, почувствовать себя комфортно в среде слышащих. На каждом уроке специалист-дефектолог оказывает индивидуальную помощь детям.

Но, исходя из опыта работы, можно отметить и отрицательные впечатления от внедрения инклюзивного образования. Например, ученик начальных классов нашей школы по желанию родителей был переведен в общеобразовательную школу по месту жительства. Мальчик не смог обучаться в массовой школе, ему было трудно выполнять домашние задания в полном объеме, он испытывал трудности при восприятии и запоминании учебного материала, не смог наладить контакт с одноклассниками, постоянно находился в ситуации психологического дискомфорта. Учитель оказался не готов к обучению слабослышащего ребенка, так как не обладал специальными профессиональными знаниями. Через полгода мальчик с радостью вернулся в нашу школу, продолжает обучение, принимает активное участие в общественной жизни школы.

Другой ребенок обучался в массовой школе до 4 класса. Имея небольшую потерю слуха, мальчик испытывал трудности в обучении, дискомфорт в общении с учителем и одноклассниками. По рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии ребенок был переведен на определенный срок в нашу школу-интернат. Получая профессиональную помощь педагогов, он стал лучше учиться, принимает участие в различных мероприятиях, быстро влился в детский коллектив, стал более открытым, легко вступает в контакт с педагогами и детьми. Мальчик попал в комфортную для себя среду. Родители и ребенок хотят продолжить обучение только в нашей школе.

В российской концепции интегрированного обучения подчеркивается, что интеграция не должна подменять собой систему в целом. По сути, в самой инклюзии ничего плохого нет. Наоборот, дети с особыми образовательными потребностями получили в данном случае возможность почувствовать себя полноценными членами общества. Но, имея многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ, можем сказать, что на сегодняшний момент далеко не все эти дети могут обучаться в массовой школе. Для них в нашей стране успешно работают коррекционные школы восьми видов, в которых дети с особенностями развития могут получать образование, навыки самостоятельной жизни в обществе, профессию. Такие учебные заведения укомплектованы квалифицированными специалистами, владеющими методиками обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, оснащены специальным оборудованием, разработаны адаптированные программы обучения детей с ОВЗ. И мы полагаем, что создание особых, специальных условий для того, чтобы «особые» дети могли получить образование – это не нарушение их прав, а возможность получения образования и полноценного развития личности.

В названиях практически всех коррекционных школ для детей с нарушением слуха есть слово «общеобразовательная», т.е. ученики школы получают такое же образование, как и ученики любой другой общеобразовательной школы.

Мирослав Иванович Ясин, доцент кафедры психологии университета им. Г.В.Плеханова по результатам исследования отношения глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию сделал такой вывод: наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие считают инклюзию на уровне среднего и высшего профессионального образования, а основное общее образование хотят получать в специальных коррекционных школах.

В нашей коррекционной школе-интернате созданы оптимальные условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Создание комфортной образовательной и коррекционно-развивающей среды на основе индивидуального подхода к обучению и воспитанию дает возможность развитию духовно-нравственных качеств личности, творческих способностей, формированию здорового образа жизни, успешной социализации воспитанников, подготовки к самостоятельной жизни, трудовой деятельности. Наши выпускники успешно интегрируются в общество слышащих людей.

После окончания школы-интерната наши воспитанники получают профессиональное образование в техникумах, колледжах и высших учебных заведениях. Например, практически все выпускники 2016 года (6 чел.), получившие среднее общее образование, имеют дипломы ВУЗов Москвы, Владимира, Белгорода. Сейчас они работают по специальности: тренер адаптивного спорта, пользователь программного обеспечения, а также продолжают обучение в магистратуре.

Но, хотелось бы подчеркнуть такую особенность: выпускники выбрали ВУЗы, в которых есть сурдоперевод в отдельных группах для глухих студентов. К сожалению, опыт обучения одной из выпускниц в колледже Белгорода без сурдоперевода оказался отрицательным. Единственной помощью, которую ей оказали в этом учебном заведении, было оповещение преподавателей о том, что студентка не слышит. И это всё. Девочка просто списывала лекции (которые студенты писали под диктовку преподавателя) у соседки по парте. Она «проучилась» 1 год (сдала все экзамены и прошла практику), но потом поступила в ВУЗ города Владимир, который принимает студентов с нарушением слуха и предоставляет сурдоперевод. Сейчас она успешно учится в магистратуре данного ВУЗа.

В условиях современной школы каждый ребенок с ОВЗ имеет возможность развивать свои способности. Во внеурочное время наши воспитанники занимаются в творческих объединениях и спортивных секциях. Они принимают активное участие в конкурсах и соревнованиях различных уровней, занимают призовые места. Некоторые из воспитанников стали членами сборных России по баскетболу, гандболу, пулевой стрельбе.

Коррекционная школа-интернат дает возможность детям с ОВЗ не только получить образование, но и развиваться с учетом индивидуальных особенностей. Воспитатель коррекционной школы-интерната выполняет важную функцию в развитии детей с ОВЗ. Вся воспитательная работа школы-интерната направлена на то, чтобы наши воспитанники социализировались в обществе, стали полноправными его членами, достойными гражданами России.

Исходя из нашего опыта работы, можно сделать вывод: важно, чтобы к обучению неслышащих детей были различные подходы, и чтобы интеграция становилась не формальной акцией, а продуманным и обоснованным решением и действием. Для каждого ребенка с ОВЗ решение об обучении должно приниматься индивидуально специалистами и родителями с учетом его особенностей развития, возможностей и готовности к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...